Детская экспериментальная психология, школьный возраст, В.А. Артемов (1929)
ЕСТЕСТВЕННО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЖИВОПИСНОГО 2...

Очевидно, что с возрастом, в результате увеличивающегося опыта, дети начинают более критично относиться к своим восприятиям п сравнивать их с реальными вещами. Это предположение подтверждается в опытах со взрослыми (опыты Д и р б о р н a)j у которых восприятие пятен почти всецело определяется родом их занятий и окружающей средой. Наши практические занятия со студентами в университете подтверждают данные опытов Дирборна: студенты,

только что сдавшие зачеты но анатомии и физиологии центральной нервной системы, в пятнах Роршаха были склонны видеть преиму щественно срезы спинного мозга; географы особенно охотно связывали их с картами; занимающиеся рисованием давали наиболее фантастические образы и т. д.

Интересны также результаты опытов Шарп, которая подметила две группы лип в отношении деятельности их фантазии. К первой принадлежали испытуемые, одаренные воображением и конструктивной способностью. Они всегда образуют нз разрозненных частей пятен нечто „целое", осмысленное и зачастую фантастичное. Вторую группу составляют лица позитивного научного типа, значительно более склонные к анализу, чем к творческому синтезу.

В работе Шарп наметились следующие типы зрительного воображения: i) повседневные предметы, например: домашняя утварь, инструменты н т. д., растения и особенно животные; £) геометрические фигуры и схематические рисунки аналитического характера; 3) предметы из литературных воспоминаний; 4) фантастические существа и предметы из мифологии, басен и т. д.

Деятельность фантазии при заполнении пропущенных мест текста в опытах Эббинггауза, как видно из табл. 27-й, с возрастом улучшается.

Таблица 28.

Школьная

ступень

Среднее число слогов

Средний

процент

ошибок

Untertertia . . .

б9

IO

Quarta I . . . .

49

17

Quinta.....

46

26

Sexta.....

32

33

Это противоречие данных Эббинггауза с результатами работ Лобзина, Шарп и др. следует, по нашему мнению, объяснить тем, что метод дополнения Эббинггауза, на что он и был рассчитан автором вначале, относится больше к деятельности мышления, чем к деятельности фантазии. Также не следует забывать, что, как на это указывает Уиппл, выполнение теста Эббинггауза в значительной мере зависит также и от того, насколько труден текст или легок, знаком или незнаком испытуемому школьнику. С нашей точки зрения этот метод может исследовать деятельность фантазии лишь

тогда, когда рассказ будет сильно наполнен чувствами и увлечет за собой полет детской фантазии.

Что касается опытов с лингвистической изобретательностью, то здесь возможно указать ^ia следующие данные экспериментальных работ. Ш а р п нашла, что на темы, основывающиеся на воображении, пишется большее число слов, чем на темы объяснительного характера. Лучший ее испытуемый в теме первого вида написал 259 слов, в теме объяснительной — 222 слова. Поэтому число слов может служить в таких случаях надежным показателем лингвистической способности. Испытуемые, давшие хорошие результаты с чернильными пятнами, обнаружили также высокое развитие лингвистической изобретательности.

Уиппл произвел опыты по методу составления слов с двумя группами студентов колледжа и группой в 50 мальчиков 7-й и 8-й ступени из средних школ Итаки.

Таблица 29.

Опыт

Учебное

заведение

*

Мужского

пола

Женского

пола

Самые

большие

результаты

Самые малые ре» зультаты

Средний

вывод

Средняя

вариация

Общее число различных слов

Возможное число слов

I

Колледж . . .

7

15

25

то

18,6

9,54

41

I

>» ...

9

27

26

то

18,6

3,30

41

J

Прогимназия .

50

О

21

6

12,4

2,37

38

2

Колледж . . .

7

26

22

14

21,9

4,00

57

i°5

2

1 п •

9

27

35

'5

23,5

3.66

6l

Ю5

Как видно из табл. 29-й, деятельность фантазии при составлении слов в значительной мере определяется материалом эксперимента. Вторая группа букв (е, a, i, г, 1, р) дает более разнообразные комбинации.

Выполнение задачи более связано с индивидуальными различиями, чем с возрастом. Термен, применявший тот же метод, нашел, что составление слов зависит от домашнего воспитания школьников, от обычного чтения, от развития в области правописания и других чисто школьных признаков. Смышленые ученики стоят впереди тупых.

Люке 1), применив метод анализа, изучил богатые собрания 265 детских рисунков: Earl Barnes —-6 393 рисунка, Soph i е Р ат t-ride — 3 056, Levinstein—4 943i Lamprecht-—1500.

Прибавив к этому свои собственные наблюдения, Люке установил следующие типы детей в отношении их рисования:

1)    Символический тип. У Левинштейна к этому типу принадлежат дети, рисующие „картинки с настроением".

2)    Дистингирующий тип, т. е. протокольно рисующий по отдельным частям темы, это — как бы рассказчик в рисовании, переходящий от одной части события к другой. Собственно, название этого типа дистингирующим заимствовано Люке у В и г о в а. Люке называет его типом d‘Epical. У Левинштейна ему соответствует тип под названием Erzahlungsbilder (рисующего аналогично рассказчику).

3)    Тип повторяющего изображения. По Левинштейну, это тип фрагментирующего рисовальщика (Fragmentenbilder).

4)    Тип нанизывающего изображения, рисующий все по порядку, одно за другим265, согласно той или иной схеме, которая может быть и чисто случайного характера (Type a Juxtaposition).

На X конгрессе по экспериментальной психологии в Бонне в 1927 г. Михайло Ростогар (Брюнн) делал сообщение о детских рисунках 265). Задача исследования заключалась в выяснении вопроса о том, какие представления имеют дети в возрасте от 7 до 14 лет о предметах, если они воспринимали их при одинаковых условиях. Для этой цели ребятам тахистоскопически предъявлялись 6 пастельных рисунков неизвестных для них предметов. После достаточного времени экспозиции рисунка ребенок зарисовывал его пастельными карандашами.

Вскрылись два типа восприятия и творческого изображения предметов— аналитический и синтетический. Первый, аналитический, гип начинает обычно с изображения отдельных частей и контуров предмета, постепенно усложняя его деталями. Изображение всего предмета является результатом суммирования его отдельных частей, которые и определяют его, как целое. Рисунки этого типа обычно схематичны. Он характерен для более старших (12-—14 лет) и для умственно более развитых детей. Он приводит быстрее и вернее к поставленной цели.

Второй, синтетический, тип—-изображающий предмет ца основании схваченного от него общего впечатления, основного лейтмо-

тива. Из некоторых составных частей предмета быстро создается основйая фигура предмета как его формальный лейтмотив. Вокруг него кристаллизуются вс| остальные детали, им определяясь, чтобы в конце концов принять образ предмета. Этот способ творческого изображения свойственен более младшим детям. Хотя в общем Следует иметь в виду, что рисование ребенка определяется не только его возрастом и умственным развитием, но и конституциональными причинами.