Детская экспериментальная психология, школьный возраст, В.А. Артемов (1929)
АППАРАТЫ И ПРИСПОСОБЛЕНИЯ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОЦЕССОВ ЗАПОМИНАНИЯ И РЕПРОДУКЦИИ

3 АППАРАТЫ И ПРИСПОСОБЛЕНИЯ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОЦЕССОВ ЗАПОМИНАНИЯ И РЕПРОДУКЦИИ.

Многие опыты по исследованию памяти могут быть проведены без каких бы го ни было аппаратов. В таких случаях экспериментатор обычно демонстрирует материал для заучивания, написанный

Рис. 59.

на таблицах, следя лишь за тем, чтобы время экспозиции для каждого члена ряда было одинаковым. Или же экспериментатор читает вслух слова, слоги и т. д., а испытуемые слушают.

Однако в целях более тщательного соблюдения времени экспозиции и пауз между отдельными ее моментами оыл предложен целый ряд аппаратов, так называемых мнемометров.

Первым по.' времени и простейшим яв сяется аппарат Мюллера и Пильцекера, изоб аженный на рис. 59.

Аппарат состоит из обычного барабана, закрытого на рисунке ширмой и приводимого в движение Расовым механизмом. В случае, если в' лаборатории этого аппарата не имеется, его можно устроить самому, использовав для этой цели простой кимограф, поставив перед ним соответствующую ширму.

Относительно аппарата Мюллера—Пильцекера в литературе указывается, что он вызывает у некоторых испытуемых головокружение, так как им приходится смотреть на непрерывно движущуюся поверхность барабана. Хотя этот недостаток в новейших конструкциях этого аппарата и устранен, все же наиболее совершенным и удобным является аппарат Ран ш бурга (рис. бо).

Аппарат состоит из металлической коробки, в которой при помощи двух электромагнитов движется толчкообразно ось. На ось 145

надевается кружок (рис. 61), разделенный на 6о делений, совпадающих с делениями оси. На каждом делении написано слово или

Рис. 6о.

какой-нибудь другой материал для заучивания. На коробку наде вается крышка В, имеющая окошечко D, через которое виден лишь

Рис. 6l.

очередной раздражитель. Аппарат, как показано на рисунке соединяется с метрономом. При каждом ударе метронома ток в электромагнитах замыкается, и ось передвигается на одно деление, в результате чего в окошечке появляется следующий раздражитель. Паузы между словами регулируются путем оставления соответствующих делений круга пустыми. Ключ-замыкатель Т служит для пускания аппарата в ход и для его остановки. При помощи задвижки V возможно вариировать величину отверстия в окошечке. Аппарат Раншбурга, если он плохо отрегулирован, стучит, хотя следует заметить — не особенно громко и, в сущности говоря, как мы можем заключить из наших опытов, испытуемым, даже детям, не мешает. Однако Виртом был специально сконструирован бесшумный мнемометр, механизм которого изображен на рис. 62.

Рис. 62.    Рис. во.

Кружки от Раншбурга подходят также и к Вирту. Следует иметь в виду, особенно начинающему или неспокойному экспериментатору, что механизм аппарата Вирта настолько капризен вследствие многих факторов, от которых зависит его правильный ход, что он очень затруднителен для проведения длительных опытов. К недостаткам его следует отнести и то, что кружок (как и в аппа-

рате Раншбурга) допускает экспозицию только 48 отдельных раздражителей,—12 делений кружка обычно уходят на паузы. Этот недостаток устранен в аппарате В ир та—Ах а (рис. 63), где имеется возможность при помощи длинной ленты 5 экспонировать любой по величине ряд раздражителей.

За последнее время особенно распространяются массовые испытания. Для этой цели при исследовании памяти служит аппарат, изображенный на рис. 64.

Во всех указанных мнемометрах время экспозиции регулируется самим аппаратом. Время репродукции испытуемого, т. е. время, протекшее с момента окончания подачи раздражителей и до начала высказывания испытуемого, отмечается обычно по секундомеру. В этих же целях каждый мнемометр может быть соединен с хроноскопом 146)•

4. СПОСОБЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ МАТЕРИАЛА.

А. В отношении времени.

Рис. 64.

Время экспозиции материала определяется его характером, зада146 чами испытания и возрастными особенностями испытуемых. Чем сложнее материал, тем большее время он должен экспонироваться. Чем моложе испытуемый, тем он требует более длительной экспозиции. Например слова должны экспонироваться для взрослых около о,75—1 секунды, для детей—около I, 5—2 сек. То же самое относится и к слогам. Парные сочетания слов и слогов (Trefferme-thode) требуют увеличения времени экспозиции в полтора раза. Паузы между членами ряда должны быть равны времени их экспозиции. Обычно применяется моментальная экспозиция материала с указанной скоростью. Лишь при методах узнавания первоначальное выучивание длится более продолжительный промежуток времени, около з сек. (для школьника) на каждый член ряда, если он не особенно сложен.

В. В отношении затрогиваемых рецепторов.

Школьник запоминает, пользуясь зрением, слухом, кинэстетиче-скими и другими рецепторами. В этом отношении запоминание возможно в отношении деятельности любого рецептора. Однако, с одной стороны, таковы были требования жизненной практики и в частности школы, с другой,—-это зависело от развития самой психо-

Г лапа VI

логин, но мы имеем достаточно разработанными лишь вопросы зрительной, слуховой, моторной и смешанной формы запоминания. В экспериментальной психологии тог или иной вид рецепторного оформления материала называется способом предложения материала. Способы предложения материала при заучивании следует отличать от методов изучения памяти. Способы бывают зрительный, слуховой и так далее, методы — выучивания, узнавания, размещения и так далее. Существуют следующие способы предложения материала:

1а. Зрительно-слухо-моторный способ при громком чтении (или назывании) материала самим школьником, которому следует дать инструкцию читать слова или слоги полным голосом с ясно выраженными артикуляционными движениями. Следовательно, испытуемый воспринимает материал зрительно, совершает артикуляционные движения и слушает себя.

1Ь Зрительно-слухо-моторный способ тот же, что и ia спо

соб, но с той лишь разницей, что читает полным голосом экспериментатор, а школьник произносит материал вслед за ним. Школьнику следует дать инструкцию воспринимать материал зрительно, выслушивать параллельное произнесение его экспериментатором, сопровождая это беззвучными артикуляционными движениями.

2.    Зрительно-моторный способ. Школьнику дается инструкция читать слоги и слова зрительным путем, производя ясно выраженные, но беззвучные артикуляционные движения. Необходимо особенно тщательно следить з^ тем, чтобы школьник действительно эти артикуляционные движения производил и совершенно воздерживался от произнесения материала вслух.

3.    Зрительно-слуховой способ. Школьнику дается инструкция воспринимать материал зрительным путем, совершенно воздерживаясь от какого бы то ни было его произнесения. Но параллельно этому экспериментатор произносит материал вслух полным голосом. Задача экспериментатора, который должен помещаться перед аппаратом таким образом, чтобы он также мог одновременно с ребенком воспринимать материал, заключается в том, что он должен произносить каждый слог или слово полным голосом как раз в тот момент, в который он воспринимается ребенком оптически. Школьник выслушивает чтение материала экспериментатором. При применении этого способа предложения материала экспериментатор предварительно должен настолько усвоить технику прочитывания слов или слогов, чтобы иметь возможность не отставать от испытуемого и читать материал достаточно отчетливо.

4.    Зрительный способ. Школьнику дается инструкция воспринимать слоги только зрительным путем, не производя никаких артн куляционных движений и не прибегая ни к какой иной помощи.

5.    Слухо-моторный способ. Ребенка следует поместить таким образом, чтобы он совершенно не видел аппарата. Всего лучше, но это не обязательно, поместить перед ним экран нейтрального цвета, чтобы он не отвлекался зрительными раздражителями окружающей обстановки. При применении этого способа предложения материала экспериментатор читает материал полным голосом. Ребенок слушает экспериментатора и сопровождает это слушание соответствующими беззвучными артикуляционными движениями.

6.    Слуховой СПОСОб. Так же, как и при использовании слухо-могорного способа, школьник совершенно не видит аппарата. Экспериментатор читает материал полным голосом. Ребенок его вы слушивает, не воспринимая материала зрительно, не производя никаких артикуляционных движений и вообще не прибегая ни к какой помощи.

При использовании всех семи указанных способов предложения материала необходимо следить за тем, чтобы испытуемый точно выполнял условия опыта, предлагаемые ему экспериментатором в соответствующей инструкции. Особенно тщательно следует наблюдать за тем, чтобы испытуемый производил беззвучные артикуляционные движения там, где это предписывает инструкция, и обратно их абсолютно не допускал тогда, когда они запрещены.

III. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ.