Детская экспериментальная психология, школьный возраст, В.А. Артемов (1929)
ВЛИЯНИЕ БУКВ И УСТАЛОСТИ НА ЗАЧЕРКИВАНИЕ

Таблица 14.

ВЛИЯНИЕ БУКВ И УСТАЛОСТИ НА ЗАЧЕРКИВАНИЕ (По Уипплу).

БУКВЫ

"Первые

десять

опытов

>

В

Вторые

десять

>

В

Третьи

десять

>

в

Четвертые десять

>

в

Средний

вывод

С

93А2

5,36

91,°4

....

5,73

89,8б

3,0

96,64

4,69

Г

92,66

О

94,об

4,93

86,28

1,42

82,64

3,4

87,52

3,46

87,62

Среднвй выеод.

93,59

88,21

86,25

92,08

4) В Bourdon, Observations comparatives sur la reconnaissance, la discrimination et l’association, Rev. philos. 40, 1895, стр. 153—185.

2)    A. В i n e t, L’Ctude expCrimentale de l’intelligence, Paris, 1903, стр. 309-

3)    C. Ritter, Ermudungsmessungen, Ztschr. f. Psychol. Bd. 24. 1908,

4)    Уиппл, Руководство, M., 1913. Испытание гб,

Опыты Уиппла (табл. 14) указали также на то, что для испытания усталости более пригодно зачеркивание четырех и более букв чем одной, так как в последнем случае испытуемый вследствие практики или подбадривания, может во втором опыте дать даже и большее число зачеркиваний и тем самым скрыть усталость ,).

Б и н э, сравнивая первую и вторую половину го-минутного опыта, нашел, что его испытуемый сделал в первые ю минут 54 ошибки, а во вторые — 95.

Риттер, пользуясь методом зачеркивания, пришел к следующим результатам (таб. 15):

Таблица 15.

Время

J

Предшествующие школьные занятия

Ошибки

9 4. утра

37

9 ч. 55 м.

Греческий ...........

94

IO 4. IO M.

Перерыв для завтрака.....

78

12 4. (пол-

84

день)

.................

6. Метод сосчитывания точек, введенный Бинэ был использовании и В Интел ер ом 182 183) для измерения интенсивности внимания у интеллигентных и неинтеллигентных детей. При условии соблюдения правил, указанных в отношении метода зачеркивания, этот прием может быть применен также и для определения степени усталости. Опыт описан в главе V — о внимании.

Изложенные выше методы измерения работоспособности и утомляемости можно было бы назвать собственн о-п с и х о л огиче-скин и. Против них иногда делались возражения в том смысле, что они не могут учесть всей сложности процессов утомления и усталости, которые, как мы видели выше, чрезвычайно комплици-рованы. Может случиться таким образом, что работоспособность школьника понизится не вследствие его утомления, а просто потому, что он потерял интерес к работе. И как будто бы, таким образом,

мы выдаем неутомленного испытуемого за утомленного, н наоборот—г при противоположном отношении со стороны школьника к работе.

Однако подобные возражения не выдерживают критики на том основании, что мы в поведении человека никогда не имеем ничего такого, что было бы вполне изолировано от общих условий поведения. Все течет в чрезвычайной сложности целостных переживаний. И их расчленение на части является лишь методическим приемом исследователя. Поэтому если экспериментатор замечает влияние на изучаемую им форму поведения каких-нибудь еще не учтенных им моментов, в данном случае, например интереса или отвращения к работе, то он просто-напросто должен включить в поле своего наблюдения и этот новый фактор. Следовательно наша оценка указанных методов измерения работоспособности и утомляемости должна в силу изложенных соображений быть не отрицательной, а положительной, так как они помогают нам разобраться в реальной сложности изучаемой нами проблемы. Мы должны лишь учитывать именно все стороны исследуемой нами области, в том числе и влияние интереса на работу и утомление.

В. Функциональные методы.

Ко второй группе применявшихся до сих пор методов измерения работоспособности и утомления мы относим такие, которые иссле-дуют указанные формы поведения через измерение функционально связанных с ними рабочих или рецепторных органов. Эту группу методов мы назвали бы функциональными. Сюда входят методы: эстезиометрический, алгезиметрический и динамометрический.

1. Эстезиометрический метод 184). Этот метод имеет чрезвычайно богатую литературу. Его отцом является Э. Г. Вебер185 186), еще в 1834 г. опубликовавший работу по данному вопросу. Вебер, занимавшийся проблемами порога восприимчивости, направил свои исследования также и в сторону кожной чувствительности. Здесь ему удалось найти, что не всякое прикосновение двух точек к поверхности кожи ощущается нами, как прикосновение именно двух точек. Необходим известный минимум расстояния между ними, чтобы они воспринимались раздельно. При уменьшении этого минимз'ма

порога кожной чунствителыюсти две точки ощущаются, как одно прикосновение. Вебер также нашел, что различные участки кожи в этом отношении имеют различную чувствительность—одни большую, другие меньшую.

Эстезиометрическое испытание ведется при помощи эстезиометров различных конструкций. Наиболее распространенным и простым является эстезиометр Спирмена (Spearman), изображенныйна рис. бб.

млению функционально понижается чувствительность кожи к прикосновениям. Ему казалось возможным, таким образом, чисто математически в миллиметрах (расстояние между ножками циркуля) измерить субъективное состояние усталости и утомления. Исследование Грисбах вел при помощи им самим сконструированного эстезиометра, усовершенствованная модель которого изображена на рис. 67. 184

Результаты его многочисленных исследований поразительно единообразны и вполне подтверждают ценность этого метода измерения утомления.

Наиболее совершенным и в то же время достаточно простым является эстезиометр Джастрова (рис. 68), описанный у Уиппла в „Руководстве", стр. 230.

В дальнейшем эстезиометрическим методом измерения утомления пользовались: Блазек ‘), Бинэ а), Бонов3), Ванно ') и др.

Б л а з е к в результате своих исследований наметил три типа кривой работы школьников. К первому типу относятся школьники, имеющие постепенно понижающуюся кривую работоспособности; их кривая утомляемости постепенно и прогрессивно увеличивается от начала занятий к концу. Второй тип учащихся имеет ломаную кривую работы; у этих школьников наблюдается периодичность понижения и повышения работоспособности и утомления. Наконец, к третьему типу принадлежат те школьники, кривая работы которых представляет собой приблизительно прямую линию. Свое исследование Блазек тесно связал с анализом школьной работы, ее положительными и отрицательными сторонами. В результате он предложил видоизменить школьный день так, чтобы иметь ежедневно лишь четыре предмета по 45 минут каждый с переменами между ними в 15 минут.

Бинэ также много работал с эстезиометрическим методом определения утомления у школьников. Ему принадлежит ряд статей по этому вопросу. Он относится к числу авторов, колеблющихся в своей оценке эстезиометрического метода — то отрицающих, то признающих его научность. Между прочим, вместо эстезиометра Бинэ пользовался рядом картонов с двумя иголками в каждом. Расстояние между этими иголками было различно на каждом кар- 187 тоне х). Бинэ резюмирует результаты работ, проведенных им самим и группой учителей под его руководством, следующим образом:

i) умственная усталость выражается в ослаблении кожной чувствительности (измерялась тыльная сторона кисти руки); 2) это ослабление обнаруживается в меньшем числе ответов „два" при небольших расстояниях (0,5—1,5 см)] 3) девочки в этом отношении дают, по сравнению с мальчиками, наиболее яркую клртннуj 4) эти явления объясняются действительным понижением самой осязательной чувствительности, а не простым ослаблением внимания.

В а н н о производил, пользуясь эстезиометрическим методом, многочисленные исследования в бернских школах. Например он нашел, что у одного мальчика 16 лет порог чувствительности на лбу равен в 8 ч. утра до занятий 3 мм, в ю ч., после двух часов занятия — 3,5 мм, в полдень — 4,5 мм, уменьшаясь в 2 часа дня, вследствие отдыха между 12 и 2 часами, до 2,5 мм. Наконец в 5 час. дня он снова равен 3 мм.

Эстезиометрический метод, как уже указывалось, имеет большую литературу по его использованию в целях измерения утомления в связи с длительной работой. Однако не следует забывать, что имеется целый ряд авторов, более или менее скептически относящихся к научности этого метода или, во всяком случае, указывающих на ограниченность и недостаточность применения этого метода в целях измерения утомления.

Например такой видный автор как М е й м а н в своих лекциях по экспериментальной педагогике, с одной стороны, соглашается с тем положением, что в связи с усталостью понижается порог кожной чувствительности, но, с другой стороны, он предупреждает от излишнего увлечения эстезиометрическим методом, подчеркивая, что вся сложность процесса утомления едва ли может быть полностью выражена в цифрах отстояния ножек эстезиометра одна от другой.

Крепел1ин 188 189), справедливо считающийся наибольшим авторитетом в вопросах работоспособности и утомления, недвусмысленно говорит о том, что эстезиометрические измерения „висят в воздухе" (stehen einfach in der Luft) и являются выражением скорее предвзятых мнений исследователей, чем отображением фактического положения вещей.

Клапаред 4) также предостерегает от излишнего увлечения эстезиометрическим исследованием на том основании, что, помимо практических трудностей, этот метод имеет и теоретические недостатки, что он слишком примитивен для исследования столь сложных процессов, как утомление. Поэтом}' нельзя быть уверенным в том, что измерение порога чувствительности вполне и непосредственно соответствует изменению самого утомления, которое зависит также от состояния внимания, интереса, привычки, различного состояния кожи и той или иной степени умственного развития.

2. АлгезиметрИЧесКИЙ метод —метод измерения чувствительности к болевым раздражениям как показатель утомления в связи с длительной работой.

Для исследования употребляется или аппарат Уиппла, так называемые весы для измерения давления и боли, или алгезиметр Ванно, или же весы Вундта.

Аппарат Вундта (рис. 69) представляет собой весы с накладывающимися на них тяжестями, давящими на тот или иной орган.

Рис. 69.

Аппарат Ванно, аналогичный эстезиометру Фрея, состоит из заостренной ножки, которая вдвигается в трубку, с помещенной в ней пружиной, оказывающей этой ножке сопротивление, когда ножка соприкасается с кожей. Производимое ею давление передается пружинке, последняя, поднимаясь по делениям трубки (граммы и миллиграммы), отмечает условную силу укола. 190

Результаты исследований Ванно ‘), произведенных в бернских школах, переданы в таблице тб-й.

Таблица 16.

Время дня

Величина болевого раздражения

8 ч. утра

45 г

ю „ >,

39

12 „ „

29

Следовательно, с увеличением утомления увеличивается и болевая чувствительность, так как для возбуждения одного и того же болевого ощущения с течением работы достаточно все менее и менее интенсивного раздражителя. Чем моложе дети, тем более применим к ним этот закон. Девочки вообще более чувствительны к болевым раздражениям, чем мальчики.

Свифт2) и В а с к и д ®) пришли к более или менее аналогичным результатам. В частности Васкид нашел, пользуясь алгезиме-трическим методом, что:

1)    занятия после полудня значительно утомительнее утренних;

2)    хорошим отдыхом является проведение доп о луд е нн ы х часов где-нибудь вне школы;

3)    математика и древние языки особенно утомительны и

4)    письменные упражнения связаны с сильной умственной j'CTa-

лостью.

В отношении алгезиметрического способа измерения усталости возможно высказать те же возражения, что и против метода эсте-зиометрического. Следует также иметь в виду, что опыты Б и н э 4) в этой области дали результаты диаметрально противоположные только что изложенным выводам. А именно он пришел к заключению, что усталость прогрессивно связана с поншкением, а не с повышением кожной чувствительности к боли,

!) V а п n а (1, Op. cit.

2)    Е. Swift, Sensibility to pain, Amer. Journ. of Psych. Vol. xi, 1900 стр. 312 и след.

3)    N. Vasquide. Les recherches expdrimentales sur la fatigue intellee-tuelle, Rev. de psychol. Vol. 5, 1905, стр. 428 и след.

*) A. В i n e t, Recherches sur. la fatigue intellectuelle scolaire et sa mesure par l'esthdsiometre. Ann. psychol. XL 1905, стр. 32 и след.

3. Динамометрические методы измерения длительной работы и связанного с ней утомления распадаются на методы:

а) эргографический, Ь) динамометрический и с) метод постукивания.

Основателем метода является М о с с о, книга которого „Усталость (русск. пер., Спб., 1899 г.) является одной из наиболее ценных по излагаемом}’ в этой главе вопросу.

Для своих исследований Моссо изобрел аппарат — эргограф, от которого и носит название этот метод определения утомления. В дальнейшем эргограф усовершенствовался многими авторами, В своем первоначал).пом виде он имел следующее устройство (рис. 70).

Как видно из рисунка, аппарат состоит из подставки А, на которой находится мягкая подстилка для руки В с двумя зажимами: С — для обхвата руки около локтя и С, —для кисти. Указательный

Рис. 70-

и безыменный палец вставляются в подвижные металлические трубки (D и D,). Средний палец остается свободным. На него надевается кожаная петля Е, соединенная при помощи бечевы с грузом F. Во время опыта школьник должен ритмично поднимать средним паль-


Нем груз в г — г,5 кг1) до полного изнеможения. Разница в работе пальца до той работы, утомляющее действие которой исследуется, и после нее и будет служить показателем утомления школьника. Например можно заставить школьника поднимать груз до изнеможения в начале школьного дня и в конце его. Утомление ребенка скажется в том, что во второй раз он поднимет груз меньшее число раз и на меньшее расстояние.

Чтобы регистрировать результаты работы объективно и графически, эргограф, как это видно из рисунка, соединен с пером, записывающим всю работу школьника на закопченном барабане С2, приводимом в движение часовым механизмом £>2 (этот вспомогательный аппарат-барабан носит название кимографа).

') В зависимости от возраста.

В результате работы на эргографе получаются записи изображенные на рис. 76—79.

Современная конструкция эргографа Дюбуа изображена на рис. 7т.

Динамометрический (он же динамографический) метод измерения работоспособности и усталости состоит в том, что испытуемому

Рис. 71.


до начала исследуемой работы и после ее окончания предлагается произвести определенное число (или до изнеможения) сжиманий динамометра, который имеет следующее простое устройство (рис. 72).

Рис. 72.    Рис. 73.

На этом аппарате при его сжимании внутренние стрелки-крючочки обе одновременно отклоняются в правую сторону. При прекра-

•цении сжатия одна стрелка возвращается к исходному положению, а другая остается на месте, показывая в килограммах силу сжатия.

Для испытания сжатия двух рук одновременно существует специальный динамометр Андре в a (Andrew), изображенный на рис. 73.

Для растягивания служит другая конструкция, предложенная тем же автором (см. рис. 74).

Наконец для измерения работы мышц всей руки в ее движе нии служит специальный динамометр Г енри (Henry).

Метод постукивания состоит в том, что ребенку предлагается постукивать карандашом по листу бумаги возможно быстрее перед изучаемой работой, а затем после нее. Разница в числе постукиваний в том и другом случаях является показателем утомляющего дей


ствия данной работы. В этих же целях иногда употребляется специальный аппарат-постукиватель, 'йзображенный на рис. 40 стр. 66.

Во время опыта школьник постукивает пальцем по металлической пластинке п. Эти постукивания при помощи пневматической (воздушной) передачи регистрируются на барабане кимографа.

III. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ РАБОТ.

При помощи динамометрических методов было произведено большое количество всевозможных исследований, направленных на изучение как кривой работы, так и связанного с ней утомления.

I. Одно из таких исследований, произведенное Смедлеем, относилось к силе сжатия руки.

Счедлей *) па усовершенствованном им динамометре (рис. 75) испытывал силу сжатия руки (как левой, так и правой) у 2 788 мальчиков и 347 девочек разного возраста и социального положения.

Реззтльтаты работы:

i) Нормы, приведенные в табл. 17-й. 191

Таблица 17.

Возраст

Мазчики

Девочки

Правая

рука

Левая

£ука

Правая

рука

Левая

рука

6.....

9,21

8,48

8,36

7.74

7.....

ю,74

10,11

9,88

924

8.....

12,41

11,67

II,16

10,48

9.....

4,34

13.47

12,77

и,97

ТО.....

16,52

15>59

г4,б5

13,72

II .....

18,85

17,72

1б,54

15,52

12.....

21,24

i9,7i

18,92

17,78

13.....

24,44

22,51

21,84

20,39

14 : . . . .

28,42

26,22

24,79

22,92

15 ....

33 39

30,88

27,00

24,92

16 . . . . .

39.37

36,39

28,70

26,56

и.....

44.74

40,96

29,56

27,43

18 . . .

49,28

45,01

29,75

27,66

2)    Правая рука и у мальчиков, и у девочек сильнее левой.

3)    Мальчики сильнее девочек, что особенно заметно в период половой зрелости.

4)    Способные дети преимущественно пользуются одной правой рукой, т. е. они односторонии.

5)    Сильные дети также обычно односторонни,

6)    При исследовании работоспособности руки утомление обычно сказывается, вопервых, в понижении кривой работы; испытуемый оказывается в состоянии вытянуть все меньшую и меньшую тяжесть, вовторых, в увеличении числа посторонних движений,

Испытуемый начинает ерзать на стуле, гримасничать, сопрово* Ждать работу характерным для бессилия глуповатым смехом и так Далее,

По мнению Уиппла, динамометр Смедлея значительно лучше эллиптического динамометра Коллина.

12 в. А. Артемов, Детск. эксперим, психология*

Лишь при многочисленных измерениях следует не забывать проверять точность динамометра привешиванием к нижнему стремени тяжестей определенного веса (динамометр неподвижно зажат в тиски), проверяя их вытягивание на скале.

2. Исследование длительной физической работы. Эти опыты ведутся обычно при помощи эргографа системы Дюбуа или системы других авторов и имеют своей задачей:

i) Измерение размеров и характера мускульной усталости школьника.

и) Определение „физической способности" или выносливости при нормальных и специально созданных условиях (эмоциональное возбуждение, влияние упражнения, наркотик, различной диэты и т. п.).

3)    Измерение право- и левосторонности.

4)    Выяснение вопроса О влиянии Психической работы на мускульную энергию в смысле ее понижения или повышения.

5)    Определение так называемого почасового или дневного ритма работы.

Указанные вопросы возможно изучать двумя приемами — или при помощи получения ряда разделенных сжиманий, для чего требуется динамометр, или путем непрерывной работы испытуемого, совершаемой ритмично под удары метронома. В последнем слз'чае употребляется эргограф.

Результаты опытов с динамометром. Исследование Б и н э и Васки да ') нйд группой мальчиков в возрасте ю—тз лет и группой девочек. Опыт состоял в последовательном пятикратном сжатии динамометра. Авторам удалось подметить следующие четыре типа сжатия.

Таблица J8. 192

ТИПЫ КРИВОЙ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ РАБОТЫ (в килогрмммах).

Сжатия

Тип „а"

Тип ,,b“

Тип „с“

_____ ;

Tim ,,d“.

-^ - - ■ г-j

t e . . . .

23,00

18,70

21,12

17.33

2-e .....

18.45

18,60

22,50

17,70

3*e.....

19,00

19,20

21.17

18,67

4*e

j8,6o

19.40

21 >33

18,67

5-e .

18,20

17,80

19,80

20,67

Тип „аи характеризуется быстрым падением работы в ее начале затем сохранением неизменной высоты работы.

Тип —тип борее или менее постоянной работы. Он сохраняет одну и ту же высоту работы втечение всего опыта.

Тип „е“ говорит о непрерывном, но постепенном падении работоспособности.

1'ип ,,d“ обратное изображение типа „с“, дающий постепенный подъем кривой работы.

Эта таблица составлена на основании большого количества испытаний различных групп школьников, так как для определения типа кривой недостаточно произвести единичное испытание.

Как показало исследование Больтона и Элеоноры Миллер *), результаты эргографических исследований зависят также от образования у испытуемого привычки к опытам, от упражнения, сказывающегося в улучшении координации производимых движений, от медленного нарастания выносливости и от других причин.

Опыты Озерецковского и Крепелина 193 194) несколько уточнили вопрос о влиянии навыка в работе. Было найдено, что влияние навыка, отражаясь как на общем пути работы, Так и на числе подъемов, постепенно становится все менее и менее заметным Это влияние почти прекращается, когда достигается максимум при-' способления.

Эти же авторы обратили внимание на то, что увеличение быстроты поднимания увеличивает количество физической работы испытуемого. Например при 6о поднятиях в минуту испытуемый дает большую продуктивность, чем при 30, при 120 — большую, чем при бо.

Работы Бинэ и Анри195) и Франца192) вскрыли чрезвычайно важный закон, говорящий о том, что сумма пути, как результат проделанной работы, не может служить ее качественным показателем. Например юо подъемов по 25 мм каждый не равны 50 под-емам по 50 мму хотя их конечные суммы и равны между собой.

Поэтому нельзя говорить о работоспособности на основании лишь результатов работы, — должен быть тщательно изучен также и

ее путь.    •

Предшествовавший физический труд оказывает заметное влияние на эргографическое испытание. Этот вопрос затрагивался многими авторами. Например Больтон *) констатировал это на себе самом. Смедлей2) нашел то же самое, исследуя чикагских детей до и после 4о-минутных гимнастических упражнений.

3. Наиболее широко в литературе освещен вопрос зависимости физического труда ОТ умственного, вернее — вопрос о том, как на основании физической работы на эргографе возможно судить об умственных процессах школьника, еще иначе, — существует ли какая-нибудь зависимость между физическим и умственным трудом и как на основании одного возможно заключать о другом? Следует иметь в виду, что результаты различных авторов в этом отношении достаточно разноречивы. Попытаемся вкратце изложить' наиболее важные из них.

Например Клавьер3), пользуясь динамометром, сравнивал силу сжатия у учеников одного из философских классов Парижа до и после двух часов занятий. Результаты его работы содержит в себе следующая таблица (19).    Таблица 19.