Детская экспериментальная психология, школьный возраст, В.А. Артемов (1929)
ОДНОВРЕМЕННОЕ ЧТЕНИЕ И ПИСАНИЕ

С—Н    Таблица 1.

ОДНОВРЕМЕННОЕ ЧТЕНИЕ II ПИСАНИЕ (по Шарп).

Испытуемые

Время каждого из 5 чтений в секундах

Число написанных букв

«э

Р61

w К

В v

Показатель одновременности, 5-е испытание

i-e

2-е

Зе

4-е

5-е

а

аЬ

аЬс

Алфа

вит

CL,V • о s

и ib

В.........

28

38

42

ЫЗ

47

62

78

85

1,07

G........

22

22

22

21

28

29

34

39

40

6

6,66

V.M.......

29

30

.5°

40

57

46

21 :

2,19

W.M.......

26

27

27

27

29

27

28

Зб

13

з

4,33

E. R......

27

27

29

27

31

31

48

20

4

5,°°

L. R......

22

25

26

25

37

41

44

51

26

т5

1,76

T.........

27

29

Зо

31

29

Зб

40

45

25

2

'2,50

Средний вывод ....

26

28

29

Зо

45

З6

43

51

37

Г9

4,78

Как видно из табл, i-й, например у испытуемого В, нормальное время чтения (i*e) //=28 сек., время чтения, сопровожденного письмом, в 5-м чтении С= 113 сек. Общее число написанных букв О. ч. = gi. Следовательно, показатель одновременности /7=1,07, так как

9*

113 — 28

1,07.

П =

Данный опыт имеет разнообразные вариации. Например Фогт1) применял подчеркивание трех букв в бессмысленном тексте е реагированием на удары метронома. Уиппл62 63) в этих же целях предлагает соединить с одновременной инородной деятельностью метод Мак-Дауголла, „постукивания в точку" ®). Как известно, опыт Мак-Дауголла состоит в следующем. На барабан кимографа помещается лента с нанесенными на нее восемью рядами красных точек в количестве 120. Величина каждой точки .равна 1,5 мм, расстояние одной точки от другой по вертикали равно 5 мм. Каждая такая серия в 120 точек представляет из себя зигзагообразную кривую ю мм ширины. Между испытуемым и лентой помещается ширма, имеющая узкое отверстие в ю—15 мм вышины и 23 мм ширины. Школьник, глядя через эту щель на движущуюся ленту кимографа (со скоростью одного оборота в 23 сек.), старается мягким тупым карандашом зачеркнуть каждую точку. При обработке результатов следует каждый пропуск точки считать за ошибку, каждое уклонение в сторону больше чем на I мм и каждое вертикальное уклонение больше чем на 2 мм считается также за ошибку.

111. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ РАБОТ.

При экспериментальном изучении внимания применительно к детскому возрасту имели в виду следующие проблемы:

А. Субъективные условия внимания.

1)    Объем внимания, т. е. то количество впечатлений, которое при тахистоскопическом предложении материала может быть воспринято одновременно.

2)    Интенсивность внимания, как сила сконцентрированности на раздражителе.

3)    Колебания внимания.

4)    Отвлекаемость внимания.

5)    Типические различия в формах внимания.

6)    Зависимость внимания от утомления и привычки.

7)    Влияние чувств и интереса на деятельность внимания.

В. Объективные условия внимания.

1)    Выразительность и яркость воспринимаемого материала.

2)    Так называемые коллективные восприятия и формообразования (Gestalt).

А. Субъективные условия внимания.

1. Объем внимания. Под объемом внимания обычно подразумевается число отчетливо воспринятых раздражителей при тахистоско-пическом предъявлении как одновременно, так отчасти и последовательно, поскольку эта последовательность укладывается в рамки времени „одного акта внимания". Первый случай — объем внимания для одновременных впечатлений, второй — объем внимания для последовательных впечатлений.

Разумеется, такое абстрактное понимание объема внимания едва ли правильно. Необходимо к нему добавить условия, проистекающие из структуры воспринимаемого материала и субъективного состояния испытуемого. В отношении зависимости объема внимания от характера воспринимаемого материала еще Мейманом *) указывалось на большое значение апперцептивных и ассимилирующих процессов. Чувство знакомости играет в процессе восприятия значительную роль, увеличивая его объем. За последнее время в связи с Gestalt-theorie вопросы целостных восприятий разработаны основательно и с достаточной убедительностью доказывают, что все процессы восприятия, в том числе и объем внимания, зависят при прочих равных условиях непосредственно от структуры раздражителя.

О зависимости объема внимания от субъективного состояния школьника, например от его усталости, имеется достаточное количество работ, которые будут рассмотрены нами в своем месте.

Первым, измерившим объем внимания, был Вильям Гамильтон*). Для этой цели он предлагал испытуемому наблюдать за не-

г) Э. Мейман, Лекции по эксперта, психологии, ч. т-я, стр. 171.

2) W. Hamilton, Lectures on Methaphysic and Logic. (1859-1863) Том 1, стр. 254,

сколькими одновременно падающими шариками. Его методом воспользовался Джевонс1) и нашел, что максимум зрительного внимания равен четырем элементам. Кеттель, экспонируя при помощи тахистоскопа штрихи, нашел, что максимум равен 3 — 6 элементам. Время экспозиции равнялось юо и больше.

Уиппл 64 65 66) произвел измерение объема внимания у четырех учащихся колледжа, пользуясь тахистоскопиче^ким методом при экспонировании в юоб. Материалом служили неурегулированные ряды согласных букв. Результаты следующие (табл. 2).