Детская экспериментальная психология, школьный возраст, В.А. Артемов (1929)
ИНТЕНСИВНОСТЬ ВНИМАНИЯ

Таблица 4.

ИНТЕНСИВНОСТЬ ВНИМАНИЯ (по Лобзику). *

Опыт

3 а д а ч и

Среднее

число

I

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Основной .

л(ож-

но)

л

п(ра-

ВИЛЬ

НО)

п

п

п

п

п

п

п

8/ю

С помехой .

л

л

л

л

л

л

II

л

л

л 1

т/ю

По окончании всех опытов производится их обработка по следующей формуле:

числу правильно решенных задач (и)

Интенсивность =--—-- .--г-.--

числу правильных (п) + ложных (л)

а так как число правильно и ложно решенных задач всегда будет

!) Ср. главу VI, О запоминании и репродукции, где указывается, что маленькие дети еще не знают ритма работы. Поэтому он является для них мешающим обстоятельством.

равно ю, то 11 = —, т- е- для пеРвого ряда опытов она равна 8/ю,

для второго— ijio. При обработке результатов обращается внимание на то, реагирует .ли как-нибудь школьник на помеху или нет? Если реагирует, то Каким образом? Одинаково ли в отношении зрительных и слуховых помех? Какое место среди других учащихся он занимает в отношении интенсивности внимания.

3. Колебания внимания. Еще Юм первым заметил, что черная точка на белой -поверхности то видима, то невидима, что он и объяснил колебанием внимания. Позднее, в 1875 г., то же явление наблюдал Урбанчич1) с тиканием часов. Колебание внимания исследовалось многими авторами различными методами и на деятельности различных рецепторов®).

Для нас наибольший интерес представляют эксперименты С куйте на70 71 72), проведенные им над мальчиками по методу экеперимен-т а л ь 1ЦЭ го ч т е н и я. Во время опыта испытуемые школьники сидят за обычными партами имея перед собой обычные книги для.чтения. По команде экспериментатора они начинают и останавливаются читать*. Во время чтения дети отвлекаются различными, звуковыми и зрительными эффектами. Экспериментатор, один или с помощником, наблюдает за отвлекаемостыо ребят, от чтения как во время действия отвлекающих раздражителей, так и при обычных условиях. Ло.б-зин73), повторявший опыты Скуйте на, в. целях наблюдения составлял предварительный план расположения детей в классе (Sitzplan) ввиде небольших, квадратиков, соответствующих каждому ученику. В этих квадратиках, наблюдатель во. время опыта ставил точки, по одной за каждое отвлечение внимания. По истечении 5 минут опыт прекращался. Сосчитывались точки и вычислялось место каждого учащегося в классе, а также среднее отвлечение внимания у всех учеников.

Этот опыт проводился Скуйтеном в различные месяцы года. Результаты следующие. — они выражены , в процентах энергии внимания (табл. 5),

Таблица 5.

ПРОЦЕНТЫ ЭНЕРГИИ ВНИМАНИЯ (по Скуйтину).

Месяцы    Про

цент*

Январь.......... 68

Февраль.............. 63

Март............... 77

Апрель ........ 69

Май............ 64

Июнь................ 42

Июль................ 27

Октябрь.............. 48

Ноябрь............... 62

Декабрь.......... 67

Следовательно, колебание внимания летом больше, чем зимой, т. е. оно прямо пропорционально температуре года. Наибольшее колебание (наименьшая интенсивность) внимания приходится на июль, наименьшая (наибольшая интенсивность) —- на март.

В этом исследовании С к у й т е н также установил, что энергия внимания является наибольшей у школьников в 8 час. 30 мин. утра и уменьшается до одиннадцати часов утра. В два часа дня она больше, чем в одиннадцать часов утра, но меньше, чем в восемь часов утра. Паузы отдыха летом действуют благоприятнее, чем зимой, для младших детей лучше, чем для старших, на мальчиков заметнее, чем на девочек.

4. ОтвлекаемоСТЬ внимания. Под отвлекаемостью внимания в литературе обычно понимается то его направление, которое оно приобретает в результате соотношения между внешними воздействиями среды, особенно неожиданными или необычными, и субъективными состояниями человека, обусловленными главным образом социальной ценностью работы и личной в ней заинтересованностью субъекта.

Отвлекаемость внимания исследуется обычно путем сравнения качества и количества работы, произведенной первоначально в нормальных, а затем отвлекающих условиях.

Для этой цели служит тест К р е п е л и н а, применяющийся к более старшим детям в редакции Клапареда. Опыт состоит в том, что дети, получив тетрадки или листки с написанными цифрами, например:

84783

76591

22446

6

3

7

3

8

9

8

I

9

2

5

6

б

б

5

I

3

9

5

9

3

9

8

2

8

9

5

6

6

4

3

2

3

5

6

8

6

5

г

7

4

9

8

6

6

5

8

7

7

5

I

I

2

8

9 и т. д.,

по команде экспериментатора начинают считать столбцы цифр попарно и писать рядом результаты, только в единицах, а не в десятках, например: 7 + 8=15, а пишется сбоку 5. Для детей выше третьей группы I ступени этот же тест применяется по образцу К л ап ар еда, который заставлял считать детей не по две, а по четыре цифры одновременно.

Результаты опытов вычисляются по формуле:

п — Г п '

где п равно числу всех правильно и ложно решенных задач, а /—-числу ложно решенных. Время на опыт дается для всех испытуемых одинаковое, например 5 минут. В качестве мешающих средств употребляются или удары метронома, или громкий счет экспериментатора от I до ю и обратно. Разница между результатами первого испытания (без помех) и второго (с помехами) и будет служить показателем отвлекаемости внимания.

Результаты испытаний по этому методу Л о б з и н а 1) показали, что существует четыре типа школьников в отношении отвлекаемости их внимания: i) дети, не могущие вообще привыкнуть к помехе, значительно понижающей их работоспособность, 2) дети, в начале работы сильно отвлекающиеся помехой, затем постепенно к ней привыкающие, 3) равнодушные к помехе, 4) дети, для которых помеха является обстоятельством не понижающим, а повышающим их работоспобность.

5. Типические различий в формах внимания. Концентрированное (узкое) и дистрибутивное (распределенное) внимание. Лобзин а) проводил в этих целях следующее испытание. Он

') М. L о b s i е п, op. cit., стр. 35.

2) Его же, op. cit., стр. 36 и след.

7 В. А. Артемов. Детск. эксперим. психология предлагал ученикам тахистоскопически ю раз с экспозицией в 2 сек. через 2 минуты каждая, табличку с написанным на ней словом Ка-stanienverkaufer (продавец каштанов). Были получены разнообразные результаты.

Ученик А дал следующие результаты:

I. Ка.......

2 .........V

3 .......еп . .

4 ..........

5 ..........

6............„а“ . . . .

7................ег

8.    Kast..............

9.    Kast ап.............

ю...............ver

Ученик В:

6.    Konstantinopel.

7.    Kanstenverter.

8.    Kanstenverkaufer.

9.    Kastenverkaufer.

16. Kastanienverkaufer.

1.    Klaverkaufer.

2.    Klastverkaufer.

3.    Kastenverkaufer.

4.    Kastenverkaufer.

5.    Kastenverkaufer.

Учащиеся no восприятии каждой отдельной экспозиции записывали воспринятое на бумаге.

Ученик А принадлежит к типу концентрированного узкого внимания: он воспринимает мало, но верно. Ему противоположен школьник В — тип дистрибутивного широкого внимания, воспринимающего много, но неверно.

Следует иметь в виду, что два указанных школьника являются представителями чистых типов, в реальной жизни встречающихся чрезвычайно редко. Обычно школьники, начиная в аналогичных опытах с концентрированного внимания, переходят на дистрибутивное и обратно. В этом отношении огромную роль играет знакомость экспонируемого материала. Незнакомое школьник может воспринимать концентрированно, знакомое — дистрибутивно. Будучи бодрым, ребенок имеет один тип внимания, утомившись — другой и т. д. Однако, по мнению Л о б з и н а, основное различие между узким и широким вниманием среди школьников все же имеется. Одни склонны к пунктуальности во всей своей работе, они особенно хорошо запоминают даты, добросовестно списывают и копируют, собирают коллекции и т. д. Другие все схватывают в его общем и целом, в истории хорошо разбираются в эпохах, но не помнят отдельных персонажей, больше интересуются гуманитарными, чем реальными знаниями. Первые принадлежат к узкому, вторые к широкому типу внимания.

Субъективный и объективный типы внимания. Понятие узости и широты внимания относится к объему. Признаки субъективности и объективности, особенно тщательно изученные Месмером *), относятся к верности передачи, основанной на привнесении в акт восприятия прежнего опыта. Субъективный тип всегда основывается больше на прошлом, чем на настоящем он больше апперцепирует, чем перцепирует. Объективный всецело основывается на перцепции сейчас предложенного раздражителя. Как правило, узкий тип внимания бывает объективным, широкий — субъективным. Однако эти взаимоотношения до конца экспериментально еще не установлены.

Многие авторы, сверх указанных, различают также некоторые другие типы внимания, например аналитический и синтетический 74), статический и динамический 75), твердый и отклоняющийся 76 77 78 79) и т. д

6.    Зависимость внимания от утомления и привычки. Эти

вопросы в значительно большей мере изучались в связи с длительной умственной и физической работой, когда для определения утомления измерялась деятельность внимания. Подробнее об этом см. гл. VII.

В общем замечено, что интерес усиливает деятельность внимания, определяясь в свою очередь общим соответствием предложенной деятельности силам и типу поведения испытуемого. Например взрослые в состоянии рассматривать какую-нибудь картину с неослабевающим вниманием втечение 5 минут, в то время как ассоциативно бедные дети в) отвлекаются через одну-две минуты. Смена работы вообще, если она не очень часта, способствует у детей концентрации их внимания. Упражнение в общем действует благоприятно на объем внимания, увеличивая его, правда, в очень незначительной степени 80).

7.    Влияние чувств и интереса на деятельность внимания.

Как показали исследования, так называемые низшие чувства, ста-

новясь предметом внимания, например зубная боль, сильно отвлекают деятельность внимания, если оно сосредоточено на умственной работе. У детей это заметно ярче, чем у взрослых, у маленьких детей резче проявлено, чем у больших. По Штеррингу ') и Леману 81 82), всякое отвлечение внимания от данной деятельности связано с эмоциональным состоянием, возникающим вследствие изменения ситуации. Чувство в таких случаях тесно связано с интересом. По Гордону 83) и Кюльпе 84), чувства усиливают ассоциации не непосредственно, а через влияние на внимание.

Когда говорят о влиянии интереса на внимание, то, с одной стороны, подразумевают его зависимость от интереса, его тесную связь с приятными чувствами, с другой — рассматривают интерес, как известную диспозицию сознания, которая может быть связана и с неприятными переживаниями, например интерес и особо внимательное отношение к опасности. В поведении школьника те и другие интересы играют особенно сильную роль. Его внимание может быть привлечено особенно сильно всем неожиданным, новым, странным, непривычным, вообще контрастирующим данному и обычному состоянию.

Наряду с интересом, положительно влияющим на внимательную Деятельность школьников, мы замечаем у них, как и у взрослых, переживание скуки, действующее понижающим образом на все формы поведения, в том числе и на внимание. Скука в) — совсем особая форма поведения, противоположная интересу; она зависит от внешних и внутренних торможений. К внешним могут быть отнесены лишение свободы в выборе занятий, ожидание, утомительная работа и т. д. Внутреннее торможение состоит в чувстве неудовольствия, Плохого настроения, умственной усталости, в понижении активности, пустоте сознания, в относительной или полной потере цели поведения и т.п. Скука связана также с профессиональными й половыми привычками. Технические чертежи скучны женщине, с удовольствием рассматривающей витрину модного магазина. Обратное мы можем наблюдать у мужчин. У детей в раннем возрасте интересы связаны с удовольствием непосредственных личных потребностей — еды, игры, движений и т. п. Or семи до восьми лет их интересы направляются уже на внешнее: они начинают собирать марки, составлять коллекции бабочек, открыток, монет и т. д. После четырнадцати лет, вернее — через эпоху полового созревания, интересы детей становятся более жизненными, сначала героически-романтическими, а затем и реального характера. Поэтому для школы важно не только то, чтобы психолог определил тип внимания школьника, но также и то, чтобы это внимание в своей основе имело естественные потребности И интересы школьника данного возраста и пола 85).