Детская экспериментальная психология, школьный возраст, В.А. Артемов (1929)
ТЕОРИЯ ДЛИТЕЛЬНОЙ УМСТВЕННОЙ И ФИЗИЧЕСКОЙ РАБОТЫ И СВЯЗАННОГО С НИМИ УТОМЛЕНИЯ 2

Как видно из 1-й кривой, продуктивность детей в опытах со счетом с каждым днем увеличивалась поразительно быстро, например в первый день ими было решено 4 500 задач, а во второй — 8 500. Этот факт при условии, что общая работоспособность детей за какой - нибудь день не могла подняться столь значительно, указывает на большую упра-жняемость испытанных школьников. Следовательно, при решении каждой данной задачи ребенок не только достигал известного результата, но и усовершенствовал свои навыки в данной работе.

Упражнение всегда идет параллельно с утомлением. Особенно зто заметно на дневном отрезке работы. В этом же опыте Шульце (2-я кривая) обнаружилось, как, впрочем, это уже было доказано и работами многих других авторов, что работоспособность детей вте-чение дня давала определенную кривую утомления. Утомление та-13* ким образом является фактором, зависящим от упражнения и противостоящим ему. Одно необходимо связано с другим.

Если представить себе соотношение упражнения и утомления, так сказать, в идеальном разрезе, то оно может быть изображено при помощи следующей кривой (рис. 85):

Как видно из этой кривой, дети решают в первую минуту все

вместе 500 задач, во вторую — 700 задач. Следовательно их упражняемость возросла за это время на 4о°/0. Следующая минута дает уже меньшую упражняемость, еще следующая — меньше предшествующей и т. д.; каждая последующая — меньше предыдущей. В Конце концов эта тенденция ведет к остановке кривой упражнения, принимающей более и более горизонтальный путь.

Зеркальное изображение кривой упражнения мы видим в кривой утомления: в первую минуту утомление идет очень быстрым темпом, затем постепенно замедляется, пока его кривая не будет иметь характера также горизонтальной линии.

Экспериментальная психология В кривой упражнения и утомления дает педагогу одно из надежных средств для суждения о том, насколько далеко пойдет тот или иной ребенок в усвоении известного навыка. Если педагог при исследовании какого-нибудь ребенка найдет, что последний имеет еще все повышающуюся кривую упражнения и утомления, то он может с уверенностью сказать, что у ребенка еще имеются известные возможности для дальнейшего усвоения навыка. Они тем большие, чем более значительны указанные величины, и наоборот.

d) Однако подобное соотношение кривой упражнения и утомления возможно лишь в абстракции. В реальной жизни их взаимоотношения видоизменяются в зависимости как от типических различий отдельных школьников, так и от других компонентов работы.

Рис. 86.

Всесторонний анализ кривой работы принадлежит Крепелину и его ученикам.

Рис. 86 изображает компоненты кривой работы по Крепелину.

На этом рисунке кривая „У “ означает упражнение, кривая „Ут“—утомление. Как видно из рисунка, кривая работы определяется не только упражнением и утомлением, но и другими факторами.

Кривая „Пр“ говорит о значении привычки, вырабатывающейся по отношению к каждой работе. Эта кривая идет совместно с кривой упражнения, увеличиваясь в начале работы и принимая затем направление постепенного приближения к горизонтальной. Кривая волевого напряжения „Н“ имеет тенденцию, быстро поднявшись с начала работы, обнаруживать затем весьма значительные колебания.

ё) Почти все экспериментальные работы, посвященные вопросам длительной работы и утомления, отмечают исключительно большое влияние на работоспособность со стороны эмоций и интересов ребенка. Положительные эмоции к работе, заинтересованность в ней коренным образом изменяют продуктивность, упражняемость и утомляемость ребенка. Оказывается, что школьник, отдающий на эргографе свои последние силы и отказывающийся продолжать работу вследствие утомления, вдруг приобретает новые силы к ней, как только получит соответствующий стимул, представляющий для него большой интерес.

На рис. 87 изображены две эргограммы, из которых первая поручена в обычных лабораторных условиях, а получение второй было соединено с совершением воображаемого альтруистического поступка. Испытуемому (взрослому) перед началом опыта предлагалось вообразить, что он находится на поле сражения и лишь благодаря особенно героическим усилиям он может спасти своего товарища от смерти 1). Эргограммы с убедительностью доказывают, что эмоциональная заинтересованность увеличивает работоспособность.

Рис. 87.

То же самое мы наблюдаем и в случаях соревнования. Школьники, работающие поодиночке, дают меньшую по высоте и продолжительности эргограмму, чем дети, работающие в группе при некотором спортивном состязании.

Следовательно является экспериментально доказанным положение, что интерес, как известное субъективное состояние, устраняег другое субъективное состояние — усталость и тем самым освобождает организм от физиологического состояния утомления. Но так ли это? Не поднимает ли он просто-напросто работоспособность, отнюдь не освобождая организм от утомления?

/) Для объяснения этих фактов различными авторами, чаще вскользь, чем основательно, высказывался целый ряд различных предположений. Приведем одно из них, а именно гипотезу Клапареда 212 213) о резервуаре энергии, изложенную с наибольшей систематичностью и последовательностью. По мнению Клапареда, его гипотеза о резервуаре энергии, находящемся в организме и по мере надобности отпускающем ее для различных действий организма, является далеко не совершенной, но тем не менее заслуживающей внимания. На основе этой гипотезы становится ясным сохранение работоспособности и замедление наступления утомления, которые мы наблюдаем при выполнении интересной работы. Интерес усиливает энергию индивида, черпая ее из резервуара. Работающий орган, если работа интересна, получает запасную энергию в большем количестве, чем это наблюдается при работе неинтересной. Эмоциональные возбуждения, окрашенные положительно, имеют наибольшую возможность, освобождая скрытую энергию, повышать сопротивление организма утомлению. Это повышенное высвобождение запасов энергии зависит от динамогенического действия, присущего некоторым возбудителям.

Как мы видели, в процессе работы всегда наблюдаются определенные колебания работоспособности. Они носят характер колебания промежутков времени или связанных с утомлением, или свободных от него. II этот факт, по мнению Клапареда, также возможно объяснить, исходя из гипотезы резервуара энергии. Он ■ полагает, что внимание, установка на работу отвлекаются посторонними мыслями или раздражителями среды. В такие моменты энергия из резервуара притекает к этим органам, занятым работой, носящей отвлекающий характер. Вследствие чего непосредственно работающий орган остается без притока энергии. В силу этого в нем усиливается состояние утомления.

Придерживаясь той же гипотезы о резервуаре энергии, возможно сравнить утомление с иссякающим запасом энергии, а отличную от него усталость — с перерывом в доставке этой энергии, с закрытием кранов энергии.

Отсюда становится понятным также утверждение о том, что при перемене работы вместе с новым интересом появляется и приток новой энергии. Наряду с этим возможны и такие случаи, когда предыдущая работа настолько истощила запас рабочей энергии, что для повой работы ее уже недостаточно, вследствие чего последняя .не может совершаться нормально. Возможностью произвольно извлекать дополнительную энергию пользуются при лечении психастеников, пробуждая в них интерес и уверенность в себе. При помощч такого приема вскрывается наличие потенциального запаса сил, и тем самым уничтожается состояние утомления. Гипотеза о резервуаре энергии объясняет также различия, существующие между утомлением и переутомлением.

В каждом состоянии нормального утомления следует различать две его стороны: i) утомление-функция и 2) утомление-состояние. Утомление, как форма самозащиты организма от истощения, имеет место при каждой работе, при каждом напряжении, но не носит в себе ничего опасного. В чувстве утомления мы должны видеть как бы предупреждение о том, что затрата запасов энергии началась, что ее дальнейшее расходование не рационально. Такое утомление легко восстанавливается отдыхом, оно касается лишь непосредственно рабочего органа. Эту форму утомления Клапаред называет утомлением-функцией. Его функциональное значение заключено в том, что приостанавливается та деятельность, продолжение которой привело бы организм к истощению. Другая форма утомления — у томление как состояни е—наступает тогда, когда организм сопротивляется предупреждению со стороны утомления-функции. В таких случаях, если организм продолжает совершать большие усилия, то с течением времени запас энергии в резервуаре иссякает. В подобном случае возможно такое положение, когда организм продолжает работать все еще за счет центрального резервуара. Такое состояние еще не особенно вредно для организма. Если же в конце концов мышцам самим придется создавать рабочую энергию, что ведет к образованию вредных токсинов, то наступает состояние истощения, тем большее, чем дальше работа производилась без соблюдения отдыха.В результате и возникает утомление — состояние, которое ведет непосредственно к переутомлению и истощению. 214

работу и создаст наилучшие условия для сравнимости результатов как внутри данного исследования, так и по отношению к различным опытам, проводимым различными исследователями.

1. Непосредственное измерение умственной работоспособности и сопровождающих ее явлений. Метод Крепелина.

1)    Задачи опыта. Исследование умственной работоспособности и связанных с ней утомляемости и упражняемости. Вскрытие зависимости этих моментов от эмоций и интересов школьников. Измерение отдыха.

2)    Материалы и условия опыта. Испытание производится при помощи таблицы, состоящей из цифровых рядов, примером которых может служить следующий:

424652973342

892932492881

318213549537

162595771966

Во время опыта школьник считает эти цифры но столбцам, подписывая внизу каждого из них для скорости не всю сумму, а лишь их единицы. Например в первом столбце пишется не 16, а б, во втором — не 18, а 8 и т. д.

Перед опытом экспериментатор должен размножить эту таблицу в количестве, соответствующем задаче опыта и числу испытуемых. Каждый испытуемый должен иметь хорошо очиненный карандаш. Экспериментатор заготовляет сверх того по 2 запасных карандаша на ю человек, имея также при себе перочинный нож. Для опыта необходим секундомер.

Опыт может быть проведен как над целой группой ребят, так и над отдельными школьниками. Если испытуемый один, то его следует усадить возможно для него удобнее за стол против экспериментатора. Если это — группа школьников, то они должны быть размещены так, чтобы была исключена возможность списывания.

Перед началом опыта экспериментатор раздает детям листы, кладя их обратной стороной кверху, чтобы дети не видели первых чисел их работы, и предлагает положить рядом с листком карандаши. Никто до начала опыта не должен держать карандаша в руке. Затем экспериментатор обращается к ребятам со следующей инструкцией.

3)    Инструкция. „Слушайте, ребята, меня внимательно. Сейчас по команде „начинайте!" вы перевернете ваши листочки, возьмете карандаши и начнете считать написанные там цифры вот таким образом. — Показывает на доске, написав 2 — 3 примера.—Всем понятно? (Если кто-нибудь не понял, то разъясните еще раз.) Я вам дам для счета (столько-то) минут. По команде „кончайте" все остановитесь сразу, хотя бы вы еще и не кончили считать очередной нары цифр. Ну, приготовьтесь! Начинайте!"

Эта инструкция может быть несколько вариирована в зависимости от задачи опыта. Но она обязательно должна оставаться неизменной втечение одного и того же опыта, для чего экспериментатор выучивает ее наизусть.

4)    Регистрация опыта состоит лишь в ведении экспериментатором краткого протокола опыта, где он должен отмечать почему-либо особенно выдающееся поведение детей, их речевые реакции, мимику, пантомиму и способ выполнения задачи.

5)    Обработка результатов и выводы. Обработка производится при помощи следующей формулы:

А

где х — коэфициент работоспособности, А — количество решений, 5 — количество ошибок.

Выводы из опыта могут касаться различных вопросов проблемы данной главы. В этих целях и самый опыт каждый раз несколько перестраивается. Возможно указать следующие вопросы:

5 - -

Вне. 88.

а) Работоспособность. В этих целях следует, начав опыт, продолжать его го минут, предложив школьникам через каждую минуту по команде экспериментатора проводить верти-кальную черту там, где в этот момент производился счет. В результате возможно будет соста-_ вить: i) кривую работы но отдельным минутам (см. рис. 88); 2) сз'дить

на основании общего коэфициента, полученного по формуле, указанной в п. 5, об умственной работоспособности школьника.

Однако здесь следует иметь в виду, что работоспособность зависит также и от уменья, от навыка к работе. Поэтому прежде чем начинать опыт в отношении работоспособности, следует выяснить, насколько ваш коллектив умеет одинаково считать, а если он считает неодинаково, то его следует предварительно уравнять в этом отношении. Этот подготовительный период можно провести с пользой, поставив вопрос о выработке навыка к умственной работе.

Ь) Выработка навыка (упражняемость). Проведите опыт ю дней подряд, каждый день по то минут в одно и то же время дня, лучше fjcero утром в середине первого занятия. В результате на основании общих коэфициентов составьте кривую выработки навыков в следующем виде (рис. 89):

c)    Сохранение выработанного навыка. После того, как произведен опыт с выработкой навыка (Ь) и определена работоспособность (а), устройте перерыв на то дней, чтобы затем, вновь .поставив такой же опыт, иметь возможность узнать, насколько тот или иной школьник сохраняет раз выработанный навык. Разница между общими ко-эфициентами последнего опыта перед перерывом и настоящего и будет служить показателем в этом отношении. Всегда следует из ко-эфициента опыта „ай вычитать коэфициент опыта „с“. Необходимо следить за тем, чтобы время опыта и усталость дегей были одинаковы как в том, так и в другом опыте.

d)    Утомляемость. Для определения утомляющего действия какой-иноудь работы, начиная от непродолжительного занятия в несколько минуг и кончая работой, длящейся несколько месяцев, следует произвести испытания в ее начале и конце. Утомляемость следует вычислить по следующей формуле:

где У утомляемость, Р—коэфициенг работоспособности до иссле-ду’емой работы, вычисленный по формуле, указанной в п, 5 этого раздела, Р, — коэфициент работоспособности после исследуемой работы, вычисленный по той же формуле.

е) Влияние на работоспособность эмоций. Следует провести два опыта подряд — в один день и в другой. В первый день условия опыта должны быть обычными. Во второй следует эксперименталь-нуто комнату наполнить каким-нибудь неприятным запахом, например запахом карболки или карбида. Если желательно исследовать влияние на умственную работоспособность и положительных эмоций, то следует наполнить комнату запахом каких-нибудь приятных духов, осветить ее особым торжественным образом, украсить и т. д.

Разница между опытом в обычных и специальных условиях, вычисленная по формуле, указанной в пункте d, и будет служить показателем влияния эмоций.

2.    ОТДЫХ. Опыт с определением индивидуальных различий в отдыхе следует вести точно таким же образом, как и опыт с 340-млением. Только здесь первый опыт проводится перед перерывом занятия, действие которого и изучается в смысле его способствования отдыху, а второй — тотчас же по его окончании.

3.    Функциональное измерение умственной и физической работоспособности и сопровождающих их явлений. Для этой цели следует применять методы: эргографический и постукивания. Их методическое осуществление было указано в разд. II настоящей главы. Задачи и условия испытаний те же, что и при использовании метода Крепелина.

Гллвл Vlll.