Детская экспериментальная психология, школьный возраст, В.А. Артемов (1929)
РЕАКЦИЯ, КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА

РЕАКЦИЯ, КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА.
I. ПОСТАНОВКА ВОПРОСА. .

В современной психологии, особенно американской и русской, в основу понимания поведения человека кладется механизм реакции. Последняя понимается, как ответ организма на раздражитель среды. Ига среда может быть как внешней, так и внутренней по отноше нпю к человеку. Наряду с этим, преимущественно в немецкой психологии, под реакцией понимается структура поведения, наиболее типичная для волевого акта, в результате чего, например у Аха, изучение воли сведено к изучению реакций.

В русской психологии первым, занявшимся изучением реакций в отношении их времени, был То карски й *). В дальнейшем, начиная с 1910 г. и до настоящего времени, эта проблема составляет предмет изучения К. II. Корнилова и его учеников. К. Н. Корниловым, вопервых, был предложен свой оригинальный метод изучения не только времени, но и интенсивности, а теперь и формы реагирования, вовторых, его учение о реакциях человека разрослось до самостоятельной школы психологии, построенной на основании диалектического материализма. 11о мнению К. Н. Корнилова *), реак-

!) Токаре кий, Записки психологической лаборатории, М., 1904. г) К. Н. Корнилов, Учение о реакциях человека, 3-е нзд., Гпз, 1927. Его же, О природе типов простой реакции, „Труды Псих, института при Моек, университете", т. I, вып. i, 1913. Его же, Динамометрический метод исследования реакций, там же. Его же, Новый метод экспериментального исследования воли, „Труды 2-го съезда по эксперим. педагогике", П., 1914. Его же, Основные типы трудовых процессов с точки зрения реактологии, „Вопросы труда", № г, 1921. Его же, „О переходе от одного тина трудовых процессов к другим с точки зрения реактологии", „Организация труда", № 2, 1922. Его же, О взрывных реакциях, „Ученые записки Института эксперим. психологии", т. III, 1928 г.

ция является „основной формой всякого жизненного проявления", начиная от простейших организмов, как, например, бактерий, и кончая высокоорганизованным человеком.

Второе исходное положение реактологии К. Н. Корнилова гласит, что реакция является не только основной, но и „единственной первоначально данной формой жизненного проявления". В этом смысле дробление поведения на изолированные друг от друга восприятия или движения организма является абстракцией. Поэтому изучение поведения должно начинаться не с ощущений или восприятий, а с анализа акта реагирования. Психология, таким образом, становится наукой о реакциях человека, „охватывающих все формы проявления его в отношении окружающей среды".

Реакция является сложным актом поведения человека, координирующим, с одной стороны, раздражения, с другой, — движения. Те и другие находятся между собой в определенной функциональной зависимости, причем раздражитель является независимым переменным, а движение — зависимым. Каждая реакция содержит в себе три основных момента — сенсорный (раздражение воспринимающего органа), центральный (процессы в центральной нервной системе) и моторный (импульс двигательного характера). Сенсорный и двигательный моменты реакции могут быть даны и в скрытой форме. В таких случаях раздражение для реакции имеет внутренний по отношению к организму xapajsrep, а ответным движением выявляются внутренние изменения организма. Это обстоятельство лишний раз указывает на то, что реакция есть целостный процесс, лишь искусственно разлагаемый на свои составные части. В этом смысле особенно неправа была школа субъективного эмпиризма, атомизиро-вавшая всю психическую жизнь на ум, чувство и волю.

Реакция, как тот или иной вид движения, носит динамический, активный характер. В этом смысле реактология на смену статических понятий старой психологии выдвигает динамическую природу поведения человека. Причина активной природы реакции лежит в том, чго она является взаимодействием организма со средой, она всегда „не что иное, как нарушение или восстановление равновесия между индивидом и окружающей средой".

В американской литературе реакция понимается аналогично изложенному взгляду К. Н. Корнилова. Иногда она превращается в механизм наивно-материалистического порядка, когда в ней зачеркивается ее субъективное, т. е. психическое, свойство.

У немецких авторов, как уже указывалось, в большинстве случаев при изучении реакций разрешаются те или иные проблемы воли,

поскольку в действии человека, как в ответе на данную ситуацию, видят характерные для процессов воли моменты—решения и приведения этого решения в исполнение.