Журнал Большевик, стр 15

революции. Успех зависел от силы пролетариата, от его организованности ц сознательности, от его поддержки полупролетарскими элементами города и деревни.
Ленин подчёркивал, что нужно подводить массы к осознанию необходимости борьбы за победу революции на основе их собственного опыта борьбы. «Революция учит,— писал Ленин,— несомненно, с такой быстротой и такой основательностью, которые кажутся, .невероятными 'в мирные эпохи политического развития. И она учит, что особенно важно, не только руководителей,— но и массы.
/Не подлежит никакому сомнению, что революция научит рабочие массы -в России социал-демократизму» (стр. 3).
Цитируя слова Маркса, что революции — это локомотивы истории, Ленин указывал, что никогда масса народа не способна выступать таким активным творцом новых общественных порядков, как во время революции. Массы вырастают в ходе революции. Рабочий класс в момент революции развивает энергию во сто раз большую, чем в «обычное» время.
Вера в творческие силы масс сочеталась у Ленина с трезвым анализом борющихся сил, внешней и внутренней обстановки, этапо.в развития революции.
Ленин подчёркивал, что решает вопрос борьба. «Великие вопросы политической свободы и классовой борьбы решает, в последнем счёте, только сила,— писал Ленин,— и мы должны заботиться о подготовке, организации этой силы...» (стр. 16).
Ленинская теория перерастания буржуазно-демократической рево*- люции в социалистическую .разоблачала реакционную сущность оппортунистической, меньшевистской теории перманентной революции Троцкого. Развитие революции в России целиком опровергло эту предательскую «теорию» Троцкого. Вопреки его утверждениям о неизбежности «враждебных столкновений пролетарского авангарда с широкими массами крестьянства» победоносная социалистическая революция в России в 1917 году привела к установлению союза пролетариата с трудящимися массами крестьянства, при гегемонии рабочего класса, что явилось основой диктатуры пролетариата. Большевистская партия, руководствуясь ленинско^сталинской теорией возможности построения социализма в одной стране, привела нашу Родину к победе социализма и ныне осуществляет постепенный -переход к коммунизму.
В ленинских работах 1905 года — «Две тактики» и других — не было ещё прямого вывода о возможности победы социализма в одной, отдельно взятой стране. Но -в них, как указывает товарищ Сталин, «были заложены все или почти все основные моменты, необходимые для того, чтобы сделать рано или поздно такой вывод.
Как известно, к такому выводу пришёл Ленин в 1915 году, то-есть спустя 10 лет» («История ВКП(б). Краткий курс», стр. 73).
В своих работах, и прежде всего в своей исторической книге «Две тактики социал-демократии в демократической революции», Ленин идейно разгромил тактические установки меньшевиков и западноевропейских социал-демократов, опрокинул их оппортунистические утверждения. Ленин вооружил российский пролетариат чёткой перспективой дальнейшего развёртывания революционной борьбы, дал партии гениальный план перерастания буржуазно-демократической революции в социалистическую. Своей новой теорией социалистической революции Ленин обогатил марксизм, двинул вперёд революционную науку.
Классическую характеристику исторического значения ленинской работы «Две тактики социал-демократии в демократической революции» дал товарищ Сталин в «Кратком курсе истории ВКГГ(б)»:
«Историческое значение этого труда Ленина состоит прежде всего в том, что он разгромил идейно мелкобуржуазную тактическую установку
ДЕВЯТЫЙ ТОМ СОЧИНЕНИЙ В. И. ЛЕНИНА
10
меньшевиков, вооружил рабочий класс России для дальнейшего развёртывания буржуазно-демократической революции, для нового натиска на царизм и дал русским социал-демократам ясную перспективу необходимости перерастания буржуазной революции в революцию социалистическую.
Но этим не исчерпывается значение труда Ленина. Его неоценимое значение состоит в том, что он обогатил (марксизм новой теорией (революции и заложил основы той революционной тактики большевистской партии, при помощи которой пролетариат нашей страны одержал в 1917 году победу над