Детская экспериментальная психология, школьный возраст, В.А. Артемов (1929)
ЗАВИСИМОСТЬ ВЫУЧИВАНИЯ И РЕПРОДУКЦИИ 0Т СУБЪЕКТИВНЫХ УСЛОВИЙ

?. ЗАВИСИМОСТЬ ВЫУЧИВАНИЯ И РЕПРОДУКЦИИ 0Т СУБЪЕКТИВНЫХ УСЛОВИЙ.

1. Половые различия. Как известно, Польман подверг сомнению опыты Нечаева и последовавшего за последним Л о б з и н а вследствие их ошибок в самом осуществлении экспериментов. Для проверки их результатов Польман провел опыты над учениками и ученицами б-го класса двух средних школ в Оснабрюке, предлагая им для заучивания акустическим способом бессмысленные слоги, числа, согласные и слова. Его результаты в процентах правильно удержанного переданы в табл. 9-й:

Таблица 9.

VI класс

V класс

IV класс

III класс

II класс

I класс

9 лет

ю лет

и лет

12 лет

13 лет

14 лет

Мальчики ....

ЗбЗ/Wo

4778%

58%

б1*/4%

72%%

7°3Л%

Девочки ....

49'/2%

53‘/2%

6°'/2%

W/o

7 41/4°/о

7478%

) См. подробнее В I u m a Zeigarnik, Ober das Belialten von erledig-en und unerledigten Handlungen, Psychol. Forschnng. Bd. IX. H. 1/2. 1927. 10*

Следовательно, девочки вообще превосходят мальчиков в деятельности памяти, особенно в возрасте 9—ю и хг—14 лет.

Приблизительно к тем же результатам пришел В е р т 1). Он нашел, что девочки имеют больший объем памяти. В процентах ого выражается соотношением 54,54% : 47,22%. Также и время заучивания у девочек короче, чем у мальчиков — х,6 сек. к 2,0 секундам.

Память у мальчиков развивается параллельно возрасту, у девочек она имеет падение в возрасте ю—и лет, Ckj йтен и Л о б-з и н объясняют лучшую память у девочек лучшей концентрацией внимания. У о т к и н с i) также нашел, что некоторый материал девочками запоминается лучше, чем мальчиками, что видно из табл, хо-й, где указано число повторений, потребовавшихся до полито выучивания материала:

Таблица 10.

Слоги

Абстрактные

Конкретные

слова

слова

У девочек .

12,5 повторений

ii,i повторений

8,8 повторении

У мальчиков . . .

19,5

47,1

12,0

В своих опытах о наследственности Г е й м а н с *) нашел, что среди I 310 мужчин и I 209 женщин имеют:

мужчины женщины

выдающуюся память ...... 14%    9,3%


среднюю    „    .....74,5%    76,22%

плохую    „    ... 6,6%    7,9 %

Им же проведенная анкета среди 2757 мальчиков и 701 девочки дала в качестве результатов, что точно и систематично заучивающих среди мальчиков 29%, среди девочек — 35,4%- Легко выучивают наизусть 25,3% мальчиков и 32,5% девочек.

Как всегда, иной метод изучения дает и иные результаты, так н в пашем вопросе. В. Штерн *) испытал х мальчиков и девочек 164 165 точность и объем памяти методом высказываний и опроса. Он нашел, что у мальчиков показания в смысле их точности превосходят девочек на ю,2°/в. Мальчики в припоминании также более противостоят внушению. У взрослых Штерн нашел, что женщины меньше забывают, но больше путают. При воспоминаниях девочки останавливаются больше на личных моментах, мальчики на вещественных категориях.

К противоположным результатам в опытах по тому же методу пришли Врешнер *) и Борет а).

Относительно точности детских свидетельских показаний Лоб-л и н пришел к следующим результатам. В 7-летнем возрасте мальчики и девочки в этом отношении почти одинаковы. В ю лег мальчики делают большой шаг вперед. Девочки их догоняют лишь в 14 лет, что возможно поставить в связь с периодом полового со зреваиия.

2. Влияние возраста. Этим вопросом применительно к школьникам наиболее занимались Радосавлевич и Мейман. Радо-савлевич ®), сравнивая забывание у взрослых и детей, пришел к результатам, приведенным в таблице ц-й.

Таблица 11.

ПРОЦЕНТ ЗАБЫТОГО ПРИ ЗАУЧИВАНИИ БЕССМЫСЛЕННОГО

МАТЕРИАЛА.

Протекшее с момента выучивания время

У взрослых в процентах

У детей в процентах

После 5 минут ......

1,5

8,8

п 20

9>165

14,6

„ х часа ......

ЭТА

22,7

8.......

51,5

37,о

» 1654 » ......

36,9

28,3

„ 48 , ....

40.4

3166 167>9

„ 6 дней ......

54,4

42,4

п 14 » .....

65,5

46,1

„ 21 „ ......

60,5

49-5

,, 3°

78,8

60,2

п 6о „ ......

94,3

» 120 .......

97,2

Следовательно дети в пределах первого часа забывают больше, чем взрослые. Однако в дальнейшем в сохранении выученного они значительно превосходят взрослых. Этот факт стоит в связи с тем обстоятельством, что взрослые вообще имеют более высокую непосредственную память, чем дети. Очевидно у взрослых более развита способность запечатления, чем сохранения выученного. Для детей таким образом, труднее учить, чем сохранять заученное. Если мы вспомним что логическое запоминание экономнее механического, и что Деш вследствие их небольшого развития и опыта заучивают преимущественно механически, то будет понятным, почему непосредственное запоминание у взрослых стоит выше, чем у детей.

Вопрос о том, в каком возрасте дети имеют лучшую память, был поставлен Бессели *). Им были проведены опыты над учениками шести различных классов одной берлинской гимназии. Он исследовал количество сохраненных в памяти стихотворений, выученных во время года. Результаты его опытов приведены в табл. 12-й.

Таблица 12.

Классы

Число

учеников

Среднее из удержанн. стихов в процентах

Квннта (2 латинский класс) ....

29

42

Кварта (з

»

). . . .

34

66

Унтертерцпя (4 „

). . . .

32

75

Обертериия (5 „

И

). . . .

32

85

Унтерсекунда (6 „

»

). . . .

26

62

Ооерсекунда (7 „

N

). . . .

23

37

Следовагельно учащиеся обертерции (13—14 лет) помнили наибольшее число заученного в году. Результаты этих коллективных испытании были Бессели проверены и подтверждены на индивидуальных исследованиях отдельных учащихся, большинство которых имели наилучшую память в возрасте между и — 14 годами. Хорошие ученики, как правило, имели хорошую память и обратно.

&U Т)

in опытах с измерением оставшегося в памяти (стихи) из выученного учениками за два последних года Вессели пришел к следующим результатам (табл. 13):

Таблица 13.

Класс

Число

учеников

Среднее в процентах из удержанного

Кварта ...

26

зб

Унтерквинта

21

37

Унтерирнма . .

21

20

Таким образом между и и 15 содами память (длительная) у школьников повышается, в то время как 17-летние унтерпрнм шеры дают значительно худшие результаты в этом отношении. Присоединяя сюда данные относительно времени занятий и числа удержанных стихов, Вессели приходит к выводу, что унтерсекундары забывают сильнее, чем квартанеры, обертертианеры же превосходят первых почти в два раза.

Отсюда следует, что мальчики с наступлением периода полового созревания имеют значительное понижение деятельности их запоминания на длительный срок. В это же время объем их памяти, способность к осмысленному восприятию и непосредственное задержание, что обнарз’жено в опытах Верта и В. Штерна, растз'Т пропорционально возрасту.

Мейман *) нашел, что функции памяти наибольшего совершенства достигают в возрасте 25 лет. В возрасте 30 — 40 лет длительное запоминание становится несколько хздшим, чем в возрасте го—25 лет. Способность к непосредственному удержанию и схватыванию, видимо, довольно долго остается на значительной высоте.

3. Влияние настроения и чувств. Голод. Вейгандт исследовал вопрос о влиянии голода на память. Испытз емые должны были 12-членные ряды слогов и цифр выз'чивать наизз’сть как в дни нормального питания, так и в дни воздержания от пищи по 12 — 48 часов.

Реззгльтаты опыта переданы в следующем ряду.

291, 269, 208, 179, 353, 612, 395, Ц2, 288, 229, 335.

2) Э Мейман, Лекции по экспериментальной педагогике. Изд. 4-е, 420 и след

г) W. \\ е у g а 11 d 1, Ober die Beeinflu?hung gei>tiger Lei=tungen durch Hungern, Kraepelins Psychologiscbe Arb ;iten, I, етр. 184.