Что производится из нефти • *

Нефтяная промышленность нс ограничивается добыванием нефти в сыром виде. Из нее получается целый ряд продуктов, в высшей степени важных для современной техники и вообще хозяйства. Самые важные и распространенные из них следующие: газолин, бензин, керосин, разные масла для веретен, масла для смазки вагонных осей и машин, для консервов,-для свечей и мыла, для отделки тканей, затем парафин, вазелин и мазут. Так как нефть различных районов отличается своими особенностями, то и получение из нее этих продуктов не везде одинаково. Одни районы дают нефть, из которой

Нефтеперегонный завод


больше получается бензина; нефть других отличается большим количеством парафина или дает много мазута и других веществ. Так, бакинская нефть отличается тем, что из нее получается относительно 'много мазута, а грозненская, особенно с новых промыслов, дает громадный процент бензина.

■2 f Все эти продукты добываются из нефти на особых нефтеперегонных заводах. В СССР эти заводы обычно располагаются близ самих нефтяных промыслов. Насчитывается около 50 таких заводов. Из них крупных действующих имеется 23 завода с общим количеством рабочих около 6.000 человек.

Нефть на заводы перекачивается с промыслов прямо по трубам, так называемым нефтепроводам. Поступая на завод,

она подвергается там переработке, которая состоит в перегонке ее в особых кубах, нагреваемых* до высокой температуры в 300 и больше градусов. I [роизводство основано на том, что различные продукты, входящие в состав нефти, закипают и превращаются в пары при разной температуре. Таким образом, когда на заводе начинают подогревать сырую нефть, то сначала будет испаряться из нее тот продукт, который закипает при низкой температуре, затем закипающий при более высокой и так далее. Первое выд< лспие наступает уже при нагревании нефти до 25 , когда начинают отделяться пары газолина и бензина. Этот продукт будет выделяться при температуре до 200 . При дальнейшем нагревании от 200° до 270° будут выделяться пары керосина. Нагревание свыше 270° даст пары различных масел. На заводах котлы устроены так, что нефть, отработав при одной температуре, протекает в котлы с более высокой температурой.

Образующиеся в котлах пары этих разных продуктов отводятся по трубам, проходящим через коробки с водой, которую постепенно меняют, чтобы она сама была достаточно холодной. Проходя через эти коробки, пары охлаждаются и уже в виде жидкости стекают по трубам в особые хранилища, для каждого продукта отдельные: газолин в газолиновое, бензин — в бензиновое, керосин - в керосиновое.

Большею частью отгоном этих трех продуктов и ограничиваются. Остающаяся затем жидкость называется нефтяными остатками или мазутом. Мазут обычно идет уже в топливо, и если кто видел, как топят паровозы или печи на фабриках нефтью, тот видел этот самый мазут. По его можно так же, как и сырую нефть, подвергать дальнейшей перегонке и получить целый ряд продуктов, которые были перечислены выше.

Полученные перегонкой продукты сразу не идут в дело. Их предварительно на заводах подвергают очистке, чтобы удалить разные вредные примеси.

В последнем году все заводы СССР получили около 250 миллионов пудов нефтяных остатков, 24 миллиона пудов бензина, 90 миллионов пудов осветительных масел, около 32 миллионов пудов смазочных масел и слишком 16 миллионов пудов других нефтяных продуктов.

Как организован в СССР вывоз нефти

Для удобства вывоза нефти и нефтяных продуктов с места их добычи в трех наших главных нефтяных районах устроены так называемые трубопроводы, по которым они прямо перекачиваются. Такие трубопроводы проложены в Майкопском .районе, в Грозненском и Бакинском. В первом из них нефте-

проводами соединяются промыслы с ближайшими станциями железных дорог и с Черным морем, протяжением в 18 верст. Грозный соединен нефтепроводом с городом Махач-Кала,

Нефтепровод


лежащим на берегу Каспийского моря. Самый большой трубопровод соединяет бакинские промыслы с Черноморским городом Батумом. Он тянется вдоль всего Кавказского хребта на расстоянии в 829 верст.

Для перевозки по морю имеются специальные суда, представляющие собой как бц одну сплошную громадную плавающую бочку, в которую прямо наливают нефть или керосин и затем везут на буксире но морю. Имеются и особые наливные пароходы. Для перевозки по железным дорогам устраиваются также специальные наливные вагоны-цистерны.

Главные нефтяные промыслы СССР объединены в тресты: Бакинский под названием «Азнефти , Грозненский—«Гроз-пефти» и Эмбенский—«Эмбанефти». Все вместе эти тресты составляют один громадный «Нефтяной синдикат Союза ССР», который отпускает продукты нефтяного производства как па всю нашу страну, так и за границу.

Как в СССР используется торф

Большая часть добываемой нефти идет, как мы видели, на топливо. Ее сжигают в печах в виде мазута и в различных

Ручная разработка торфяника

двигателях в виде керосина или бензина. Таким образом, сгорают и те продукты, которые можно было бы получить из нее. А между тем, во многих случаях ее можно было бы в топках заменить другим, не таким ценным материалом, а самую нефть или керосин и бензин сберечь для такого употребления, где заменить их нельзя.

Например, котлы на фабриках и заводах, печи в домах, котлы на электрических станциях свободно можно отапливать более дешевым и не таким ценным топливом. Конечно, в паровозе или на пароходе нефтяная топка является самой удобной, а автомобиль, аэроплан или трактор иначе и нельзя привести в движение как сжигая керосин или бензин. Тут уж волей-неволей нефть, надо сжигать. В остальных же случаях этого свободно можно избежать. Таким видом топлива может очень удобно служить торф, которого в СССР как раз очень много.

Торф накапливается в болотах, в так называемых торфяниках. Нередко его добывают из торфяников самым простым способом, вырезая куски и складывая их для просушки. Чаще применяются для этого особые машины, экскаваторы, при помощи которых торф черпалками выгребается из болота, пропускается через узкие отверстия в машине и выходит оттуда

в виде торфяных брусков. Эти бруски затем сушатся и идут на топливо. Есть и еще способ, недавно изобретенный^ СССР: при помощи сильной струи воды, направленной на лежащий пласт торфа, он размельчается и превращается в жидкую массу, которую тут же разливают по полю слоем вершка в два толщиной. Дав этому слою немного обсохнуть, по нему пускают специальную машину, режущую его на бруски. Затем бруски эти складываются для просушки, и торф готов. Такой способ получил название «гидроторфа». Первая половина этого названия «гидро», означает по-русски воду, и, таким образом, в самом названии указывается способ, каким в данном случае получен торф.

Шатурская электростанция

За последнее время производство торфа все более и более распространяется в СССР. Его начинают применять в тех местах, где имеются торфяники, для фабрик, заводов, электрических станций, для отопления городских домов и для домашнего обихода по деревням. Особенно сильно это производство распространяется в Московском районе. И і отапливаются многие фабрики и заводы, и на торфяном топливе работают две электрические станции, снабжающие Москву электричеством: Шатурская и Богородская. Большое применение он находит в Ленинградском районе, в Гомельской губернии, на Урале, даже на Украине для нужд фабрик и заводов. А в таких губерниях, как Ульяновская, Тамбовская, Курская или Рязаи-

9*

ская, где сравнительно мало лесов, торф добывается для нужд крестьян, которые пользуются им и для отопления и для приготовления пищи.

В этом производстве только при машинной работе занято около 82 тысяч человек, а годовая добыча достигает 226 миллионов пудов сухого торфа.

Какова в СССР заготовка дров и лесных материалов

Если такое большое количество каменного угля, нефти и торфа потребляется в СССР, то еще больше идет у нас дров. Страна наша лесная и особенно ее северная половина. Дрова употребляются для отопления фабрик и заводов, для приведения в действие фабричных машин; ими отапливаются паровозы на некоторых железных дорогах, дома в городах,

Выгрузка дров на станции

ими же пользуются повсюду в селах и деревнях десной полосы СССР. Наши большие реки позволяют сплавлять дрова даже в степные местности, где своего леса недостаточно или совсем нет. Там также широко пользуются дровами.

Понятно, что при таких условиях рубка и заготовка дров в СССР представляет собой очень крупное производство. Им занято огромное количество дровосеков. Обычно дрова заготовляются зимою. Партии рабочих и крестьян уходят в леса, где валят деревья, обрубают сучья, распиливают на короткие отрезки, колют и складывают в так называемые штабеля. Дрова, сложенные в эти штабеля, остаются на местах для просушки. Часто их выдерживают там лето и больше. Затем, чаще всего зимою же, санным путем, подвозят к станциям железных дорог или к пристаням рек, откуда весною сплавляют в места потребления.

Трудно сказать точно, сколько дров потребляется в СССР и сколько людей трудится ежегодно над их заготовкой, так как на всем необозримом пространстве лесной полосы СССР каждый крестьянин самостоятельно может для себя рубить дрова. В таких же местах нашей страны, как Сибирь, где леса тянутся сплошной массой на тысячи верст, лес ни во что не ценится местными жителями и рубят его, где и сколько кому вздумается.

Но если взять только одно количество заготовляемых ежегодно дров, которое может быть учтено государством, то все-таки получается колоссальная цифра. В нашей стране за последний год было потреблено и заготовлено дров более 42 миллионов кубических саженей. Какое это количество, можно •понять, если представить себе площадь в 170 верст в квадрате, всю сплошь, полено к полену, заполненную дровами на сажень вышины от земли. Из этого количества 33 миллиона кубических саженей было потреблено сельскими жителями, 4‘/з миллиона кубических саженей — городами, а остальное — промышленностью.

Кроме того, лес используется* в СССР и для других целей. Он дает материал для целого ряда отраслей обрабатывающей промышленности. Заготовка для них лесных материалов за последний год выразилась также очень большой цифрой. Всего было использовано для этой цели около 11 миллионов кубических саженей.



Экономическая география СССР, 1927



онлайн АССА смотреть фильм