Детская экспериментальная психология, школьный возраст, В.А. Артемов (1929)
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ОПЫТЫ

IV. РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ОПЫТЫ.

Что касается рекомендуемых опытов, то все здесь изложенные методы могут быть достаточно плодотворными, за исключением, пожалуй, методики Аха, если в ней основываться только на систематическом самонаблюдении испытуемого. Наиболее ценной и экономной была бы работа по методу К. Н. Корнилова, исследующая одновременно и время, и интенсивность реакции, особенно если опыты соединить с регистрацией также и формы движения, как это указано нами выше.

\

ЗАВИСИМОСТЬ ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА ОТ ДЕТЕРМИНИРУЮЩЕЙ УСТАНОВКИ. '
I. ПОСТАНОВКА ВОПРОСА.

Психологи и педагоги всех времен интересовались деятельностью внимания у школьников.

Песталоцци для развития сосредоточенности заставлял детей одновременно исполнять несколько занятий. Г е р б а р т разработал теорию произвольного и непроизвольного внимания. Ф р е б е л ь в выборе своих пособий исходил из существенной потребности детского внимания оперировать с естественными объектами.

С развитием экспериментальной психологии деятельность внимания подверглась разностороннему исследованию. В связи с этим было предложено несколько теорий внимания. Вундт разработал волюнтаристическую теорию апперцептивного внимания, подразделив его на произвольное и непроизвольное. Мюнстер берг и Рибо развили двигательную теорию внимания, понимая его как установку организма для совершения той или иной психической деятельности. Эта установка, по их мнению, сказывается внешне в своеобразном положении корпуса человека, его головы, в выражении глаз, лобных мышц и т. д. Штеринг, Циглер и Штумпф защищают эмоциональную теорию внимания, согласно которой внимание является не чем иным, как фиксированием какого-нибудь представления тем или иным чувством. Чувства и интересы определяют внимательную деятельность человека. Ц и г е н у принадлежит интеллектуалист ческая теория внимания, согласно которой при объяснении деятельности внимания принимается в расчет не субъективное состояние личности, а изменение содержания представлений. Самый акт внимания с такой точки зрения понимается как борьба представлений за фиксационную точку сознания. Состояние внимания

заключается в преобладании какого-нибудь представления над остальными. Внимание равно доминанте представления.

Теория прокладывания путей Эббинггауза процесс внимания понимает как „прокладывание путей“ для соединения представлений в известную систему, согласно законам ассоциирования. С точки зрения этой теории большую роль для состояний внимания играет память, основывающаяся на ассоциативном связывании одних представлений с другими.

Теория задержки, разделяемая многими волюнтаристическими авторами, в том числе и Вундтом, находит, что внимание заключается в задержке, подавлении всех психических состояний за исключением того, на которое направлено внимание.

Этой теории противостоит теория поддержки, защищаемая Г. Э. Мюллером, согласно которой внимание является центросенсорной поддержкой центростремительного раздражения. Иначе говоря, внимание состоит в уготовлении путей восприятия, проторенных прежним опытом, для нового восприятия из той же области раздрЗ^кений. Данный звук воспринимается с вниманием потому, что он уже раньше воспринимался так же.

За последнее время в новейших направлениях экспериментальной психологии заметно некоторое, мы бы сказали, охлаждение интереса к проблеме внимания, по крайней мере, в ее чистом виде. С одной стороны, бихэвиористы и рефлексологи пытаются совершенно покончить с понятием внимания, сведя его к доминантным процессам. Хотя следует заметить, что рефлексология, просто-напросто воскрешает интеллектуалистическую теорию внимания, осложнив ее теорией за--держки. Учение о доминанте в некоторых его частях сходно также с теорией Эббинггауза, взять хотя бы учение о соотношении доминанты и субдоминанты. Поскольку с психологической точки зрения указанные теории в значительной мере устарели, остается пожалеть, что физиология в лице рефлексологии обосновывает отжившие, а не современные теории внимания.

В новейшей психологической теории внимание, получившее меткое название со стороны Ф. Крюгера — Madchen fur alles, что означает — служанка для всевозможных поручений, именно потому, что оно к услугам любой другой функции поведения, все более и более трактуется лишь как условие, а не как самостоятельная форма поведения. Особенно это заметно в споре между Gestaittheoi 1; п ассоциативной школой психологии, представляемой в этом споре G. Е. Miiller’oM. Внимание с такой точки зрения является не чем иным, как своеобразной установкой организма, сопровождающей каждый

акт поведения в целях его наибо тее удовлетворительного и эконом, лого совершения. Но об этом подробнее — в разделе, относящемся к теории внимания.

Нам хотелось лишь подчеркнуть всю сложность проблемы внимания и многообразие приемов ее50 разрешения. С педагогической точки зрения, для которой, пожалуй, наиболее приемлемой будет теория(рассматривающая внимание как установку на работу, — с этой точки зрения внимательная деятельность школьника представляет огромный практический интерес и требует своего, наиболее удовлетворя-щего школу, разрешения.

И. МЕТОДЫ И АППАРАТЫ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ВНИМАНИЯ.
А. Непосредственные методы.

1. Длительное наблюдение. Испытуемый сидит перед каким-нибудь экраном (стена, картон, матовое стекло и т. д.), на котором j i,e ч онстр и ру юте я различные знаки не окрашенные или окрашенные, смотря по условиям опыта. Этими знаками могут быть буквы, фигуры, рисунки и т. п. Задачей опыта в таких случаях бывает сравнение внутреннего ясного поля сознания с неясным периферическим (рис. 43), что происходит обычно на оснований опроса испытуемого.

2. Моментальное восприятие осущест-

вляется обычно двумя путями: или моментальным освещением объекта восприятия, или его предъявлением при помощи специального аппарата — тахистоскопа.

a)    Моментальное освещение заимствовано психологией из физики50 Однако там соответствующие аппараты зачастую не настолько точны, как это требуется психологией. Для психологических целей наиболее подходяща установка, предложенная Геннингом 50). Вследствие технической сложности пользования осветительными приспособлениями, обычно применяется для моментального предъявления материала

b)    тахистоскопическое экспонирование, осуществляемое при помощи специального аппарата тахистоскопа (от греческого tachisto — очень быстро, skopein — видеть). Идея тахистоскопа имеет задачей:

i) создать иоле, на котором испытуемый мог бы сосредоточить свой

взгляд, г) заменить ото иоле на мгновение другим, содержащим материал для опыта, и з) снова дать нейтральное поле, на котором испытуемый мог бы совершить воспроизведение виденного. Наиболее распространенными являются тахистоскопы Вундта и Нечаева, изображенные на рис. 44 и рис. 45.

Рис. 44.

Как видно из рис. 44, тахистоскоп имеет ширму с проделанным в ней отверстием. Сзади этой ширмы ходит другая ширма, или раздвигающиеся крылья (Нечаев), допускающие увеличение пли уменьшение расстояния между ними, чем достигается замедление или убыстрение экспозиции. Для этой же цели слу-

Рис. 45.

жит груз G. Отверстие D имеет перед началом опыта фиксационную точку, нанесенную па заслоняющей ширме 5.

Вундт следующим образом формулировал требования, предъявляемые к тахпстоскопу 51):

г) Экспонирование должно быть коротким, чтобы предупредить возможность движения глаз.

2)    Экспонирзтемое поле должно совпадать со зрительным полем прямого зрения.

3)    Экспонирование всех частей поля должно быть одновременным иди почти одновременным, так чтобы не было заметных различий во времени освещения различных областей.

4)    Приспособление сетчатой оболочки должно быть обставлено

благоприятными условиями, и следует избегать внезапных переходов от темноты к свету’.

с-1 едует избегать всего того, что способствует возникновению персеверирующих зрительных образов после исчезновения раздражений.

6) Продолжительность возбуждения сетчатой оболочки должна быть настолько ограничена, чтобы предупредить рассеяние внимания

по экспонируемому полю.

Сигнал „готово" следует подавать в надлежащее время перед

экспонированием.


Рис. 46.

Додж52) прибавил к ним некоторые свои требования, из которых наиболее важное- производить экспонирование бесшумно, чему как раз и не удовлетворяет аппарат Вундта.

Новейшая конструкция тахистоскопа Вундта для более моментального экспонирования и для

Рис. 47.

большего разнообразия в его длительности изготовляется с более высокими колоннами и машиной Атвуда (рис. 46).

Монокулярное зрение может быть дано на любом тахистоскопе

при помощи телескопа.

Если необходимо предъявлять целый ряд различных зрительных раздражителей один за дружим, то пользуется или у совершенство

ванным тахистоскопом Нечаева—Гизе, или же зеркальным тахистоскопом Вирта (рис. 47).

В слушае если лаборатория бедна и не может приобрести специального тахистоскопа, то она может:

1)    экспонировать раздражители ручным способом сзади экрана, сделанного хотя бы из фанеры, или

2)    если имеется проекционный аппарат, то демонстрировать при помощи него картинки, надев на объектив затвор от фотографического аппарата, или

3)    наконец, просто накладывая этот затвор, который должен быть достаточно большим, непосредственно на экс пон ируемый материал.

Школьник должен сидеть перед тахистоскопом на расстоянии, наиболее для него удобном в отношении видения экспонируемого

материала.

Продолжительность экспонирования указывается различными авторами различно. Очевидно, для детей наиболее целесообразно дремя в 0,070—о,юо секунды (70—юоа). Основная забота в отношении быстроты экспонирования направлена на избежание движения глаза во время восприятия. Хотя следует иметь в виду, что новейшие опыты относительно целостного характера восприятий ведутся и с более продолжительными промежутками времени. Вопрос о времени тахистоскопической экспозиции очень сложен: он зависит не только от объективного времени мелькания щели !тахисгос-копа, но и от своеобразия работы сетчатки испытуемого и от полей пред-и после-экспонирования. Работу7 сетчатки в этом отношении учесть почти невозможно. Что же касается полей пред-и после-экспонирования, то они должны быть темнее самого поля экспонирования. Наибольший эффект бывает тогда, когда поле экспонирования бело, а пред- и после-экспозиционные поля черные. Свет дня также играет огромную роль. Поэтому особенно точные опыты следует вести при искусственном освещении, когда имеется полная возможность к точному ретушированию света.

Под г о т о в и т е л ь н о е время, т. е. промежуток времени между подачей сигнала эксперйментатором „приготовиться11 и экспозицией, играет также большую роль. Оно должно равняться приблизительно I секунде.

В. Опосредствованные методы.

1. Соматоскопические методы, а) Фотографический и кинематографический методы состоят в съемке поведения ребят при различных задачах на работу внимания—■-сосредоточенность) раздвоение уста*

б В. А. Артемов. Детск. эксперим. психологии

новки и т. д. Следует приглашать детей для этой цели в специальную комнату и незаметно для них фотографировать их в наиболее удобный для задач исследователя.момент. Возможно спрятать аппарат и в обычной комнате для занятий. В этих же целях Санте-де53 С а нктис1) предложил метод исследования лобной мускулатуры. Он смачивал поверхность лба водным раствором сернистокислого натра и квасцов в пропорции обыкновенной фиксажной фотографической ванны. Затем накладывал на лоб обыкновенную фотографическую дневную бумагу и выставлял ее на свет до появления отчетливого отпечатка- лобной мускулатуры, после чего закреплял его в обычном фиксаже. (Образец — см. рис. 48.)

Рис. 48. (По Шульце).

Проще и дешевле проделать >ту же операцию (по- Зоммеру) путем моментального накладывания закопченной бумаги на лоб исследуемого школьника-. Эта бумага затем фиксируется в шеллаке.

Ъ).Графический метод был предложен Зоммером, .который для этой цели сконструировал несколько специальных аппаратов, изображенных на рис; 49, 50 и 51-

Рисунок 49 изображает испытуемого, внимательная деятельность которого регистрируется при помощи., аппарата Зоммера. Наиболее важная часть аппарата (рис. 50) состоит из всасывающего колпачка G, передающего при посредстве диска Р все колебания прислоненной к нему поверхности лба, как Нверх-'вииз через капсулу Tt, так и вправо-влево через • капсулу Та. Из капсул Tt и Т2 движение диска через пневматическую передачу (резиновая- трубка) идет к барабанчику Марея и тем самым записывается на барабане кимографа.

Другой аппарат Зоммера, так называемый тремограф (рис. 51), приспособлен для трехмерной записи движения пальцев: вниз-вверх, вперед-назад и в боковых направлениях.

2. Психологические методы, а) Зачеркивание на специально напечатанном бланке буквы или букв, слов или вообще любого знака начертания.

Впервые метод был предложен Бурдоном *) и известен под именем теста Бурдона, как тест измерения способности рас-п о а в а н и я.

Э р н 2) использовал его под именем „ отыскивания назначенных букв“ для экспериментального испытания внимания. Б и н э ®) и Винтелер*) пользовались им для противопоставления умственных способностей интеллигентных и неинтеллигентных детей.

Название этого теста, как

___Рис. 50.    Рис. 51.

*) В. Bourdon, Observations comparatives sur la reconnaissance, la discrimination et l’association, Rev. philos. Vol. 40. 1895 стр. 153—185

2)    A. О e h r n, Experimentelle Studien zur Individualpsychologie, Psychol. Arbeiten. 1896. стр. 9a—151.

3)    A. В i n e t, L'Ctude experimentale de 1’intelligence, Paris, 1903, стр. 236 и след.

4)    J. Winteler, Experimentelle Beitrage zu einer Begabungslehre Die experim. Padag. Bd. 9. 1906. стр. 4—48; 147—247.

6*

теста зачеркивания, идея or Шарп1), которая пользовалась им для диференциально-психологических исследований со студентами университета Корнелля. Джедд.2) использовал его для исследования реакции распознавания и т. д. Б и н э, Риттер и Уиппл3) применяли это испытание для изучения утомления. Этот, тест применялся неоднократно и русскими авторами (Рыбаков54) Арте* м о в 55) и др.). Каждый из указанных авторов так или иначе перерабатывал методику испытания, но в основном она оставалась всегда одной и той же.

В опытах с зачеркиванием большую роль играют: i) число букв, подлежащих зачеркиванию, 2) характер текста зачеркивания, 3) размер текста и продолжительность опыта.

В отношении числа букв для зачеркивания различные авторы держались самых разнообразных мнений. Предполагалось зачерки вать и по одной, и по нескольку (до 4) букв. Самый процесс зачеркивания также видоизменялся: то зачеркивали все буквы или знаки одинаковой вертикальной чертой, то буквы или знаки зачеркивали одни вертикально, другие горизонтально и так далее. Указа ния применительно к русским условиям см. в IV разделе этой Главы.

Употреблявшийся различными авторами материал возможно подразделит!. на следующие пять видов.

a)    Проза, напечатанная с промежутками между словами — пригоден любой текст, достаточно понятный школьникам по своему содержанию.

b)    Проза без промежутков между словами.

c)    Бессвязные слова — бессмысленный набор слов.

d)    Неурегулированный буквенный или всякий другой материал, применявшийся Бурдоном и Фогтом. В этих целях они перепечатывали страниц}’ венгерского, финского или другого мало известного языка, опуская все знаки препинания, заглавные буквы и стремясь к тому, чтобы отдельные буквенные сочетания не напоминали слов родного языка.

е) У pel улирсванный материал. Применительно к русским условиям Ф. Е. Рыбаковым был предложен следующий текст из букв:

I    — носмкалверлкевссвмлромораекрековнлмрслаоскемрвкнсопеалкрамен s окрнрвмланрклоенмрвклсклмлоеараслвмрнвеонлармссвавсекенаовас

3    — мнсккраовлменрслаосрвкеннлаоемралсвмвоеасрнлсоеоамлнвкмронвк

4    —аквонресамекворменокравсемалнлмркесовмлнкесрнеовмвакласосмнл

5    — ломеснкавоковмнесалквемрнаовскамрнрсомлкралеснрвлкевалмнеско

6    — оксенмлавеклврнселарклмосрнрмаксвоанрыевкласенмвоковакнсемол

7    — лнмсосалкавмвоеирсекнлмвосекрмлнламеСварконемровкемасерновка

8    — квнормквнлмаоеослнрсаеовмвслармеоалннекврсоалсрнемлвоарккснм

9— савоанекесвавссмралноевнрывлсараеолмлкслкврмнеолкрналмврнрко

хо — немарклаеноснкврмексоалсрмлнвокеркеароморлмвссвеклревлакмсон

II    — сонакмевлклрсвемвсорлромкеарокелнвсрмоалексврмснкенокламарен

12    — рковрналмкрнеолрмнлквлксолмраелсармвевнлномравсссваекеоансав

13    — сн.мркквоаемлсрноалврснекалнмеолармвсеоврсаслноеолмаквнормквн

14    — вкарнэасекемровнемркосваамелнлкрмоселмвекннрсвоеавмалксослнм

15    — молнсевакоконмвасевклрмеоанксврмасрнлмоаркселврнекллавенмокс

Ч

16    — онмеаквлреклвесемврлмороеарккеволнрмлсоаксмеврнкосенларкмане

17    — конрврлмнакролнермквсллклмеорасавлрмвноелнрасмвсваесеканвоса

18    - нмксркоалвемрнлсоарсквнелноамеарслмвоваерслносоеманлкврмнокв

19    - каоврнсемакеовмрнекоарсвкмелалнрмекосмвнлекрсеввоамкаалосмсл

20    — олемнеаковокмвенасклеврманво ксманрсрмокларелисврклвеланмсеок

Наиболее удобным для исследования является урегулированный материал, так как он: i) дает однообразные условия для всех йены чуемых и 2) облегчает обработку результатов вследствие того, что заранее известно число отдельных элементов текста.

Продолжительность опытов с зачеркиванием изменялась в связи с вариацией задач исследования. Возможно совершенно не ограничивать испытуемых временем, возможно дать несколько минут: Бурдон давал б минут, Винтелер—15, Бинэ—ю или 20 — в целях определения утомления. Э р н предложил вести очень длительные испытания, например но часу, чтобы исследовать влияние на внимание утомления, похвалы, скуки и т. д., что отчасти приведено в исполнение Фогтом. Обработка результатов испытания при помощи зачеркивания производится следующим образом:

1)    Во время опыта, если не всем испытуемым дано одно и то же время, последнее регистрируется но секундомеру для каждого школьника в отдельности.

2)    Показатель правильности нычисляегся по формуле;

л С— W

С+О’

где А — показатель правильности, О — число ошибочно пропущенных букв, С — число правильно перечеркнутых букв, W—число неправильно перечеркнутых букв.

Для вычисления показателя чистой производительности пользуются формулой:

E=SA,

где Е — искомый указатель производительности, S -—указатель скорости (просмотренный текст), А — указатель правильности, или формулой:


где S — показатель скорости (в терминах времени) 1).

b)    Сосчшпывание точек. Этот метод был предложен Бинэа) и позднее его использовал В цнтелер 56 57 58 59 60) в своих опытах сравнительного исследования детей различной интеллигентности Испытание состоит в подсчитывании числа неокрашенных и окрашенных точею различно расположенных в неправильные группы.

Обработка результов состоит в установлении отношений между скоростью и точностью сосчитывания, для чего возможно применить формулу, указанную для обработки результатов опыта с зачеркиванием. Ошибки вычисляются путем вычитания из действительного числа точек числа, полученного в результате их счета.

c)    Одновременное сложение, предложенное Б и н э в целях выяснения работы внимания при одновременном выполнении нескольких однородных деятельностей.

Школьникам раздаются листы бумаги, разграфленные на три столбца каждый. В начале первого столбца заранее пишется цифра б, второго — 28 и третьего — 43. В инструкции сообщается, что работа будет продолжаться 6 минут, втечение которых нужно возможно быстрее, но всегда верно прибавлять к каждому из написанных чисел по единице в порядке последовательности, т. е. 7, 29, 44, затем снова сначала 8, 30, 45 и т. д.*).

d)    Одновременное исполнение различных деятельностей. Это испытание предложено П о л а н о м !’), применялось также Б и н э и Анри1), Шарп, Рыбаковым и др. Метод Состоит в одновременном чтении какого-нибудь отрывка с нормальной для школьника быстротой и писании какой-нибудь буквы, например „а", или целого алфавита с максимальной быстротой при сохранении обычной отчетливости письма. Предварительно испытуемому предлагается чтение какого-нибудь отрывка без сопровождения его письмом в целях определения нормальной быстроты чтения. При обработке результатов чрезвычайно трудно было бы оперировать с двумя величинами— скоростью чтения и числом написанных букв. Поэтому эти две величины сводятся к одному „показателю времени“. В таблице 1-й иллюстрируется такое Вычисление в опыте с целым алфавитом. Как видно, „показатель одновременности" (/7) вычисляется путем вычитания нормального времени чтения (Н) из времени чтения, сопровождаемого письмом (С), и делением общего числа написанных букв (О ч.) на это различие:

С—Н    Таблица 1.






oldmemory
По всем вопросам: webfrontt@gmail.com