Детская экспериментальная психология, школьный возраст, В.А. Артемов (1929)
МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ РЕАКЦИЙ

МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ РЕАКЦИЙ.

Обычно различаются три метода изучения реакции школьников— изучения времени, интенсивности и формы реакций.

А. Изучение времени реакций.

1. Хронографический метод, как указывает самое название („хронос" —время, „графо“ — пишу), состоит в записывании времени реакций. Для этой цели служит несколько аппаратов. Один из них психодометр. Аппарат этот, правда, в настоящее время уже достаточно устарел, но вследствие небогатого оборудования наших лабораторий, особенно провинциальных, может быть использован. Как видно из рис. 23, существенной частью аппарата служит металлическая пластинка тп с острием D, настроенная на юо колебаний в х

секунду, и подвижные салазки, с вставленным в них закопченным стеклом, ручкой В и стержнем С. Перед началом опыта психодометр „заряжается". В этих целях Салазки несколько продвигаются назад в направлении, указанном стрелкой I, а острие D отклоняется несколько в сторону и упирается в стержень С. Аппарат привинчивается к столу. Испытуемый садится на стул и кладет указательный палец правой руки на кнопку А. Экспериментатор берется правой рукой за ручку В,говорит испытуемому „приготовьтесь" и через 1/,2—х секунду быстро отдергивает салазки в направлении, указанном 'стрелкой 2. Предварительно перед опытом экспериментатор разъясняет школьнику, что его задача будет заключаться в том, чтобы нажать кнопку А, лишь он услышит звук колебания пластины пт, вследствие ее освобождения от стержня С. Экспериментатор должен познакомить школьника с этим звуком предварительно, а во время опыта следить за тем, чтобы глаза школьника были закрыты, как это делается всегда в опытах с реакциями на слуховой раздражитель.

В результате на стекле салазок получится волнообразная кривая следующего вида (рис. 24). Подсчет кривой понятен из рисунка. Каждая целая волна равна одной сотой секунды.

В целях хронографической записи времени реакций служат также специалпые установки, использующие электромагнитный отметчик, электромагнитный камертон, метроном с контактами и часы Жаке.

На рис. 25 изображена такая типическая установка. Под буквой К помещен электромагнитный камертон. буква О обозначает электромагнитный отметчик, оба схематически изображенные, Во время опыта испытуемый сидит за ключом, нажав пальцем на его кнопку. Экспериментатор ударяет по другому ключу, оставив руку после удара лежать некоторое время


на ключе. Испытуемый по условию, услышав удар ключа экспериментатора, реагирует отнятием пальца от своего ключа. В то время, когда экспериментатор замыкает ударом ток, на барабане кнмогра-

-фа./Д.в пункте i перо электромагнитного отметчика несколько опускается, так как якорь, на котором оно надето, притягивается к катушкам электромагнита. При отдергивании руки испытуемого ток в отметчике размыкается и перо поднимается кверху (пункт 2 на барабане). Параллельно этому электромагнитный камертон совершает колебания со скоростью обычно too раз в секунду. В результате получается следующая кривая:

Рис. 26.



Рис. 27.


По числу колебаний камертона возможно судить о времени реакции испытуемого. Па рнс. 26 она равна 8,5 сотых секунды или 85 тысячным. Вместо электромагнитного камертона возможно поставить часы Жаке (рис. 27), или метроном с контактами (рис. 28), соединенный со вторым отметчиком *).

!) Подробнее об излагаемых здесь установках см. В. А. Артемов, А. Н. Б е р н ш т е й н, JI. С. Выготский, Н. Ф. Добрынин и А. Р. Л у-р и я. Практикум по экспериментальной психологии, под ред. К. Н. Ко р-нилова, -Риз, 1927.

2. Хронометрический метод осуществляется обычно при помощи одного из существующих хроноскопов. Наиболее распространенным из них является хроноском Гиппа (рис. 29) или д’Арсонваля (рис. 30).

Рис. 30.

Хроноскоп есть не что иное, как обычные часы, отмечающие тысячные доли секунды и приводимые в действие электрическим током ').

Схема расположения аппаратов во время измерения времени реакции при помощи хроноскопа может быть

Рис. 29.

различной. Она зависит от задач исследования и типа используемых вспомогательных аппаратов. Наиболее простои из них является так называемая первая схема. Она изображена на рис. 31, где буква X означает хроноскоп, буква К—коммутатор для перемены направления тока. Ключ А принадлежит экспериментатору, ключ В испытуе мому. Вся электрическая цепь с приборами включается в нижние электромагниты хроноскопа. На аппарате указано, где имеются клеммы для нижних (untere) электромагнитов и где для верхних (obere). Прежде чем начинать работу с хроноскопом, его следует во избежание порчи тщательно изучить по одному из руководств, относящихся к общей экспериментальной психологии. Во время опыта, как и в хронографическом методе, в простейшем случае экспериментатор ударом по ключу дает слуховой сигнал; школьник па него реагирует снятием пальца с ключа.

!) Хроно- и динаноскоппче! кую установку см. стр. 64 настоящей гтавм.

отклонений в этом («'ношении различных экспериментаторов. , (ли подачи слуховых раздражителен служит или ударный молоток Вундта (рис. 32), или Fallapparat Гипиа (рис. 33), служащий' в то же время и прибором для изучения правильности действия хроноскопа, так как в нем падение шарика К, определенного веса, с определенной высоты всегда, согласно законам физики, равно

В опытах с хроноскопом существенную роль играет возможность автоматической подачи раздражений, чтобы избежать субъективных


li^ki ди-— Л_

Рис. 32.


Рис. 33.

одном}' и тому же времени. Для предъявления зрительных раздражителей имеются самые'разнообразные автоматические ширмы, служащие для последовательной подачи большого количества слов, рисунков, нарисованных фигур и т. п. Наиболее удобным является аппарат Миннемана (рис. 34).

его словесной реакции служат или губной ключ (рис. 35), который школьник держит во рту ’), или звуковой размыкатель. Наиболее удобным является размыкатель Мипютта (рис. 36).

В гех случаях, когда испытуемый реагирует не нажатием или подниманием пальца, а словом (сложные реакции), для регистрации

ку.

Рис. 34-

Рис. 35.


Рис. 36.

В. Изучение интенсивности реакций.

Впервые моторная сторона реакции была подвергнута экспериментальному изучению А л л и с т е р о м я) и Иссерлином 3). Однако, как правильно замечает К. Н. Корнило н, они рассматривали свои опыты, как проблему частного порядка, и не связывали ее тесно и непосредственно с динамической стороной реакции, К. Н. Корниловым в целях измерения интенсивности реакций был сконструирован специальный аппарат, названный им динамоскопом. Как видно из рис. 37, динамоскоп состоит из двухколенного ртутного манометра (Ж), помещенного на штативе-шкале (Ш) и соединенного

кимографа. Во время опыта измеряется не только интенсивность, но и время реакции, для чего в цепь включен хроноскоп (рис. 37), работающий по первой (см. выше) схеме.

с ключом (К), содержащим в себе резиновый баллон (Б). Во время опыта испытуемый нажимает этот ключ, сила его нажима-реакции передается пневматически через трубку (Т) в манометр, где ртуть поднимается на соответствующую высоту, что в свою очередь записывается при помощи специального пера на ленте вращающегося


Рис. 38. (По Корнилову).

Для измерения интенсивности реакции испытуемого имеется точная математическая формула, указанная в „Учении о реакциях человека". Однако ввиду ее сложности обычно интенсивность реакции измеряется по

подъему кривой при нажиме на ключ. Для этого следует взять или специальное миллиметрическое стекло, или же обычный угольник с нанесенными на нем миллиметрическими делениями, основание которого ставится на линии а (рис. 38). По высоте кривой, как она вы-

РЕАКЦИИ    65

ражается в миллиметрах угольника, и заключают об интенсивности кривой.

Во время опыта ведется протокол по следующей форме:

ПРОТОКОЛ №

Предмет исследования...............

Руководитель опытов...............

Испытуемый . . ■.................

Год, месяц, число, часы (начало и окончание опыта) Состояние испытуемого ..............

Показания динамоскопа в милли-    Словесный отчет

метрах

37    N

43    Помешал стук в соседней

комнате


Показания

хроноскопа


№№ опыта

1

2


1565

132J


N


41


3    т45®


н т. д.


В течение одного сеанса с детьми не следует проводить более 2о опытов. Опыты, явно уклоняющиеся в своих величинах от среднего, следует, согласно соответствующим статистическим данным, выбрасы-вать. При обработке результатов пользуются обычными приемами вариационной статистики 37).

С. Изучение формы реакции.

Первой работой в этом направлении было указанное выше исследование Иссерлина. Однако за последнее время мы имеем значительные усовершенствования. В связи с психотехническими задачами—изучить наиболее экономную форму рабочего движения, с одной стороны, а с другой, — определить пригодность к той или иной профессии отдельного рабочего физического труда, возник целый ряд исследований, проведенных по так называемому циклографическому методу. Этот метод состоит в том, что на движущейся пластинке или пленке фотографического аппарата снимаются движения рабочих органов в отношении их формы. В этих целях испытуемый, находящийся в темной комнате, надевает на отдельные части например руки светящиеся электрические лампочки, путь движения которых во время работы фотографируется. Для того чтобы снимок имел прерывистые моменты, съемка производится при

^Подробнее см. К. Н. Корнилов, Учение о реакциях человека, 3-е изд., Гиз, 1927.

5 В. А. Артемов. Д гг с к эксперим. психология

помощи обтюратора, движущегося со скоростью 200 оборотов в секунду. Получаемая в результате циклограмма имеет следующий вид (рис. 39).

Однако циклографический метод i) слишком труден, как в части

съемки, так и в части обработки получаемых результатов, 2) очень дорог как в смысле оборудования, так и в отношении расходования материалов. Поэтому мы не могли бы его рекомендовать для педологического использования, тем более, что в этой области он еще совершенно не успел себя зарекомендовать 1).

Рис. 40.

Рис. 41.

Наиболее удобным, хотя обычно употребляемым несколько в иных целях, является аппарат для пневматической записи движений, применяемый в Институте экспериментальной психологии А. Р. Лурия. Рис. 40 изображает этот аппарат, состоящий из обычной деревянной коробки с проделанным в ней отверстием, через которое испытуемый может нажимать металлическую пластинку, прикрепленную к помещенному внутри коробки резиновому баллону. Нажим пальца или пальцев передается по резиновой трубке мареевскому барабанчику (рис. 41), записывающему интенсивность и форму реакции испытуемото школьника. 37

D. Различные виды реакций.

К. Н. Корнилов различает на основании постепенно увеличивающейся сложности следующую, как он называет, гамму реакций:

i) натуральная, 2) моторная, 3) сенсорная, 4) различения, 5) выбора, б) узнавания и 7) ассоциации.

Очевидно, что три первых вида можно отнести к простым реакциям, а четыре последних—к сложным. Рассмотрим условия, при которых протекает реагирование школьника по всем указанным видам реакций.

1.    Натуральная реакция. Школьнику дается инструкция реагировать на раздражитель — и только: без указания, что это следует сделать, возможно быстрее или возможно лучше восприняв раздражитель.

2.    Моторная ИЛИ мускульная реакция. Школьнику предлагается реагировать, допустим, на красный цвет возможно быстрее, — лишь только он его увидит.

3.    Сенсорная реакция. Школьник должен реагировать, допустим, на красный цвет, но не раньше, чем он воспримет его с полной ясностью.

4.    Реакция различения. Школьник предупреждается о том, что возможно появление двух цветов, красного и зеленого. На каждый иЗ них он должен реагировать, но только тогда, когда он отчетливо йх различит. Возможно усложнение реакции различения путем введения не Двух, а нескольких раздражителей.

5.    Реакция выбора. Школьник также предупреждается о возможном появлении нескольких цветов, например двух. На один из них он должен реагировать, на другой нет (выбор между движением и покоем). Возможно также предъявление нескольких раздражителей С предложением реагировать на каждый из них особым движением, например на десятипалом реактивном ключе (выбор между несколькими движениями).

6.    Реакция узнавания. Школьнику предъявляется ранее известный ему раздражитель. Он реагирует лишь тогда, Когда узнает его.

7.    Ассоциативные реакции. Школьнику предлагается ответить Движением пальца лишь тогда, когда он подыщет на заданное ему слово Другое, без какой бы то ни было определенной связи (свободная речевая реакция), или с предварительно указанным ограничением и направлением ассоциации, например по сходству, по сопод-чиненности и т. д.

8.    Различается также восьмой тип реакции — реакция МЫСЛИтельная. Иногда она включается в состав ассоциативных реакций. Испытуемый реагирует не раньше, чем он образует из заданных ему условий определенное суждение, т. е. произведет более или менее сложный мыслительный акт.

Обычно в отношении указанных видов реакций измеряются изложенными выше методами их время и интенсивность. Однако возможно, если ключ динамоскопа соединить "перекидкой с аппаратом для записывания движений (рис. 40), одновременно измерять и форму реакции в ее непосредственной двигательно-нажимательной части.

При сравнении одного вида реакции с другим обычно находится разница в их времени, интенсивности и форме. Первые два момента осуществляются путем вычитания, а последний — путем описания полученных различий. Вундтом был предложен способ вычисления чистого времени психической реакции путем вычитания из каждой сложной реакции времени, полученного для реакции мускульной и т. п. Предполагается, что последняя необходимо сопровождает каждую реакцию в одинаковой степени, как бы сложна она ни была.