Детская экспериментальная психология, школьный возраст, В.А. Артемов (1929)
ЕСТЕСТВЕННО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЖИВОПИСНОГО...

ЕСТЕСТВЕННО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЖИВОПИСНОГО

И ПРЕДМЕТНО-ФОРМАЛЬНОГО (ЛЕПКА) ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ.

Тема:.....Серия.................Условный №.. . . .

Экспериментатор.......... ..................

Год, месяц и число........... ......Продолжительность

от...........до..........минут ....    .......

Имя и фамилия ребенка................ ........

Его пол...........Время рождения..............

Социально-экономическое положение .    ...    ..............

Тип психофизической конституции................. . .

Общее психофизическое состояние ребенка .... Г ...........

Степень установки и интереса к работе..................

Мимические, пантомимические и речевые реакции ребенка во время эксперимента (краткие и объективные замечания)........... •

Влияния внешней среды, поскольку она оказывала действие на занятия ребенка ....................................

7. Метод творческих занятий. Дети играют, рисуют, лепят или занимаются каким-нибудь другим видом творчества, Наблюдатель или

экспериментатор регистрирует их поведение тем или иным способом. Возможны: наблюдение по определенной программе, естественный эксперимент, кино-съемка, фотографирование и т. п. *). Метод требует одинаковости темы и условий занятий для всей группы исследуемых детей, которые обычно подбираются в зависимости от тех или иных задач опыта. В этом методе особенно большую роль играет наблюдатель. Он должен быть специально для этой цели подготовлен, достаточно эрудирован как в вопросах детского творчества, так и в вопросах наблюдения. Для последних целей можно рекомендовать работы М. Я. Басова, касающиеся метода объективного наблюдения.

8. Метод анализа продуктов детского творчества. Этот метод заключается в анализе уже готовых, отделенных от школьника продуктов его творчества. Обычно для этого используется какая-нибудь схема, состоящая из двух разделов. Первый заключает в себе различные так называемые формальные данные о ребенке и тип его поведения. Второй содержит в себе те или иные разрезы, ступени, градации и т. д., по которым классифируется каждый отдельный продукт творчества. Выводы из работ по этому методу обычно основываются на многочисленных данных, обработанных по статистическому методу 260 261).

III. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ РАБОТ И ИССЛЕДОВАНИЙ.

Л о б з и н 262) исследовал деятельность детской фантазии при помощи метода дополнения Эббинггауза (Kombinationsmethode) и метода развития темы.

В последнем случае на доске были написаны слова: ручей, мост, перевернутая повозка, купцы, наездник. Ученики имели задание написать на эти слова сочинение и приэтом тщательно описать лица и все подробности происшествия.

При обработке результатов Лобзин пользовался классификацией детской фантазии, данной Меиманом, составив для этой цели следующую таблицу (25-ю) *):

Таблица 25.

Направление

Вид

1

Смысл

Ценность

Созер

цатель

ный

Отвле

ченный

Полез

ный

Нравст

венный

Пре

красный

Рслиг,-

благоч.

Очень живой

Вялый

Творческий

Подражательный

Внутренний

Внешний

, Д

Деловой

Выпуклый

При обработке результатов оценивается каждая мысль, каждый образ сочинения согласно указанным разделениям таблицы. Примером будет следующий случай: 263

Всего в сочинении 32 мысли, из них:

5 Созерцательно-прекрасных,

IO

Я

рассудочных,

3

Я

подражательных,

6

ЖИВЫХ,

2

Я

целеустремленных,

4

»»

фантастичных,

I

»

внутренняя,

I

и

нравственная

З2

Затем находится средняя арифметическая 32 : 8 = 4, или медиана, которая равна в данном случае 3,5. Все те величины, которые равны средней арифметической или больше ее, будут характеризовать деятельность фантазии школьника. В пашем случае получается следующая картина:

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ФАНТАЗИИ.

Виды:    Направление:

4 фантастичных    20 созерцательных

6 живых

хо рассудочно-созерцательных    5 прекрасно (отвратительно) созер

цательных.

В результате своих работ Лобзин пришел к заключению, что расцвет детской фантазии приходится на возраст между 3 — 9 годами; ее характерные черты — преимущественная наглядность, но большей части простая (nfichtern) и рассудочная, реже оживленная и совсем редко имеющая фантастические полеты.

Кланаред *), воспользовавшись методом, сходным с методом составления слон, исследовал изобретательность у детей. Он предлагал из четырех букв (a, b, с, d) сделать возможно большее число перестановок; число возможных перемещений — 24, однако первый ряд (а, Ь, с, d) не считается, поэтому остается 23 возможных перемещения. Испытуемому об этом не говорят. Результаты, полученные Клапаредом, переданы в таблице 26 й (стр. 236).

Таблица 26.

ПЕРЕСТАНОВКИ.

Иерцсн-

В

О

3 Р

А

: т

тел и

7 л. |

8 л.

9 л.

ю л.

II Л.

12 Л.

J3 л.

14 л.

15 л.

16 л.

17 л.

Взр.

IOO

{7

7

8

15

17

13

13

14

г4

1.3

13

22

1 8

8

II

9

11

'5

12

11

|6

11

*3

75

Г

5

5

6

7

7

7

8

8

9

II

II

1 5

5

5

5

6

7

7

8

8

8

9

9

') Э д. Клапаред. Как определять умственные способности школьников, Лнгр., 1927, стр. 237 — 238.

Пер-

в о

3 Р

А

с т

цен-

тели.

7 л.

8 л.

9 л.

Чо л.

II Л.

12 Л.

13 л.

14Л.

15 л.

16 л.

17Л.

Взр.

I 4

4

4

4

6

6

6

7

8

8

8

9

К

4

4

4

5

6

6

7

7

7

8

7

1 3

3

3

3

4

4

4

5

6

7

7

7

25

U

3

3

3

3

4

5

5

5

6

6

6

О

О

I

О

О

О

2

I

5

I

О

О

{.

о

О

О

о

I

о

I

3

3

2

2

Число

28

45

79

99

135

142

161

82

27

46

93

испы-

туемых

23

62

121

93

122

149

143

95

4264

22

ч

40

Изобретательность в этом методе состоит в нахождении определенной системы в последовательности и систематичности перестановок.

Опыты с чернильными пятнами, произведенные Киркпатриком •), обнаружили, что у детей с возрастом яркость и фантастичность воображения уменьшается: это видно из табл. 27-й.

Таблица 27.

СРЕДНЕЕ ЧИСЛО НАЗВАНИЙ, ДАННЫХ ЧЕРНИЛЬНЫМ ПЯТИ Ш.

Школьная

ступень

I

II 1 III IV

1 1

264 VI

1

VII

VIII

Среднее число

2,9

2,5

2,6

1,8

1.9

1,7

2,1

2,2