Детская экспериментальная психология, школьный возраст, В.А. Артемов (1929)
ОБЪЕМ ВНИМАНИЯ

Таблица 2.

ОБЪЕМ ВНИМАНИЯ (по Уипплу).

Испытуемые

Пяти-

членньге

ряды

Шести

членные

ряды

Семи-членные рдды .

Все вместе

у.

. „ . _ -

1,

В ...........

5,09

5,25

, 5,об

Я . .с. .■ г.

* 4>®4

■ R; 4,49

4,48.

4,53

■в ....'..: :

4,74 *'

4,92

5,38

4,97

г,v-.. ........

4,5^

• ь •

4,86

■ 4,40

4,71

Среднее арифме-

и

хическое. * .

• к

о 4,74

4,84

4,88

г. ■ . |

4,82 г .

Следовательно, среднее число воспринимаемых впечатлений (объем внимания) лежит между 4 и 5 буквами.

Кеттель®) нашел, что объем внимания для цифр равен д, для букв — 3-4; Цейтлер67 68) —4-7 букв; Эрдман и Додж69) утверждают, что одновременно могут быть прочтены 6-7 букв.

К настоящему времени произведено бесконечное количество исследований ро вопросу об объеме внимания у взрослых и детей при восприятии неурегулированных рядов букв, штрихов, цифр и т. д. Найдено, что б-летние дети при одновременной экспозиции воспринимают 2-3 элемента, 12-летние — 3-4. В общем объем внимания при таких условиях с возрастом увеличивается.

Л о б з и н *) находит, что внимание ребенка зависит от многих

причин_от интенсивности сосредоточения, от рода материала и от

способа предложения. Если даже все эти условия в исследовании учтены и одинаковы для всех испытуемых, то это еще не является гарантией однообразия результатов исследования, так как объем внимания зависит также от одаренности ребенка, его памяти, от упражняем ости, возраста, пола и т. д.

Для своих опытов с детьми Л о б з и н пользовался картонами, содержание которых передано на рис. 52.

Их величина ig^x^20 см. Фон белый, рисунки черные. На каждом картоне черной линией выделен квадрат в io^io см- На первом картоне внутри этого квадрата изображены 13 точек, беспорядочно расположенный, каждая в 2 мм в диаметре, во втором те же точки расположены симметрично, третий картон — набор закономерно расположенных фигур, четвертый—то же самое на буквенном материале.

Эти картоны Лобзин предъявлял способом простого показывания. Для отсчета времени служил метроном, поставленный на секунду. При счете „раз“ экспериментатор готовится к экспозиции, при счете „два"—экспонирует, при счете „три"—убирает картон. Таким образом длительность экспозиции оказывается равной одной секунде. Испытуемые, имеющие по листу бумаги и по карандашу, после восприятия, при соблюдении всех условий коллективного эксперимента,


зарисовывают то, что они видели.

При предъявлении первого, второго и четвертого картона предлагается воспринимать все знаки сразу, при третьем—сначала все, затем вверх-направо, вверх-налево.

!) М. L о b s i е п, Schiilerkunde auf Grand von Versuchen. стр. 21 и след. 1923.

Результаты работы Л о б з и н а изложены в табл. 3.

Таблица 3.

Повторе

ния

i-я фигура

2-я фигура

3-я фигура

4-я

фигура

Вся

Верх-

право

Верх-

лево

1

2

4

2

4

3

4

2

3

6

3

5

4

5

3

3

7

3

б

5

6

4

4

8

3

5

5

б

5

4

9

4

б

б

б

В этой таблице заметны: i) упражняемость в восприятии от 1-го раза к последнему. Ряды, объединенные единством (2-я фигура), дают лучшие результаты, чем беспорядок (i-я фигура). Направление внимания играет для восприятия определеннз'ю роль.

В результате своих исследований Л о б з и и приходит к следующим выводам. Объем внимания у ребенка меньше, чем у взрослого. Объем внимания растет с возрастом. Этот рост совершается в определенной зависимости от кривой общего роста ребенка с ее прыжками и падениями. Объем внимания маленьких детей настолько ограничен, что они не в состоянии направлять его одновременно даже на два раздражителя. Обычно в этих целях дают ребенку, в то время как он имеет в одной руке игрушку, новую игрушку в другую руку. В таких случаях одна из них моментально падает на пол. Пятилетним детям трудно воспринять одновременно три вещи Новички школы воспринимают от 2 до 3 раздражителей одновременно. Лишь около II — 12 лет наступает возможность воспринимать одновременно от 3 до 4 раздражителей; 14-летние воспринимают 4. Как показали также опыты Л о б з и н а, с возрастом внимание может значительно упражняться. В этом смысле внимание возможно развить значительно шире, чем им обладает средний взрослый человек. Естественные границы внимания путем воспитания могут быть значительно расширены.

Как показали исследования Лобзина и других современных авторов, попытки дать совершенно одинаковый, так сказать, бесстрастный материал для измерения объема внимания, что замечалось у старых авторов, не выдерживают критики. Всякий раздражитель или известное сочетание их воспринимается как структурное целое как известное формообразование, для которого ритмичность, симметрия и т. п. формальные признаки играют определенную роль. Поэтому, подобно тому как в учении о памяти бессмысленные слоги все более и более оказываются несостоятельными с точки зрения новейшей целостной психологии, точно так же обстоит дело с штриховым, буквенным и прочим материалом в проблеме внимания.

.Педагог должен отсюда сделать некоторые выводы. Вопервых, он должен знать, что ребенок стремится все воспринимать в его органическом сложном целом; вовторых, объем его внимания очень узок. Поэтому если первое положение требует комплексного метода преподавания, то второе его же очень ограничивает в смысле вступающих в комплекс частей, а главное в смысле определенной структуры его формообразования.

Объ^ч внимания имеет обратно-пропорциональное отношение к его ясности и интенсивности: чем больше одно, тем меньше другое.

Практика в восприятии сказывается не столько в увеличении объема внимания самого по себе, сколько в более быстром нахождении различных приемов комбинаций из предложенных элементов 1).

Зависимость объема внимания от умственного развития исследовалась в опытах Гриффинга2), Кеттеля и Бинэ. Никаких сколько-нибудь определенных результатов эти авторы не получили.

2. Интенсивность внимания. Под интенсивностью внимания понимается обычно степень сопротивляемости отклоняющим влияниям-Поэтому интенсивность внимания тесно связана с его длительным напряжением и колебаниями.

Одни из лучших опытов по этому вопросу с детьми школьного Возраста были произведены Лобзиным *). Он предлагал школьникам производить умственный счет, сопровождая его различными отвлечениями. Трудность умственного счета соответствовала возрасту и классной принадлежности детей.

!) Подробнее см. указанную выше работу Кеттеля, а также J. Г. Hylan, The distribution of attention, Psychol. Rev. Vol. io, 1903, crp. 373 — 403 и 498 — 533; затем Уиппл, Руководство, стр. 260.

2) Н. G г i f f i n g, On the development of visual perception and attention, Amer. Journ. of Psychol. Vol. 7, 1896, стр. 227 — 236.

•') M. Lohs ien, Op. cit., стр. 26 — 32.

Например для девятилетних детей задачи были следующего типа:

Зб + 25 — 19 36— I :    7

ЗбХЗ +49 36 : х8-|- 17

ЗбХ 8 : 3

Предложение материала было самым обычным. При слуховом способе задачи прочитывались учителем, при зрительном они демонстрировались в отверстие ширмы.

В качестве зрительного и в то же время моторного отвлечения школьникам предлагалось вычеркивать все время букву „е“, производя вместе с тем умственный счёт. Буква ,,е“ вычеркивается из текста, заранее напечатанного (тест Бурдона). Результаты счета ученик пишет не на особом листе, а на том месте листа с буквами, где он остановился, закончив умственную задачу. При слуховом предложении материала младшим школьникам давался стук метронома *). Старшим школьникам предлагалось все время тянуть название какой-нибудь гласной. Первоначально производится основной опыт без помех (см. табл. 4, первый ряд), затем опыт с помехой зрительной или акустической (см. табл. 4, второй ряд).