Детская экспериментальная психология, школьный возраст, В.А. Артемов (1929)
ВЛИЯНИЕ ВРЕМЕНИ НА ЗАБЫВАНИЕ

Однако эббинггаузовская формула не была полностью подтверждена контрольными опытами Р а д о с а в л е в и ч а, как это показывает таблица 8-я:

Таблица 8.

ВЛИЯНИЕ ВРЕМЕНИ НА ЗАБЫВАНИЕ (по Ра юсавЛевину и Эббинггаузу).

Число опытов у

Промежуточное время в мивутах и днях

Выло забыто у

Радосавле-

вича

Эббинггау

за

Радосавле-

вича

Эббинггау

за

I

24

5 мин.

2,5

2

24

12

30 „

ii,4

41,8

3

24

l6

п

29,3

55,8

4

24

12

О

00

52,6

64,2

5

47

26

I день

32,2

66,3

б

26

2 „

39,1

72,2

7

20

26

б „

5°,7

74,6

8

13

14 •>

59.0

9

8

21 „

62,0

IO

18

45

30 „

79,8

789

II

12

120

• 97,2

Наибольшая разница в результатах того и другого автора наблюдается по прошествии одного часа.

10 в. А. Артемов. Детск. эксперим. психология.

В отношении забывания Джо стом был установлен закон (второй закон Джосга), согласно которому „из двух ассоциаций одинаковой силы, но различного возраста, медленнее забывается более старая".

9. Зависимость заучивания от времени дня. По этому вопросу существует две пословицы: „утро вечера мудренее" и „на сытое брюхо учение глухо". Ларгье163) во время каникул произвел над собой следующий опыт. Он ежедневно заучивал утром между 8 и 9 часами, перед и после обеда, перед и после ужина—каждый раз по j о стихов из трагедии Расина. Or всякой другой работы в промежутки он был свободен.

Результаты следующие: для заучивании ю александринских стихов потребовалось:

Утром Перед зав- После зав- Перед -После ужи-граком    трака ужином на

1.316,25 сек. 348,75 сек. 340,71 сек. 345.9° сек. 280,20 сек.

Следовательно, для Ларгье наиболее благоприятным для заучивания было время после ужина и утром.

При проверке через 24 часа оставалось в процентах из выученного:

утром............... 47,5

перед завтраком......... 51,5

после завтрака.......... 56,3

перед ужином........... 55,6

после ужина........... 57,6

Таким образом время после ужина оказалось во всех отношениях наиболее благоприятным, утреннее время способствовало непосредственному, но не длительному запоминанию.

Лай 2) провел аналогичные опыты с шестью 18-летними семинаристами, заставляя их выучивать десятислоговые ряды между б — 8 ч. утра и вечером, также между 6 — 8 ч. Хотя время, потребовавшееся для заучивания утром, было меньшим, и все из заучивающих имели чувство, что заучивание утром легче, результаты заучивания жестоко их обманули. После 24 часов оказалось, что из заученных утром 68 слогов осталось в памяти только 16, а из 68 заученных вечером — 56.

Следовательно, как будто бы пословица о большей мудрости утра в отношении заучивания не подтверждается. Мнение же относительно послеобеденного времени подтверждается полностью.

10. Зависимость запоминания действий от их оконченности или неоконченности *). Б. В. Цейгарник проведено под руко-водством К. Левина исследование по методу действий. Испытуемым предлагались различные деятельности. Примеры их приведены на стр. 125. Во время исполнения одни из них прерывались, другие доводились до конца. Основным выводом работы Цейгарник является положение, что неоконченные действия запоминаются лучше оконченных. Причина этому лежит не в особой чувственной окраске прерванных действий, не в шоке, возникающем благодаря нарушению действия,—она заключается в том обстоятельстве, что у испытуемого в момент, когда прерывается его работа, возникает квазипотребность в отношении ее окончания. Эта квазипотребность связана с напряжением, не только сказывающемся в стремлении к окончанию действия, но и определяющем репродукцию. Эга зависимость репродукции от возникшей квазипотребности, как уже сказано, обнаруживается в том, что неоконченные действия запоминаются значительно лучше оконченных как у взрослых, так и у детей.