Журнал Большевик, стр 45

факт, что до настоящего времени в тени остаётся центральная проблема психологии — проблема личности.
С. Л. Рубинштейн хорошо сознаёт важность показа психики личности как целого и считает, что в его книге «личность не выступает лишь как завершение курса психологии. Она проводит через всё построение, от начала до конца. Она образует основу, изнутри определяющую трактовку пси
КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ
53
хики человека в целом. Все психические процессы составляют психическое содержание жизни личности» (стр. 618). Оставим в стороне особенности авторского стиля: «Личность не выступает... проходит через... построение... образует» и т. д. Важнее другое —то, что эта оценка книги, сделанная самим её автором, остаётся только декларацией.
Впрочем, упрёк в этом отношении следует адресовать не одному С. Л. Рубинштейну, но и многим другим советским психологам, отчётливо сознающим порочность функционального анализа психики, но не преодолевшим до сих пор этого недостатка. Книга С. Л. Рубинштейна, как и многие другие, также освещает проблему личности, как некоторой абстракции, взятой вне времени и пространства. Из поля зрения С. Л. Рубинштейна и других советских психологов выпала такая актуальная проблема, как психология советского человека.
В грандиозном процессе социалистического строительства происходит переделка сознания людей — активных строителей социализма. Новый, социалистический общественный строй, основанный на товарищеской солидарности и взаимопомощи свободных от эксплоатации работников, породил крупнейшие сдвиги в психологии людей, в их деятельности, в кормах поведения. Освобождённые от гнёта частной собственности, по-новому развились и -расцвели мысли и чувства, интересы и способности советских людей, созрело и обогатилось новым содержанием их сознание, окрепла и превратилась в неодолимую силу их воля, преодолевающая все и всяческие трудности на пути к коммунизму. Ликвидирована трагедия одиночества личности, характерная для классового общества, исчезло противопоставление личното общественному. Интересы советских людей гармонично сочетаются с интересами социалистического общества. В Советском Союзе происходит небывалый в истории человечества по своим масштабам расцвет талантов в самых различных областях хозяйственной и культурной жизни. В результате построения социализма, -под влиянием воспитательной работы большевистской партии, под мощным воздействием её передового, прогрессивного мировоззрения создалось и окрепло морально-политическое единство советского народа.
В годы войны против немецко-фашистских и японских империалистов, которая явилась тяжёлым испытанием для нашей Родины, советский народ по праву стяжал себе славу героического народа. Весь мир должен был склониться перед величием и красотой морального облика советского человека. Друзья признали это с любовью, враги — с -ненавистью. Но все поняли, что советские люди — это люди особой формации, особого склада, новой морали, новой психологии.
К.сожалению, советские психологи провели мало исследований, чтобы раскрыть влияние новых общественных условий на развитие психики советских людей, определить, в какой степени и какие факторы влияют на формирование личности советского человека. Советская психология значительно отстала в этом отношении от художественной литературы, отразившей во многих ярких образах величие, красоту и мужество советского человека.
А разве богатейшая, многообразная жизнь Советской страны, насыщенная событиями всемирноисторического значения, фактами изумительного массового трудовоготероизма, непрестанным творческим энтузиазмом миллионов советских людей, даёт мало материала для психологического анализа и обобщения? Такими данными никогда ещё не располагала психологическая наука.
Как отмечали участники обсуждения книги С. Л. Рубинштейна, психология советского челозека должна стать центральной проблемой советской психологии. Изучая личность советского человека в процессе развития, советский психолог обязан учитывать условия воспитания в семье, дошкольных учреждениях, школе, влияние обучения, производст
56
КРИТИКА И ЬИВЛИОГРАФИГ

венной и общественной деятельности на формирование психического склада