Детская экспериментальная психология, школьный возраст, В.А. Артемов (1929)
МАТЕРИАЛ ДЛЯ ОПЫТОВ С ЗАПОМИНАНИЕМ И РЕПРОДУКЦИЕЙ

2. МАТЕРИАЛ ДЛЯ ОПЫТОВ С ЗАПОМИНАНИЕМ И РЕПРОДУКЦИЕЙ.

В опытах с запоминанием и репродукцией большое значение имеет материал для заучивания: он определяет результаты репродукции школьника. Например, школьник значительно лучше запомнит слова, чем какие-нибудь непонятные для него геометрические фигуры. Среди слов, как увидим дальше, лучше запоминаются собственные имена, а хуже всего наречия. Большую роль играет также самая связь между словами: объединены ли они в одно связное целое или не стоят друг к другу ни в каком отношении, предъявляются ли члены ряда одновременно или последовательно и т, д.

Различными авторами применительно к задачам их исследований использовался самый разнообразный материал для заучивания.

А. Бессмысленный материал.

1. Бессмысленные СЛОГИ. Многими авторами и прежде, и теперь подчеркивается мысль, что для изучения памяти, особенно для ее сравнения у различных индивидуумов, необходим совершенно однозначный материал, т. е. такой, который для всех испытуемых был бы одинаково незнаком. Для заучивания это играет огромную роль, так как для всех очевидно, что сколько-нибудь более знакомый материал запоминается значительно лучше, вернее, он уже несколько выучен в предшествовавшем огулте, чем незнакомый.

В этих целях Эббинггауз предложил бессмысленные слоги а). Мюллер и Пильцекер усовершенствовали технику их составления 8).

При сочетании слогов в ряды необходимо следить за соблюдением следующих правил:

1)    Два бессмысленные слога не должны составлять осмысленного слова, стоят ли они один рядом с другим, или один после другого, например сун — дук.

2)    Слоги в таком же соотношении не должны рифмоваться,— пюм — чум. 124 125 126

3)    Между слогами не должно быть аллитерации, т. ё. начала с одной и той же буквы—лам-лющ.

4)    Внутренние гласные двух соседних слогов должны быть различными. Сочетание коф-тор в этом отношении будет неправильным.

5)    Два соседних слога не могут также иметь одинаковыми начальную и конечную согласные и наоборот, например неправильно: пум-моф, а также ноб-пун.

Бессмысленные слоги были использованы также в работах Берг-стрема '), Берта 125), Смита 126), Бирфлита 127), Польмана в) и других. Между прочим, Польман, много работавший и с осмысленным материалом и в частности на детях, находит, что бессмысленные слоги являются достаточно удовлетворительным материалом по своей однозначности. В нашей работев) мы также пользовались различным материалом для заучивания.

Нам кажется, что бессмысленные слоги—действительно наилучший материал в смысле его однозначности, но и он не вполне достигает своих целей. Для испытуемых, знающих иностранные языки, многие бессмысленные в русском- языке слоги приобретают определенный смысл или очень близкую аналогию. Для лиц, много занимавшихся с бессмысленными слогами, они также приобретают особый смысл и т. д.

2. Буквы. В целях еще большего уравнения материала в отношении его знакомости для испытуемых и в целях его бессмысленности были предложены буквы, обычно одни согласные, во избежание образования из букв слогов. Буквами пользовались ДжаКобс

*) J. A. BergstrOm, Effect of changes in the time variables in memorizing, together with some discussion of the technique of memory experimentation, Amer. Journ. of Psychol. Vol. 18, 1907.

2) . C. Burt, Experimental tests of general intelligence, Brit. Jour, of Psychol. Vol. 3, 1909.

3)    W. G. Smith, A comparison of some mental and physical tests in their application to epileptic and to normal subjects, Brit. Journ. of Psychol. Vol. 1, 1905.

*) J- J- v. В i e r v 1 i e t, L'Cducation de la mdmoire a l’Ccole, Rev. philos. Vol. 57- 1904-

5) A. Pohlmann, Experimented Beitrage zur Lehre vom Gedachtnis, Berlin 1906.

®) В. A. A p т e м о в, К вопросу о репродуктивных процессах. Ученые записки Гос. Ин-та эксперим. психологии, Том 3-й. 1928,

4)    J, J а с о b s, Op. cit.

Г ЛАВА VI

122

Бинэ *), Кон ®), Польман8), Шарп 4), Смит !!), Уинч в) и в последнее время Ипсен 7), комбинируя их в самые разнообразные сочетания. Опыт Кона, например, состоял в экспонировании вте-чение 25 сек. 12 согласных, расположенных в форме прямоуготь ника. Однако, как обнаружилось в работе Ипсена, проведенной на основе принципов новейшей целостной психологии, сочетания букв каждый раз имеют свой собственный смысл чисто формообразующего характера. Например, сочетание hrxcsd запоминается как фигура

следующей формы | ^-! |, поскольку начальная и последняя буквы

выходят из строки кверху. Сочетание qrxcsp запоминается, как

форма

сочетание qrdcsp, как

и т. д. Вследствие

этого „бессмысленность" и однозначность букв также должна быть поставлена под некоторое сомнение.

3. Цифры: а) Однозначные числа. Обычно употребляются цифры: I, 2, з, 4, 5, 6, 7, 8 и 9. Рейтером формулированы правила для составления рядов из цифр. Эти правила, аналогичные составленным Мюллером и Шуманом для бесмысленных слогов, следующие:

1)    Не следует повторять в одном ряду одного и того же числа.

2)    Не начинайте ряда единицей.

3)    Не употребляйте нуля.

4)    Никогда не ставьте за числом следующего за ним, согласно законам арифметики, например 4—5 или 6—7 и т. д.

5)    Следует выбрасывать все сочетания цифр, напоминающие исторические даты, например 1812.

6)    Каждый последующий ряд ни в каком отношении не должен быть похож на предшествующий. Ошибочный пример 2974 и 2873: 128 129 130 127 начинаются с одной и той же цифры и семерки одинаково стоят на третьих местах.

Однозначными числами пользовались очень многие авторы. Достаточно указать Джакобса1), Джонсона®) Больтона®), Би-нэ*), Эббииггауза5), Хаукинса*), Риттера7), Шарп8), Смедлея8), Крюгера и Спирмена 10), У и с л е р а а).

Ь) Двухзначные числа впервые были использованы Нечаевым 1а), дававшим для запоминания ряды но 12 двухзначных чисел. Правила их составления приблизительно те же, что и для однозначных чисел. В дальнейшем двухзначными числами пользовались Лобзин13), Скуйтен1'1), Польман и другие.

4. Геометрические рисунки, незнакомые для испытуемых, были использованы Бернштейном и Богдановым 18), Мюнстер-бергом и Бигхэмом и другими авторами.

В J- J а с о b s, Op. cit.

2) G. Е. Johnson, Contribution to the psychology and pedagogy of feebleminded children, Ped. Sem. Vol. 13, 1895, стр. 245—301.

s) T. L. Bolton, The growth of memory in school children, Amer. Journ. of Psychol. Vol. 4. 1892, стр. 362—380.

4) A. В i n e t, Op. cit.

s) H. E b b i n g h a u s, Uber eine neue Methode zur Prufung geistiger Fahigkeiten in ihrer Anwendung bei Schulkindern, Ztschr. f. Psychologie, Bd. 13. 1897, стр. 401-457.

6)    C. J. H a w k i n s, Experiments on memory types, Psych. Review, Vol. 4, 1897, стр. 289—294.

7)    C. Ritter, Op. cit.

8)    S. S h a г p. Op. cit.

9)    F. Smedley, Report dept, child-study and pedagogic investigation, Chicago, Public Schools № 3, 1900—1901.

t°) F. Krueger und C. Spearman, Die Korrelation zwischen verschie-denen geistigen Leistungsfahigkeiten, Ztschr. f. Psychol. Bd. 44. 1907, стр. 5°—Ш-

u) C. W i s s 1 e r, The correlation of mental and physical tests, Psychol. Rev. Monograph. Suppl. Vol. 3. 1901, № б, стр. 62.

la) A. N e t s c h a j e f f. Experimentelle Untersuchungen fiber die Gedfichtnis-sentwicklung bei Schulkindern, Ztschr. f. Psychol. Bd. 24. 1900, стр. 321—351.

13) M. L о b s i e n, Experimentelle Untersuchungen fiber die Gedachtnissent-vvicklung bei Schulkindern, Ztschr. f. Psychol. Bd. 27. 1901, стр. 34—76.

,4) M.—C. Schuyten, Sur les mdthodes de mensuration de la fatigue des ecoliers, Arch, de psych. Vol. 4. 1904, стр. 113—128.

15) A Bernstein und T. В о g d a n о f f, Experiniente fiber das Verhalten Jer Merkfahigkeil bei Schulkindern, Beitr. v. Psych, der Aussage, Bd. 2. 1905 стр. 115—131,

124

5. Разнообразные зрительные материалы—линии, точки, знаки и т. п.—применялись в работах Тулуза1), Бинэ 131), Эберта и Меймана132 133 134), и др.

В. Осмысленный материал.

1. Слова. При исследовании памяти словами пользовались так же широко, как и бессмысленными слогами в самых разнообразных целях. Нечаев135 136) и Лобзин137) исследовали, давая ряды по 12 и 9 слов, относительную репродукцию слов, означающих зрительные слуховые, осязательные и эмоциональные представления. М е й м а н 138 и Берт139) сравнивали запоминаемость конкретных существительных с абстрактными. Киркпатрик137), Калькинс140 141 142) и П о л ь м а н ,0) пользовались десятисловными рядами названий предметов. Бинэ и), Риттером143) и Шарп144) применялись слова различной длины и сложности. Автором в опытах с детьми было подмечено, что слова различной длины, главным образом в отношении гласных, запоминаются различно именно потому, что они не одинаково трудны для произношения, поэтому нами были предложены слова, составленные таким образом, что они имели лишь одну гласную. Например сыч, бинт, пень, воск, рог, краб, луг, цинк. В целях уравнения их фонетической трудности мы считаем необходимым также, чтобы в каждом слове

г) гласная буква была внутри согласных,

2) перед гласной и после нее должно быть не более двух согласных,

3)    два соседних слова не должны иметь одной и той же гласной,

4)    они не должны начинаться и кончаться на одну и ту же согласную.

2.    Предложения были использованы Риттером, Шарп, Бинэ и другими. Правила для составления предложений требуют, чтобы они были одинаковы в отношении их i) длины, 2) конструкции, 3) трудности и 4) интереса. Следует иметь ввиду, что составить такие предложения—нелегкая задача. Однако этот материал особенно удобен для изучения логической памяти и памяти на осмысленный материал.

3.    Реальные предметы предлагались Нечаевым, Лобзиным, Киркпатриком и др. Например Лобзин демонстрировал школьникам ряды предметов со скоростью—один в секунду. Примерный ряд: газета, ключ, носовой платок, стакан, грифельная доска, коробка, перчатка, мел. Нечаев предлагал 12 предметов, Киркпатрик—го.

4.    Изображения предметов употреблялись Марией Калкинс. Ряды составлялись из ю картинок, изображавших различные предметы.

5.    Звуки, например свист, разрыв бумаги, топание ногой, звонок и т. и. применялись Нечаевым (12 в ряд) и Лобзиным (9 в ряд).

6.    Действия оконченные и неоконченные были использованы Б. В. Цейгарник1). В опыте предлагалось школьникам и взрослым производить всевозможные действия. Некоторые из них испытуемый доводил до конца, другие прерывались на наиболее интересном для испытуемого месте. Эти действия как в отношении взрослых, так и детей, относились к рисованию, письму, лепке из пластелина, приготовлению всевозможных вещичек, исполнению несложных задач и т. д. Например предлагалось".

Из пластелина вылепить какое-нибудь животное.

Различной формы и величины бусы нанизывать беспрерывно в определенном порядке на нитку.

Перенумеровать некоторое количество листов.

Написать 12 названий городов, начинающихся на ,,К“.

Склеить коробку с крышкой — подсобные материалы:    картон,

ножницы, линейка, карандаш.

Склеить картину из частей, предложенных в беспорядке напечатанными на общем листе бумаги. Следует разрезать лист ножницами и затем наклеить на картон.

Упаковать коробку в бумагу и перевязать веревкой. 131