Детская экспериментальная психология, школьный возраст, В.А. Артемов (1929)
ВЛИЯНИЕ УМСТВЕННОЙ РАБОТЫ НА ФИЗИЧЕСКУЮ

ВЛИЯНИЕ УМСТВЕННОЙ РАБОТЫ НА ФИЗИЧЕСКУЮ (Испытуемые—ученики в возрасте 15—18 лет.)

Ученики

До умственной работы

После умствен, работы

A •<••••

42,2 кию

36,2 кило

в......

33>4 п

27,3 я

с......

\ 45,6 .,

39.9 »

D......

42»9 и

37.7 »

E......

46.5 »

|

42.0 „

F.....

5°.° »

4б,2 „

1)    Т. Bolton, С be г die Beziehungen zwischen Errafldung, Raumsinn der Ilaut und Muskelleistung, Psychol. Arbeiten. Bd. 4. 1902, стр. 175 п след.

2)    S m e d 1 e у, Op. cit.

3)    J. С 1 a v i ё r e, Le travail intellectuel dans ses rapports avec la force musculaire. Ann. psychol. Vol. 7, 1901, стр. 206.


Клавьер пришел к заключению, что

1)    усиленная умственная работа связана с пропорциональным уменьшением физической работоспособности;

2)    средняя умственная работа не сказывается сколько-нибудь заметно на физической, измеренной при помощи динамометра;

3)    отсутствие специальной умственной работы повышает мускульную силу, — например простой разговор или смех возбуждают силы организма.

Ларгье ') и Боль гон я) пришли к обратным результатам, утверждая, что два часа занятий арифметикой заметно повышают эргографическую кривую.

К е м з и с 196 197 198) провел целый ряд опытов над средними но способностям мальчиками, приучив их предварительно к работе на эргографе. Он пришел к убеждению, что эргографический метод служит одним из лучших приемов исследования кривой работы и утомления, так как он является надежным показателем истинного утомления в отличие от субъективно переживаемой усталости, которая иногда может и не соответствовать действительному расходу силовой энергии.

В результате своих опытов Кемзис попытался найти специальные „эргографические указатели" для каждого учебного предмета — в смысле степени их утомляющего действия на школьника. Их порядок, начиная с более утомительных и кончая менее утомительными, следующий: гимнастика, математика, иностранные языки, немецкий (родной) язык, естественные науки и география, история, пение и рисование.

Цитированная выше работа Озерецковского и Крепелина вносит в этот вопрос некоторые поправки. Авторы утверждают, что фгографическая трудоспособность действительно не уменьшается, а увеличивается после одного часа заучивания чисел из 12 цифр Или простого складывания, но что она действительно уменьшается, как только умственный труд становится сложнее или соединяется с беспокойным эмоциональным состоянием.

Б и н э и Анри *) также полагают, что имеются основания раз-

дичать умственный труд спокойный и умственный труд, соединенный с эмоциональным волнением и возбуждением. В то время как первый при известной продолжительности уменьшает физическую выносливость, второй вначале всегда вызывает явное повышение мускульной энергии, вслед за которым сравнительно быстро наступает ее уменьшение. О том же приблизительно говорит и Крепелин в выше цитированных работах.

Наконец целый ряд авторов указывает на наличие типических различий в кривых работоспособности у отдельных школьников. Последний факт лишний раз указывает на чрезвычайную сложность процесса длительной работы.

Целый ряд авторов, в том числе Смедлей, указывает на то, что мальчики обладают большей эргографической выносливостью, чем девочки. Это различие увеличивается параллельно с возрастом.

Кристофер *) и Смедлей199 200) указали на прямую пропорт циональную зависимость между7 эргографической выносливостью и школьной успешностью. Нормальные мальчики 12 лет дали результаты, равные 82%, в то время как дети-однолетки из школ для неисправимых и ленивых детей дали только б2°/0 по отношению к 82%.

Работы различных авторов, особенно только что упомянутых, вскрыли целый ряд характерных особенностей кривой работы вте-чение дня, недели и даже года. Например было найдено, что как крайняя выносливость, так и крайняя усталость встречаются чаще по утрам, чем после двенадцати часов. Дети, работающие ежедневно в двух сменах занятий, обнаруживают наиболее высокую эргограмму утром.

Также было найдено (Кемзис) 200), чго понедельник и вторник, как и вообще два первых дня после праздника, дают наилучшие эргографические кривые. После каникул наблюдается длительное повышение работоспособности.

4. Двигательная способность и правосторонность исследовались при помощи метода постукивания, являющегося также чрезвычайно простым методом определения длительной физической и умственной работы в связи с утомлением. Поэтому он применялся Очень давно многими авторами в самых разнообразных целях.

Обстановка опыта может быть до чрезвычайности простой, как это было например у Б и н э и В а с к и д а *). Школьника заставляли ставить точки или вертикальные знаки карандашом на листе бумаги до начала известной работы и после ее окончания. Уменьшившееся число постукиваний в секунду и будет служить показателем уста| лости школьника.

Или, как поступал Жильбер *), школьник ударял пальцем возможно чаще по кнопке телеграфного ключа, замыкавшего при каждом ударе электрический ток в цепь с включенным в нее электрическим отметчиком, записывавшим число ударов на движущемся барабанё кимографа. Опыт длился например 45 секунд. Обработка результатов в целях определения усталости и кривой работы состояла в том, что высчитывалось число ударов в первые и последние 5 секунд. Относительное уменьшение ударов в последние 5 секунд и служило' показателем наступившего мускульного утомления. Например в пер вые 5 секунд число ударов было равно 40, а в последние — 30. Сле-i 4° —" 3°

довательно -— — 25%, — иначе говоря, школьник утомился на

40

25% своей работоспособности.

Задачей испытания с постукиванием является также установление З'казателя двигательной способности и выяснение показателя правосторонности. Иногда это испытание производилось также в целях его сравнения с другими приемами определения двигательной

»    I

одаренности или утомления.    „    !

В опытах с определением правосторонности сначала исследуется правая рука: испытуемый должен втечение 30 секунд дать этой рукой возможно большее число постукиваний. Затем опыт ведется с левой рукой, далее-—снова с правой и т, д. Желательно проведение опыта по 5 раз для каждой руки.

Коэфициент правосторонности определяется в процентном отношении производительностью правой руки к левой.

Возможно указать следующие результаты опытов с постукиванием;

1)    Быстрота произвольного движения крайне изменчива от возрастных, типологических, половых, социальных и других факторов.

я) Скорость постукивания увеличивается с возрастом: 201 202

Таблица 20.

ЗАВИСИМОСТЬ БЫСТРОТЫ ПОСТУКИВАНИЯ ОТ ВОЗРАСТА

(По Смедлею).

Возраст

Число подвергнутых испытанию

Мальчики

Число подвергнутых испытанию

Девочки

Постукирання в 30 сек.

Постукивания в 30 сек.

Правая

рука

Левая

рука

Правая

рука

Левая

рука

8 ...

31

147

117

31

146

м

И

9.....

151

127

44

149

118

Ю» . . . .

47

l6l

132

48

157

Г 29

II.....

49

169

141

48

169

139

12.....

44

170

Ы5

169

140

13.....

50

184

156

45

178

153

14.....

40

184

155

67

181

157

15 • - • •

37,

191

169

48

181

159

16.....

21

196

[70

188

167

17 .... .

« ,

196

184

40

184

162

18.....

3

197

183

24

193

169

3)    Мальчики в среднем в движениях быстрее девочек.

4)    В детском возрасте ярче выражена правосторонность.

5)    Положительное возбуждение оказывает благоприятное влияние на увеличение деятельности, быстроты и длительности.

6)    Первый эксперимент менее удачен, чем последующие.

7)    Усталость сказывается в уменьшении числа постукиваний.

Как показали опыты Ж ильбера *), у детей в 8 лет зтсталосгь

равна 24°/0, в возрасте 15 лет она падает до 12,7°/,,. Уиппл 202) исследовал 50 мальчиков восьмого класса классической Гимназии и нашел, что показатель усталости для правой руки равен 13,7°/о (среднее уклонение опытов равно 4,8°/0), для левой—15% (сРеДнее уклонение — 4,6°/0). 203 204

Уэльс ') нашел, что усталость, полученная в результате 30-секундного постукивания, совершенно устраняется 3-минутным отдыхом.

8)    Упражнение повышает кривую быстроты постукивания.

Упражнение в опытах, длящихся несколько недель, наиболее сказывается на 20-й день (приблизительно).

Перерыв в ю—14 дней не оказывает особенно отрицательного действия на установление наныка.

Наиболее сильное действие упражнения сказывается в последние дни испытаний.

9)    В опытах Дреслера 2) обнаружилось, что быстрота постукивания имеет суточный ритм: минимум в 8 часов утра и максимум в 4 часа дня. Результаты другой работы на эту тему, работы Марша 3), несколько отличны, но и они говорят о том, что опыты после 12 часов дают лучшие результаты, чем утренние.

f,?c 10) Зависимость быстроты и ловкости постукивания от умственных способностей и социального положения доказана многими авторами. Например Смедлей, Ж и л ь б е р, Б о л ьт о н 205 206) и Киркпатрик207) нашли, что дети более зажиточных классов, как правило, дают большее число постукиваний в единицу времени при всех условиях, чем дети менее обеспеченных классов. Результаты работ Баглея208) и Уиппла 209) этого не подтвердили. Р1ми установлено, что это соотношение не имеет сколько-нибудь заметной закономерности, эта зависимость определяется в первую очередь возрастом и умственным развитием.