Детская экспериментальная психология, школьный возраст, В.А. Артемов (1929)
ОГЛАВЛЕНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ.

Стр.

. 3

Предисловие..... ................

ГЛАВА I.

СОВРЕМЕННАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

Динамический характер современной психологии и трудовая 6 школа 6.—Целостная психология (Komplextheorie) и комплексный метод преподавания 8.—Социальный характер поведения и коллективизм в школе ю.

ГЛАВА II.

РЕЦЕПТОРЫ (ОЩУЩЕНИЯ И ВОСПРИЯТИЯ) В ПОВЕДЕНИИ

РЕБЕНКА

I. Постановка вопроса......................... is

II. Методы исследования........................ 14


A.    Псщофизически е метопы 14.—х) Абсолютный порог

14.—2) Разностный порог 14,

B.    Психологические методы, тч.—i) Метод дрессуры 35.—

2) Метод оптических обманов 16.—3) Метод абстрагирования

формы и цвета 16.—4) Метод срисовывания 16.

III.    Результаты и история вопроса................... 17

i) Целостный характер детских восприятий 17.—2) Восприятие формы 19.—3) Оптические обманы 22.—4) Абстрагирование формы 22.—5) Метод срисовывания фигур 26.

IV.    Теория вопроса.......................... 29

1) Общие замечания 29.—2) Предварительный период в целостных образованиях 30.—3) Динамический характер'Gestalt—образований 30.—4) Диалектический характер Gestalt 31.—5) Взаимоотношение целого и частей. Понятие доминанты. Innigkeit и Рга-gnanz 31.—б) Психофизическая целостность Komplexqualitat и Gestalt 32.

V.    Рекомендуемые опыты........... . ........... 32

ГЛАВА III.

БЕЗУСЛОВНЫЕ И УСЛОВНЫЕ РЕФЛЕКСЫ В ПОВЕДЕНИИ РЕБЕНКА

I. Постановка вопроса . . . •..................... 33

И. Методы исследования........- .............. 39

I. Общие замечавия 39.—-2. Рефлексологический экран д-ра Г. Н. Сорохтина и работа с ним З9, нанта в процессах выработки сочетательного рефлекса 49.—4. Следовые или «неугасимые» сочетательные рефлексы 51.

III. Результаты опытов и история вопроса .%.............. 43

I. Типы скоростей в образовании сочетательных рефлексов у детей школьного возраста 43.—2. Воспитание сочетательного рефлекса у детского коллектива 48.—3. Сосредоточение, как доми

IV'. Теория рефлексологического эксперимента школы Бехтерева ...    52

V. Рекомендуемые опыты....................... 54

ГЛАВА IV.

РЕАКЦИЯ, КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА

J. Постановка вопроса....................56

II.    Методы изучения реакций...................... 58

A.    Изучение времени реакций............. 58

х) Хронографический метод 58. 2) Хронометрический метод 6х.

B.    Изучение интенсивности реакции. Методика

К. И. Корнилова........ 63

C. 'Изучение формы реакций.............. 65

D.    Различные виды реакций. ........... 67

III.    Результаты экспериментальных работ.............. 68


A.    Опыты К. И. К о р нилова:    i) Принцип однополюсной

траты энергии 68.—2) Принцип взрывности 68.—3) Обоснование

;    педагогики бд.

B.    Опыты зарубежных, авторов: i) Детерминирующая тенденция Нарцисса Ах а 70. 2) Применение опытов и теории Аха

;    к педагогике (работа Сарейко) 72.—3) Время реакции и интелли-

---    гентность у Детей 72. Опыты Ян Кетл 72.—Опыты Холлинг-

-ворта и Монахема 72,—Хайсмита 73—4) Естественно-экспериментальное исследование воли у деген. Опыты Блюм 73.—5) Влияние: мотивов на поведение. Работа Иоганны Мюллер 74.—6) Реакции детей на обвду и несправедливость. Опыты Ф. Баум-

гартен 74.

IV. Рекомендуемые опыты. . .    ...    .    . ........... 75

ГЛАВА V.

ЗАВИСИМОСТЬ ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА ОТ ДЕТЕРМИНИРУЮЩЕЙ

УСТАНОВКИ

I. Постановка вопроса..... 7^

II. Методы и аппараты для исследования внимания.........78

A.    Непосредственные методы............ 78

х) Длительное наблюдение 78.—2) Моментальное восприятие—а) моментальное освещение и Ь) тахистоскопическое экспонирование 78.

B.    Опосредствованные методы............ 8х

i) Соматоскопические 81—а) фотографический и кинематографический метод. Прием Санкте-де-Санктиса и Зоммера 82—Ь) графический метод Зомм -ра 82—2) Психологические 83—а) зачеркивание—тест Бурдоиа 83—Ь) сосчитывание точек—Бинэ, Винтелер

86—с) одновременное сложение по Бинэ 86—d) одновременное исполнение различных деятельностей. Полан, Бинэ и Анри, Шарп, Рыбаков, Уиппл, Мак-Дауголл 86,

ИГ. Результаты экспериментальных работ..... .....

Стр. , 88

89

A.    Субъекивные условия внимания.........

i) Объем внимания. Опыты Гамильтона, Джевонса, Кеттеля, Уиппла, Цеитлера, Эрдмана и Доджа, Лобзина и друг. 89.—2) Интенсивность внимания. Лобзин 93.—3) Колебания внимания. Эксперименты Скуйтена, Лобзина 93.—4) Отвлекаемость внимания.

Тест Крепелина. Редакция Клапареда. Опыты Лобзина 96.—5) Типичные различия в формах внимания. Лобзин 97.^Субъективный и объективный тип внимания. Месмер 99—6) Зависимость внимания от утомления и привычки 99.—7) Влияние чувств и интереса на деятельность внимания 99.

B.    Объективные условия внимания.........юх

х) Выразительность и яркость воспринимаемого материала. Опыты Катц, Гале, Вернера 101.—2) Так называемые коллективные восприятия и формообразования (Gestalt) 102.—Теория Gestalt-психологии и G Е. Muller 103.

IV-. Теория вопроса.........................юб

Моторная теория Рибо. Чувственная теория Штумпфа, Ригнано. Активная теория Мюнстерберга. Психические теории внимания А льрици и Рево д’Аллона. Волевые теории. Эббинггауз, Джемс,

Мах, Геффдинг. Апперцептивно-волюнтаристическая теория Вундта и апперцептивная—Гербарта 107. Критические замечания 108. Релятивная теория внимания 109.

V'. Рекомендуемые опыты.......... ... j    ,    .    . 110

ГЛАВА VI.

ЗАПОМИНАНИЕ И РЕПРОДУКЦИЯ

I. Постановка вопроса.........................113

И. Методы исследования.......................xi6

1. Методы изучения    памяти................ТТ7


A.    Первичные методы, х) -Метод выучивания: а) непосредственного выучивания, Ь) сбережения 117.—2) Метод удачных ответов Т17.

B.    В т о р и ч н ы е методы, х) Метод удержанных членов ряда 118.—2) Метод возможного напряжения памяти 118.—3) Метод помощи 118.—4) Метод реконструкции (размещения) 119.—5) Метод узнавания 119.—6) Метод идентичных рядов 119.—7) Метод описания или рассказа (Aussagemetliode) 119.

2.    Материал для опытов с запоминанием и репродукцией ............................120

A.    Бессмысленный материал, i) Бессмысленные слоги iso-—2) Буквы 121.—з) Цифры: а) однозначные, Ь) двузначные 122.—4) Геометрические рисунки 123.—5) Разнообразные зрительные материалы 123.

B.    Осмысленный материал, х) Слова 124.—2) Предложения 125.—з) Реальные предметы 125.— 4) Изображения предметов 125.—

5) Звуки 125.—6) Действия 125.

3.    Аппараты и приспособления для исследования

процессов запоминания и репродукции......хгб

4.    Способы предложения материала..........^29

A. В отношении времени 129.

B. В отношении затрагиваемых рецепторов: ia) Зрнтельно-слухо-моторный способ при громком чтении 130. —ih)

Зрительно-слухо-моторный при беззвучной артикуляции 130.—2) Зрительно-моторный 130.—3) Зрительно-слуховой 130.—4) Зрительный 130.—5) Слухо-моторный 131.—б) Слуховой 131.

131

131

147

157

157

159

ИГ. Результаты экспериментальных исследований...........

1.    Зависимость запечатления и репродукции от

объективных условий......................

A.    Условия времени, i) Непосредственное запоминание. Опыты Бинэ и Анри, Бурдона, Фрёбеса, Эберта и Меймана, Ро-досавлевича 132.—2) Длительное запоминание. Опыты Эббинг-гауза, Польмана, Джоста. Закон возраста ассоциаций Джоста 133.

B.    Зависимость заучивания от материала и формальных признаков, х) Соответствие логической структуры материала развитию испытуемого. Механическое и логическое заучивание. Исследованвя Эббинггауза, Бинэ и Анри, Рыбникова 136.—2) Зависимость от качества материала. Опыты Киркпатрика, Мюнстерберга и Бигама, Польмана 139. — 3) Зависимость от формальных признаков материала и его предложения. Калкинс, Мейер 141.—4) Значение принадлежности к одному целому. Опыты Бинэ и Анри, Ипсена 141.—5) Ритм и темп заучивания. Опыты Мюллера и Шумана. Ритмические комплексы Г. Е. Мюллера 142.—б) Локализация. Опыты Ефрусси. Двигательные локализации Мюллера и Шумана 142.—7) Влияние на заучивание количества материала. Эббинггауз, Мейман, Вебер и Кнорс 143.—

8) Влияние времени на сохранение в памяти и забывание. Опыты Эббинггауза, Родосавлевича. 2-й закон Джоста 144.—9) Зависимость запоминания действий от их оконченности или неокончен-

ности. Исследование Б. В. Цейгарник 147.

2.    Зависимость выучивания и репродукции от субъ-

ентивных условий........................

х) Половые различия. Польман, Берте, Уоткинс, Реймане, В. Штерн, Лобзин. 147.—2) Влияние возраста. Опыты Родосавлевича, Вессели, Меймана 149.—3) Влияния настроения и чувств. Опыты Вейгандта о влиянии голода. О влиянии настроения—Мюллер, Шуман, Наги. Опыты Нечаева о влиянии эмоций. Исследование Петерса и Немечека о забывании неприятного 151.—4) Запоминание и субъективные оптические образы (эйдетизм). Работы Пента и руководимого им Марбургского Психологического Института 153.—Критика эйдетизма со стороны Кизова, Керси 157.

IV. Теории памяти ...........................

A.    Физиологические теории..............

i) Энграмм-теорня Семона 158.—2) Теория Линдворского 159.

B.    Психофизиологические и психологические

теории.............................

i) Теория отшлифовки Цигена 159.—2) Резидиум-теория Бехера 159.—3) Теория формообразований (Gestalttheorie), как она применена к вопросам памяти Коффкой хбо.

. . 1бх

V. Рекомендуемые опыты

ГЛАВА VII.

ДЛИТЕЛЬНАЯ РАБОТА И УТОМЛЕНИЕ

1. Постановка вопроса.........................162

И. Методы исследования.....................164

А. Собственно-психологические методы, х) Метод диктантов. Сикорский, Фридрих 164. 2) Метод сложения однознач-


Стр

ных чисел Бургерштейна 164.—3) Метод списывания букв Скуй-тена 165.—4) Метод комбинирования Эббинггауза 165.—5) Метод зачеркивания букв Бурдона гбб.—6) Метод сосчитывания точек

Бинэ 167.

В. Функциональные методы, г) Эстезиометрический метод Э. Г. Вебера 168. -Исследования Грисбаха, Блазека, Бинэ, Ванно 169.—Критика Меймана, Крепелина, Клапареда 171.—2) Ал-гезиметрнческий метод 172. Исследования Ванно, Свифта, Ва-скида, Бинэ 173.-3) Динамометрические методы, а) эргографический 174—Ь) динамометрический 175—с) метод постукивания 176.

III. Результаты экспериментальных работ...............176

I) Сила сжатия руки. Работа Смедлея 176.—2) Исследование длительной физической работы. Опыты с динамометром Бинэ и Ва-скида, Больтона и Элеоноры Миллер 178,—Озерецковского и Крепелина, Бннэ и Анри, Франца 179. 3) Зависимость физического труда от умственного и обратно 180.—Опыты Клавьера, Ларгье, Больтона 180.—Эргографические указатели Кемзиса х8х.—Исследование Бинэ и Анри 181.-4) Показатель двигательной способности и правосторонности 182.—Опыты, произведенные при помощи метода постукивания. Бинэ и Васкид, }К^льбер 183. Зависимость постукивания от возраста, Смедлей, Уиппл, N ель с

184. —Суточный ритм в быстроте постукивания. Джесслер, Марш

185. —Зависимость от умственных способностей и социального по

ложения. Больтон, Киркпатрик и друг. 185.

IV.    Теория длительной умственной и физической работы и связан

ного с ними утомления......................

х) Взаимоотношения между объективным утомлением и субъективным чувством усталости х8б—2) Физиологическая сторона длительной работы и утомления 187.—3) Психологическая характеристика длительной работы и утомления 189—-а) типологические различия 189—Ь) ритм и темп работы 192—с) проблема упражнения и утомления 195—d) кривая работы 197—е) влияние эмоций и интереса на работу 197 f) гипотеза Клапареда о резервуаре

энергии 198.

V.    Рекомендуемые приемы экспериментального исследования.....20С

ГЛАВА VIII. МЫШЛЕНИЕ И РЕЧЬ

I Постановка вопроса............................

II. Методы исследования........................2°7

A.    Объективные методы. I) Метод поисков (Suchmethode) Аха 207.—2) Метод отыскивания причин и следствий Декроли 207.—з) Метод лабиринтов Портеуса 207.—4) Метод языка Алисы Декёдр 208.—5) Метод установления аналогий 209.—б) Метод установления обобщений, выводов и абстракций Артемова 209.—7) Метод исследования сообразительности в условиях социально-экономических отношений Артемова 210—8) Метод определений 2Ю.—9) Метод каузального мышления по Г. Мюллеру 211.—ю) Метод лото Декёдр 211.—и) Естественный эксперимент по Артемову 2X2.—12) Метод практических действий Мейера и Пфа-

лера 2X2.

B.    Субъективный метод самонаблюдения, применявшийся

Пиаже в его работе по клиническому методу 213.

Ш. Результаты экспериментальных работ............... 213

i) Кривая развития мышления у детей 2x3.—Опыты Шюсслера, Риттергауза, Эрисмана, Крафта и Пиаже, Вейгля 214.—2) Обшая характеристика процессов мышления у детей на основании экспериментальных данных 215.— Исследования Пиаже, Карлы Распе, Пюшмана, Вечерки, Беннета и Джонса, Луизы Габрихт, Кирека, Зельца, Рёзгена, Вузелла 216.—3) Мышление и речь детей 220.— Работы Пиаже 220.—Декёдр 222.

IV. Теория вопроса ..........................223

V. Рекомендуемые методы......................225

ГЛАВА IX. ТВОРЧЕСТВО РЕБЕНКА

I.    Постанонка вопроса .    . ..................... 226

II.    Методы исследования........................ 228

i) Метод чернильных пятен 228.-2) Метод дополнения Эббинх--гауза 229.—з) Метод лингвистической изобретательности Шарп 230—а) развитие предложений 230—Ь) разнитиетемы 230—с) Drei-wortmehode (В. Штерн) 230—d) составление слов 23г.—4) Метод составления геометрических фигур 231—5) Метод пунктирных изображений 231.—6) Метод естественного эксперимента 231.—7) Метод тнорческих занятий 232.—8) Метод анализа продуктов детского тнорчества 233.

III. Результаты экспериментальных работ и исследований.......233

Ростогару 239'.

IV.    Теория детского творчестна и игры................240

Теория Бюлера 240.—Теория детского рисунка 242

V.    Рекомендуемые опыты ........................244

Предметный указатель..................... 245

Указатель авторов ......... 248