Детская экспериментальная психология, школьный возраст, В.А. Артемов (1929)
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИСТОРИЯ ВОПРОСА

Ш. РЕЗУЛЬТАТЫ И ИСТОРИЯ ВОПРОСА.

Как уже указывалось, читатель найдет в руководстве Уиппла и лекциях Меймана достаточный материал, освещающий тему настоящей главы в ее состоянии приблизительно 20 лет назад. В паши задачи входит изложение вопроса с точек зрения новейшей психологии.

1. Целостный характер детских восприятий. В области зрительных восприятий детей в современной литературе одним из наиболее актуальных вопросов япляется вопрос о том, воспринимаются ли цвета, как изолированные друг от друга элементы или как структуры их своеобразных сочетании. В этих целях различными авторами был использован метод дрессуры на выбор. Первым эти опыты применил к детям еще в 1903 г. Рельман *), воспользовавшись цветными бутылочками для молока. В 19x8 г. они были проведены Келером2) над одним трехлетним ребенком. Независимо от Кёлера в 1920 г. опубликовал на ту же тему работу Ненш 3), затем аналогичную же работу провел ученик Иенша Рикель s). Все авторы в общем пришли к сходным результа гам. Доказано с полной убедительностью, чго дети, обученные производить какие-нибудь действия (подобно клеванью в опытах с курами, см. выше) на известное соотношение цветов, реагировали при следующем аналогичном соотношении цветов, но состоящем из других качеств, таким образом, что эта реакция основывалась на

J) Е. Raehlmarn, Ophtalmologische Klinik, 1903, № 21. Работа Рельмана в методическом отношении очень близка к работам Красногорского. В Лейпцигском психологическом институте проводится аналогичная работа под Руководством Г. Фолькельта.

-I Л\г. Kohler, Op. cit.

3)«Е. R. Jaensch, Einige allgemeinere Fragen der Psychologie und Bioloiie des Denkens, erl&utert an der Lehre vom Vergleich. Leipzig —1920.

*) R i c k e 1, Ztschr. f. Psychologie. Bd. 89. 1922.

2 В. A-. Артемов, Детси. эксиерим. психо югмя

перенесении наличного соотношения. В опытах Иенша, произведенных Рикелем, 28 из 32 детей в возрасте от 2 до 5 лет обнаружили именно такое поведение. Г. Фольке л ьт 4) в тех же целях использовал в опытах с маленькими детьми игру под названием:    „учись

выбирать дверь" (ein Tflren-Wahlternspiel). Дети должны были проводить аналогичные кёлеровским испытания, но здесь им давались картины с парными изображениями дверей, окрашенных в различные цвета, причем отношения между окраской отдельных членов пар всегда оставались постоянными. Из 70 детей около 1 2/з поступали таким образом, что они воспринимали не абсолютные цвета сами по себе, а их отношения и затем переносили (транспонировали) эти отношения на всякую новую пару 2).

В этих опытах для нас важны следующие два момента: i) восприятие детьми отношения между цветами, а не их абсолютного значения, и 2) перенесение возникшего отношения на новую струн -туру сочетаний. Первое положение служит одним пз опытных доказательств правильности принципа целостности, tic ли была бы нрава ассоциативная психология, утверждавшая, что всякое целое является последующим образованием но отношению к составляющим элементам, то подобного факта в поведении детей мы не наблюдали бы. Именно этот факт ясно говорит о том, что всякую ситуацию мы воспринимаем, как целое, и это целое является не последующим, а предшествующим образованием в понимании и оценке составляю щих его частей.

Качество переносимости 3) важно в теоретически-исихологическоы и практически-педагогическом отношениях. В психологическом смысле мы склонны видеть в качестве переносимости механизм поведения, присущий акту восприятия в собственном смысле этого слова. Ощущение не связано с возможностью перенесения его на другое ощущение. Любое восприятие тем и отличается от ощущения, что его формальная структура может быть перенесена на всякое иное восприятие. Например восприятие ритма мелодии может быть, как ритм, перенесено на восприятие красок, вкусовых моментов и т. д.

С педагогической точки зрения в качестве переносимости следует видеть одно из условий образования навыков и соупражнения. Тот факт, что ребенок, научившийся правильно писать, развил в то же

время свое мышление, следует понимать не только как результат тесного единства мышления и речи, но и как факт, основанный на механизме переносимости. Особенно это имеет значение для маленьких детей *).

2. Восприятие формы. Исследования восприятия детей выросли из исследования их глазомера. Еще Б и н э производил измерение глазомера детей, пользуясь методом разностного порога и другими методами. После него на эту тему было произведено две работы — одна Гирингом а), другая Керстаном 4 5 6). Современная целостная психология внесла и в эту проблему много нового. Мы имеем в виду прежде всего две работы, опубликованные одновременно, — работа Б юл ера о процессах формообразований в восприятиях7 8 9) и работа Л онер та "') относительно восприятия прямоугольников. Эти работы обосновали гештальтный характер восприятия формы. Работа Ленка ®), проведенная в Лейпцигском психологическом институте, являющаяся как бы продолжением работ Бюлера и Ло-нерта, главным своим выводом имеет утверждение, что с увеличением расчлененности объекта восприятия увеличивается возможность его адэкватного восприятия. Прямоугольник тем лучше воспринимается, чем большее единство он собой представляет. В этом находит объяснение эстетический закон золотого сечения и т. д. Так постепенно работы с детским глазомером привели к опытам с восприятием фигур, с точки зрения Gestaltpsychologie.

В Лейпцигском же психологическом институте под руководством Г. Ф о л ь к е л ь т а было произведено Дорой М у з о л ь д исследование относительно восприятия дошкольниками, школьниками и взрослыми 10) изображений в одном, двух и трех измерениях. Материалом эксперимента служили линия, круг и шар. Круг был двух видов — линейный и плоскостной. Алюминиевые линии и круги были нанесены на матово-черный фон. Шары были сделаны из алюминия же

ДОШКОЛЬНИКИ


Школьники


ВЗРОСЛЫЕ


И РУГИ.


КРУГЛ.


ШАР


КРУГИ.


КРУГЛ


линия


ШАР


КРУГ ГР


КРУГЛ'


ЛИНИЯ


Рис. 7. (По Фолькелыу).

Взрослые

Школьники

S55

ч75

и помещались также на матовом черном фоне. Отличие одной фпгз'ры но сравнению с соседней равнялось 1/1Св ее величины, так как каждая после -дующая была меньше предыдущей па 1/J00 ее длины, плоскости или объема (шар уменьшался на ‘/юо диаметра).

Рез} лътаты опытов графически изображены на рис. 7 и 8.

Рис. 7 дает сводку ре11 зультатов исследования над всеми 8i испытуемым по

Шло Коут. Коугл. Линия    27 В каЖДОЙ ВОЗраСТНОЙ

Рис. 8. (По Фолькелыу).    группе. В каждом разделе

значок означает, что фигура была оценена больше нормальной, =

равна ей, меньше ее. Рис. 8 изображает кривую среднего распределения, вычисленную по формуле Вирта для каждой возрастной группы и каждого объекта в отдельности.

Как видно из этих таблиц, i) восприятие плоскостей более точно, чем восприятие линий как у взрослых, так и у детей одинаково; 2) еще более совершенно воспринимается величина шаров, т. е. объемных фигур; 3) дети значительно превосходят взрослых в восприятии шаров, но они отстают от них в оценке величин плоскостей и особенно линий.

Отсюда вывод, что восприятия фигур также подчинены закону гештальт-психологической теории, как и восприятия красок, и что ребенок в этом отношении выражен ярче взрослого. В Самом деле, шар оценивается лучше плоскости и линии. Причина, очевидно, лежит в том, что он—значительно более удачный объект для целостного восприятия, чем линия, так как состоит из целого ряда частей зрительного, тактильного, кинэстетического и эмоционального (он более интересен для ребенка) порядка. Видимо, с процессом воспитания эта примитивная целостность несколько разбивается и заменяется другими целостностями уже логического порядка. Вот почему для взрослого шар в отношении его восприятия меньше разнится от линии, чем для ребенка.

На то же самое указывает работа Марты Мухов 1), проведенная ею в Психологическом институте при Гамбургском университете. Работа имела своей задачей исследовать процессы восприятия и мышления у детей от трех до десятилетнего возраста. Оказалось, что большинство детей при срисовывании простых фигур обращают внимание не на отдельные линии, но продолжают их в картину целостного переживания. Например квадрат кажется им, как нечто замкнутое; круглое они изображают, как кольцо или эллипсис. Фигуры с острым концом воспринимаются детьми как бы устремленными в направлении острого конца. В таких случаях характерно нанесение фигуры на бумагу очень энергичным штрихом вплоть до ее прорыва. Очевидно, фигуры воспринимаются не только зрительно, по и моторно.

Часто фигуры детьми скорее переживаются, чем просто воспринимаются: в передаче они бегут, раскрывают руки, плывут, как лебедь, и так далее. 11

1 Как показала работа Бузе мана 11), дети вообще всякую фигуру воспринимают не как простое геометрическое тело, а как объект» так или иначе связанный с эмоциями. Буземан исследовал отношение детей к большому и малому. Оказалось, что мальчики вообще предпочитают большое, девочки до ю—и лет — маленькое. Затем их симпатии также переходят на сторону большого. Это изменение совпадает с концом игры в куклы и связано с первыми эротическими мечтаниями об учительницах и мужских идеальных


i3ax.


Оптические обманы. 1 иринг в цитированной выше работе щит следующий рисунок (9), в котором обычно наружный НРУГ рисунка А всегда считается детьми меньшим, чем внутрен


Рис. 9.


ний круг рисунка В, хотя в действительности они и равны друг другу. Это происходит в результате того, что указанные рисунки воспринимаются не по частям, а как нечто целое, именно как большой и малый круг. Г. Фол ь-


не л ь т в настоящее время производит в Лейпциге опыт с оптическим обманом, пользуясь в качестве материала опыта шоколадными конспектами ввиде кружочков различной величины. Перед ребенком раскладываются шоколадки в сочетании, изображенном на рис. I.

Ребята в подавляющем большинстве выбирают конфетку А, хотя она и абсолютно равна двум другим—В и С. Дело все в том, что окружение фигуры меньшим кружком ее увеличивает, а большим — уменьшает. По закону целостности восприятия, ребенку кажется, что кс тка А больше двух других, и он берет ее.



Абстрагирование формы. Опыты, произведенные Давидом Катц 11), Алисой Декёдр 3), Карлом Бюлер 4), фоп-Кюн-б у р г s) и Гансом Фолькельт 6), Л ё п ф е 7) и др.

Эта серия опытов была начата работами Коха (1913) и Габ-


Э А. В и чет а пи, ГЪег die Freude der Kinder am besonder?. Grossen


u. Kleinen. Ztschr. f. angew. Psychol. 1924. Bd. 24. H. 5/6, стр. 345 — 362.

2)    David Katz, Studien zur Kinderpsyehologie, Leipzig. 19x3.

3)    A. D e s с о e d r e s, Couleur, Forme on NombreV Arch, de Psychol. Vol. 14, 1914, № 56. Там же, Vol. 16, 1916, № 61—Couleur, Position ou Nombre?

*) К. В fl h 1 e r. Die geistige Entvvicklung des Kindes. 4. Aufl. Jena, 1924. r>) M. Grafin v. К ti e n b 11 r g, Ober AbstraKtionsfahigkeit uud die Fnt


риха (Т9Г5), проведенными иод руководством Бюлера *) над школьниками. Методика этих опытов достаточно хорошо известна. Она заключалась в предъявлении детям изображений, подобных переданным на рис. ю.

Дети должны были находить тождественные фигуры в двух груп-

11ах_верхней левой и нижней правой, содержащих неодинаковые

Рис. io.

и одинаковые фигуры. Аналогичные опыты были проведены Кюнбург над группой детей в возрасте моложе 4 лет.

В опытах с табличками, содержащими по 2 фигуры, дети дали 15% правильных ответов. В опытах с табличками но 4 фигуры этот процент значительно понизился. Тогда Кюнбург, воспользовавшись уже методикой Катца, о чем ниже, упростила свои опыты и получила 77% правильных решений у детей не старше г'/^-летнего возраста. Однако следует иметь в виду, что эти дети были натренированы на предшествовавших опытах с различением фигур, и сам опыт не включал никакого иного сравнения, кроме отношений по форме.

Опыты Катца над различением детьми цветов и форм состояли в следующем. Ребенку предлагались (см. рис. л— таблица в конце книги) фигурки, имеющие разный цвет и форму. В инструкции указывалось, что он должен из группы в 6 фигур достать одну, которая выглядела бы так же, как и та, что помещена за чертой в правом верхнем углу, несколько вдали от главной группы фигур. При таких условиях ребенок в своем выборе должен был основываться или па цвете, или на форме фигуры, так как пи одна из 6 форм не соответствовала образчику одновременно и по форме, и по цвету.

Результаты работы Катца убедили его, что 3-—6-летние дети в подавляющем большинстве отдают предпочтение цвету перед формой и что, следовательно, цвет в процессах восприятия является более ранним образованием, чем форма.

Как известно, выводы Катца были подвергнуты сомнению со стороны Кюнбург, проведшей в этих целях испытание с закрыва-

>tehunfr von Relationen beim vorschulpflichtigen Kinde. Ztschr. f. angew. Psychologic, Bd. 17.1920.

8) H. V о 1 k e 11, Op. cit.

'O A. Lopfe, Uber Rorschachsche Formdeutversiiche mit 10—13-jahrigen Knaben, Ztschr. f. angew. Psych. Bd. 26. H. 3/4 стр. 202—253, 192,=,.

В К. В ii h 1 e r, Op. cit., стр. T71 и еле t.

иней детьми коробочек крышками, имевшими различную форму и окраску и соответствовавшими коробочкам частично по цвету, частично по форме. В этих опытах Кюнбург как будто бы получила результаты, действительно противоречащие выводам Катца 1). Однако мы вполне согласны с мнением Г. Фолькельта, что г) испытуемые Кюнбург уже были натренированы в предварительных опытах над различением форм и 2) по условиям опыта они должны были и оптически, и тактильно-моторно обращать большее внимание именно на форм}7, как на величину Коробочек.

В Женевском институте имени Ж. Ж. Руссо А. Декёдр произвела аналогичные опыты над детьми дошкольного возраста, пользуясь своей „лото-методикой“. Опыт-игра состоял в том, что ребенок, получив карту лото и очередную карточку для покрытия

горшок

синий

корзина

желтая

бутылка

зеленая

лампа

красная

бутычКа

красная

ламгга

синяя

горшок

желтый

корзина

зеленая

лампа

зеленая


Рис. 13.

(рис. 12 таблица в конце книги), должен был положить ее на соответствующее место большой карты Результаты опыта с убедительностью говорят о предпочтении детьми цвета перед формой, так как % детей п возрасте от 3 до б лет кладут карточку, основываясь на цвете, а не на форме изображения фигур. Это тем более важно, что основная карта имеет по 2 фигуры, равных изображенной на карточке по форме. В опытах с обычными предметами их схема дана на рив. 13, дети в 38°/,, случаев псе же отдавали предпочтение цвету.

При исследовании вопроса о преимуществе цвета или количества Декёдр пользовалась таблицами, одна из которых изображена на рис. 14 12 13),

Для опытов о предпочтении цвета или положения ею были использованы карты вроде изображенной на рис. 15 8).

Результаты работ А. Декёдр Г. Фольке л ьт ') передает в виде следующей таблицы.

1

№ лото j

3—6-летние дети отдавали предпочтение:

Результаты

I

цвету или форме (планиметри-

ческой) .............

цвету 69» 0

форме 31%

И

цвету или форме предметов . .

„ 38,5%

„ 61,5%

III

цвету или числу ........

„ 94%

числу 6%

v4

VII J

цвету или положению ....

» 93%

положению 7%

1

Дальнейшая разработка пой проблемы принадлежит Г. Фоль-кельту 14 15), приняв в его опытах более совершенный характер. Для опыта служили таблички, одна из которых изображена на рис. 6, всего в количестве 48 комбинаций. Белый цвет в опыт не входил Было обращено особое внимание на понятность и точность инструкции, а также па удаление внушения со стороны экспериментатора. Экспериментатор обращался к ребенку с двумя фразами. В начале опыта он говорил ребенку, указывая рукой па фигуры: „Похожа ли какая-нибудь из нижних фигур на ту, которую ты видишь сверху?" Только после ответа ребенка экспериментатор задавал второй вопрос:    „Которая"? Фолькельт исследовал таким образом 15 детей

в возрасте от 3 до 7 лет. Ни один из его испытуемых не выбрал фигуры, одинаковой по форме: все они указывали на фигуру, одинаковую но цвету, как на соответствующую.

В целях еще большего уяснения вопроса Фолькельт провел дополнительную серию опытов, в которых основная фигура не и лела среди сравниваемых пи одной одинаковой по цвету (рис. 16 — таблица в конце книги). В этой серии Фолькельту удалось подметить, как он выражается, невероятную слепоту маленьких детей на форму. Лишь в результате целого ряда внушающих замечаний дети понимали, что такое форма, и реагировали соответствующим образом.

Ф' 'лькельт указывает на то, что его опыты отнюдь не означают

полного отсутствия у детей восприятия формы отдельных фигур. Дети имеют в этом направлении то, что Кюльие называет негативной абстракцией, но не в отношении самих форм но себе, а возможности установления отношений (в данном случае сходства) между ними. Пары же цветов, как отношение одной одинаково окрашенной фигуры к .другой, в восприятии переживаются детьми как целое на основе чувственного тона, сопровождающего восприятие цвета. Поэтому эмоции в данном случае являются тем цементом, на основании которого возникает отношение сходства междуДцветами.

(б^МетОД срисовывания фигур (Methode des Darstellungsvergleichs), предложенный Г. Фолькельтом *), состоит в том, что дети индивидуально или целой группой срисовывают какую-нибудь геометри-

Рис. 17.

ческую фигуру. Фолькельт употреблял, как это видно из рис. 17, изображающего его сотрудницу Frl. Hoffmann, различной величины кубики с одной цветной точкой в середине на одной или нескольких сторонах, кубики с окрашенными краями и углами, конусы, пн-

!) Н. Vol k е 11, Primitive Komplexqualitaten in Kinderzeichnungen. Bericht iiber den VIII Kongress f. experim. Psychologie, Jena, 1924. Его же, Fortschritte d. exper. Kinderpsychologie, Itna, 1926, стр. 29 и след.

рамиды, одноцветные или окрашенные н несколько цветов коробки с содержимым и без него, цилиндры и т. и, В опытах применялся также опрос испытуемых.

В качестве графических реакция детей на восприятие указанных фигур Фолькельтом собран многочисленный экспериментальный материал, располагающийся по определенным типологическим ступеням. Образчиком может служить таблица (рис. 18), передающая изображения конуса, нарисованные различными детьми. Первый рисунок слева в предпоследнем ряду принадлежит одному пятидесятилетием}'

Рпс. х8. (По Фолькельту).


слабоумному подметальщик}’ улиц, показания которого о его произведении совпадают, по словам Фолькельта, с показаниями детей.

Фолькельту указывалось, что дети настолько несовершенно срисовывают форму не потому, что они ее лак воспринимают, а потому, что они не умеют рисовать. Для опровержения этого утверждения Фолькельт предлагал детям наряду с их собственным изображением фигуры целый ряд других, начиная с самого примитивного и кончая перспективным изображением взрослоги.

В очень редких случаях дети признавали правильные с точки зрения взрослых рисунки лучшими. На рис. ig (см. табицу в конце книги) приведен один из таких опытов.

Мальчику предлагалось срисовать цилиндр А. Он дал рисунок В. Вслед затем ему были предложены для сравнения с собственным и с моделью все рисунки, изображенные на таблице. По его мнению, идеальным изображением было изображение С. Приэтом он добавил, что „вся картина должна быть круглой". Следовательно, не потому дети так изображают фигуры, что они не умеют рисовать, а потому, что они их так именно и воспринимают.

Как показали опыты Фолькельта, а также работа А. Шварца, проведенная под руководством его и Ф. Крюгера, одним из свойств детских восприятий является их перестраивание. Это перестраивание происходит согласно личному творческому плану ребенка, определяемому в первую очередь каким-нибудь основным свойством предмета, стоящим, как правило, наиболее близко к детским эмоциям. В этом восприятии большую роль играют также моторные и мо-торно аффективные моменты *).

Работа А. Шварца указала на символический характер детских восприятий. Па рис. 20 (см. таблицу в конце книги) передано изображение детьми плоских фигур, помещенных в первой верхней строке. Цифры указывают на процент детей, изображавших эти фигуры символически, т. е. продолжая острие фигуры в схеме известного символа. Строчка вторая дает образчик передачи фигуры, помещенной в ее верху. Строчка третья приводит рисунки одного и того же мальчика пяти указанных в ней фигур.

(ля еще большего подкрепления своеобразия детского восприятия, как оно передается в рисунке, в частности и для доказательства того, что в творческом извращении рисунка у детей большую роль играют тактнльно-моторные элементы, Шварц предлагал детям перед срисовыванием ощупывать фигуры, вылитые из меди. Процент творческих преобразований в этой серин возрос еще более, и дети, раньше передававшие более или менее соответственно оригиналу, также перешли теперь на символическое изображение. Проверочная серия с оценкой уже нарисованных изображений дала те же результаты, что и в опытах с срисовыванием фигур.

Следовательно, эта серия опытов Фолькельта и его сотрудников с убедительностью доказывает, что характер детских восприятий совсем иной, чем у взрослого. Детские понятия тождества, сходства

!) См. также цитированную выше работу Марты Мухов.

и различия совсем иные: они имеют не логически расчлененное, но эмоционально-целостное основание.

Мы не имеем места для увеличения числа примеров экспериментальных исследований восприятий у детей, как они поставлены и новейшей немецкой целостной психологии, но и приведенных нполне достаточно для того, чтобы читателю стали ясны новые приемы и выводы в интересующей нас геме. Для более подробного ознакомления возможно указать цитированную выше книгу К. Б го-лера, Uber Gestaltvv ahrnehmungen.