Детская экспериментальная психология, школьный возраст, В.А. Артемов (1929)
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

II. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.

г) Бехтеревская школа располагает лишь одним методом психологического исследования, методом, основанным на выработке сочетательного рефлекса. Этот метод, как уже указывалось, заменяет слюнносекреторную методику Павлова, усложняя ее до работы со сложной двигательной реакцией руки или ноги наразличные раздражители.

В отношении детей школьного возраста существует две аппаратурных вариации двигательно-сочетательной методики. Одна из них производится в специальной кабинке, которая описывается нами дальше при анализе работ В. Н. Осиповой, другая осуществляется при помощи рефлексологического экрана д-ра I. Н. С о-рохтина8), имеющего две вариации—тип А и тип В.

г) Аппарат типа А (простейший) состоит (рис. 21) из экрана, внизу которого для наблюдения за руками испытуемого прорезано окошечко О8). На экране со стороны экспериментатора подвешена де- 21

ревянная коробка, в которой находится диск из цветных стекол, всего б различных цветов. Со стороны испытуемого в экране прорезано круглое отверстие с таким расчетом, чтобы испытуемый через стекла диска мог видеть вспыхивающую сзади них электрическую лампочку. Диск подвижен, для чего имеется снаружи коробки ручка, передвигая которую экспериментатор может предъявлять испытуемому в качестве сигнального один из шести цветов — зеленый, синий, фиолетовый, красный, желтый, белый. Для правильности подачи светового сигнала следует стрелку ручки ставить посередине соответствующего цвета из нарисованных вокруг нее в виде звезды.

На подставке экрана со стороны испытуемого укреплены две пары электродов — один для правой, другой для левой руки испытуемого. Со стороны экспериментатора на той же подставке имеются ключи-замыкатели — один для правой, другой для левой руки, и кнопка, зажигающая свет.

Рефлексологический экран питается электрической энергией городского тока.

При экране имеется шнур с двумя штепсельными вилками по концам. Одна из них вставляется в аппарат, другая — в штепсельное гнездо городского тока. Схема питания экрана током изображена на рис. 22,

Для регулирования городского тока служит водяной реостат, помещающийся в стеклянной банке. Дозировка тока совершается путем

опускания или извлечения из воды реостата стеклянных трубок с вложенными в них концами проводов: в общем, чем большее количество трубок и чем глубже опущено, тем сильнее ток и обратно. Перед началом опытов следует найти абсолютный порог кожной электровозбудимости. В этих целях „начиная с минимальной силы тока“, постепенно его увеличивая, следует найти тот момент, когда впервые наступит двигательная оборонительная реакция.

Экран типа В более сложен. Он отличается от только что описанного приспособлениями, дающими возможность i) предъявлять испытуемому 42 световых и 7 звуковых сигналов и 2) учитывать

количественную сторону рефлекторных процессов и измерять „силу двигательного рефлекса и отрицательное давление вниз".

Методика рефлексологического обследования на аппарате Сорох-тина заключается в следующем.

Экран ставится на стол, подходящий для роста испытуемого школьника, который сидит перед его лицевой стороной. Экспериментатор помещается сзади ширмы, предварительно открыв окошечко таким образом, чтобы были видны руки испытуемого, которому предлагается положить одну или обе руки в зависимости от задач опыта на электроды. Инструкция заключается лишь в том, что ребенку предпагается положить руку или руки на электроды. Никаких объяснений того, что будет, не допускается.

Возможны две вариации опыта: первая заключается в выработке и отдиференцировании сочетательного рефлекса первичного типа на эдектрокожный раздражитель; вторая направлена на то же самое, но в отношении рефлекса второго порядка при использовании так называемого словесного приказа. В первой вариации Г. Н. Сорохтин вырабатывал две модификации сочетательного рефлекса—совпадающий и отставленный-следовой !). В первом случае испытуемому подавался сочетаемый сигнал втечение 4 секунд, и на 3-й секунде он подкреплялся основным (безусловным) электрокожным раздражителем-Во втором случае сначала подавался сочетаемый сигнал, а через I —-2 секунды — электрический ток. В опытах со словесным приказом был использован второй случай. Во время сеанса не следует давать больше 40 — 6о замыканий для детей школьного возраста и 15 — 30 для детей дошкольников. Паузы между отдельными замыканиями должны быть в 15 — 35 секунд. Не следует вести Опыт ритмично: эти паузы должны быть то больше, то меньше, — иначе у ребенка выработается сочетательный рефлекс на время и ритм.

Моментом образования сочетательного рефлекса служит отдергивание руки испытуемого на сигнальный раздражитель, хотя он и не был сопровожден подкрепляющим раздражителем. Образованный рефлекс считается прочным, когда 8 — ю раз подряд испытуемый реагировал, не имея подкрепляющего раздражителя. Неугасимый рефлекс обнаруживается 20 раз подряд и не угасает до следующего сеанса.

Когда сочетательный рефлекс выработался, Г. Н. Сорохтин предлагает переходить к его диференцировке. Однако возможно, особенно

') Терминология везде сохранена такой, как ова дана в работе д-ра. Г. Н. Сорохтина.

если опыты имеют демонстративный характер, проверить закон иррадиации условного рефлекса. Для этой цели следует, давая данный световой сигнал, вмешивать в него другие и наблюдать, реагирует ли испытуемый па желтый, зеленый и т. д. цвета, если рефлекс был выработан на красный. Диференцнровка (третий этап опыта) заключается в выработке реакции испытуемого лишь на один определенный цвет. Для этого все остальные не подкрепляются основным раздражителем.

Число сеансов определяется задачами рефлексологического обследования. Оно зависит также от типа поведения испытуемого. Если для сочетательно-возбудимых лиц достаточно бывает для вскрытия основных механизмов 2 — 5 сеансов, то для тормозных и торпидных требуется не менее 15—25 сеансов.

В случае, если у испытуемого не вырабатывается сочетательного рефлекса ни на ток, ни на словесный приказ, то Г. Н. Сорохтин предлагает пользоваться предварительной инструкцией, отличая ее как от одного, так и от другого.

В таких случаях экспериментатор перед началом опыта дает испытуемому инструкцию поднимать руки при одних условиях, не. поднимать — при других *).    .

Для регистрации течения опыта применяется следующая

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТОЧКА

Фамилия и имя испытуемого........

Возраст.............

Профессия.............

Задача опыта...............

Фамилия экспериментатора....... .

Сеанс...........

Время эксперимента ..........

Соотношение испытуемого .........

Поведение перед опытом ............

Основной раздражитель.............

Сочетаемый раздражитель............

Отставление..... ........

Место приложения основного раздражителя ....

Ч Такого рода методика, разумеется, ни в какой мере не отличается от обычной психологической методики, хотя бы от той, которая применяется А. Н. Корниловым при исследовании реакций.

&

Й

Раздражители

Рефлексы

Сила и характер рефлексов

Сторонние

реакции

а |

а

а

сК

а

1

05

№№ опытов

Промежутки к сигналами

Сочетаемый

Диференциро-

вочный

Экстрараздра;

тель

Основной

Сочетательны

Основной

Промежуток

Раздражител]

Речевая

Общая

П р и м е ч

т