МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ 3


Между тем и на VI Московском фестивале заметно обозначилось стремление очень широких кинематографических кругов приобщиться к девпзу фестиваля, пусть даже не своими фильмами (ведь им чаще всего приходится делать картины по заказу, в соответствии с сегодняшней конъюнктурой), но лич-по, персонально. Приобщиться к гуманизму, к реализму. Это стремление нельзя не видеть.

Последние годы со всей убедительностью показали, что социальные сдвиги, происходящие в мире, повлияли и на ис-

Кусство экрана. Й в Италии, и в США, и в Латинской Америке появились фильмы, с яростью вскрывающие социальные противоречия реальной действительности, открыто противостоящие бездумному конвейеру буржуазной «фабрики снов», «массовой культуры» насилия и эротизма, декадансу.

Как уже отмечалось, фестиваль — это не только показ фильмов, встречи со зрительской аудиторией. Это не только праздник. На белом полотне экрана идет спор о мире, о человеке. Фильмы социалистических стран, лучшие фильмы прогрессивных художников мира активно борются против мракобесия, человеконенавистничества, против войны, за счастье и свободу человека.

И кинофестиваль 1971 года — седьмой по счету— стал именно таким, каким и должен быть смотр мирового искусства сегодня, в пору обострения идеологической борьбы — подлинной трибуной прогрессивного искусства мира. В Москву не только съехались прогрессивные режиссеры мира, но и на конкурсной и внеконкурсной программе показали свои новые фильмы.

Да, это был особый фестиваль. И не потому, что он отличался по своей организации или регламентом от прошлых шести. Традиции московских кинофестивалей с их размахом, гигантскими зрительскими аудиториями, встречами на заводах и в вузах, поездкой в Ленинград и осмотром Кремля — эти традиции сохранились. В празднике кино участвовало свыше семидесяти стран мира, и в Москву съехалось до тысячи гостей. Так же, как и раньше, работало три жюри и проводилось три конкурса — полнометражных, документальных и детских фильмов.

Но было и нечто новое, необычное, впрочем, весьма характерное для нынешней эпохи, когда в мире происходят столь значительные события. Это — содержание программы фестиваля, боевой, целеустремленный дух.

На фестивале почти не было обычной массовой продукции, фильмов, которые сотнями «выстреливают» буржуазные «фабрики грез» и, добавим, фабрики порнографии и садизма.

Фильмы фестиваля, за редким исключением, отражали жизнь и борьбу народов за светлое будущее, передавали напряжение классовых битв, полностью отвечая девизу фестиваля.

С большой наглядностью и выразительностью VII Московский кинофестиваль передал расстановку сил в мировом искусстве экрана, а фильмы, показанные в зале Кремлевского Дворца съездов перед шеститысячной зрительской аудиторией, отразили кипение борьбы в современном мире.

В Москве, по существу, было представлено почти все прогрессивное крыло мирового киноискусства последних двух лет,

Фильмы социалистических стран, кинокартины молодых кинематографии Азии и Африки и вместе с тем кипокартины, отразившие отблески классовых, социальных, национальных битв в Западной Европе и Америке.

Результаты творческого соревнования продемонстрировали успешное развитие кинематографий социалистических стран, глубоко и образно разрабатывающих сложные жизненные проблемы.

Большой успех сопутствовал тем художникам капиталистических стран, чьи картины отличаются острой социальной направленностью, чьи позиции определяются страстным желанием показать, что беззаконие, отчаяние, духовная и физическая нищета вызваны пороками буржуазного строя.

Весьма характерны и интересны фильмы из Италии. Среди них — «Признание полицейского комиссара прокурору республики» (режиссер Дампано Дампани), разоблачающий буржуазный правопорядок, который получил один из главных призов фестиваля; очень интересен фильм «Следствие по делу гражданина вне всяких подозрений» (режиссер Элио Петри), в своеобразной форме раскрывающий механизм насилия и подавления личности; проблемы борьбы с колониализмом ставятся в фильме «Кеймада» (режиссер Джилло Понтекорво). В фильме «Сакко и Ванцетти» режиссера Джулиано Монталь-до провокационный процесс против лидеров рабочего движения прозвучал как разоблачение тех, кто сегодня покушается на свободу.

Эти фильмы, созданные в капиталистической стране, вскрывают социальные противоречия общества, показывают бесправие человека в условиях буржуазной демократии, произвол властей. И не случайно герой итальянского фильма «Признание полицейского комиссара прокурору республики» полицейский чиновник Бонавия, убеждаясь, что он не может в рамках закона, в который он верил, наказать коррупционеров и убийц, поддерживаемых крупным капиталом и вышестоящей властью, вершит суд самоличпо и гибнет в неравной борьбе.

Суровый приговор обществу выносит японский режиссер Кането Синдо в фильме «Сегодня жить, умереть завтра», премированном на фестивале. Это приговор обществу, обрекающему человека на муки, страдания.

Вывод из этих двух фильмов может сделать зритель сам. Он ясен и определенен: капитализм, его правопорядок и мораль враждебны человеку.

Именно этой ясной и определенной позицией художников в осуждении мира зла и насилия и отличались подобного рода произведения от тех лент, которые порой весьма талантливо

п впечатляюще рисуют лишь бессилие человека, находящегося вне общества, «некоммуникабельность» индивидуумов, алогичность их поступков, не пытаясь проникнуть в существо причины отчуждения и подавления личности.

На фестивале побывал выдающийся режиссер мира Акира Куросава. Он впервые приехал в Москву, да и вообще он, получивший многие призы на киносмотрах мира, никогда на фестивалях не бывал. В Москве он показал свой последний фильм «Под стук трамвайных колес», яркое, талантливое произведение.

Интересные соображения относительно последних фильмов Куросавы и Синдо высказал киновед Р. Юренев: «Режиссер

ское мастерство Куросавы достигло в этом фильме поразительного совершенства. Но в духовном мире выдающегося художника усилились смятение и тоска.

И если Акира Куросава как бы останавливается в растерянности перед сложностью социальных проблем, Кането Синдо берется за их решение... Кането Синдо дал беспощадный анализ современного капиталистического мира: каждая из жестоких, страшных, откровенных и незабываемых сцен его фильма — аргумент обвинения, доказательство бесчеловечности и зла» .

В Москву прибыли и показали свои фильмы многие прогрессивные американские режиссеры. В большинстве своем — это реалистические произведения, критически показывающие «американский образ жизни», кризисное состояние общества. В художественных и документальных лентах США предстают перед зрителем как страна преступности, произвола властей, воинствующего расизма и острых социальных конфликтов.

В фильме Артура Пенна «Маленький большой человек» срывается романтическое покрывало с традиционной темы вестернов — освоения Дикого Запада. Этот период американской истории представлен как период геноцида, истребления индейцев.

Произведением огромной «взрывчатой» силы явился фильм Сиднея Поллака «Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли?». Фильм показывает конкурс танцев где-то на берегу океана, в дощатом, наспех украшенном бараке, похожем на манеж. Это бешеная гонка за призрачным счастьем, гонка, где нет победителей, но есть побежденные. Найденный режиссером угол зрения дал возможность создать образ современной Америки.

Противоречивость американской жизни, когда рука об руку

«Советский экран», 1971, М* 19.

идут научные открытия и волна пасилия, стала наглядпо видна не только тем, кто и раньше, пользуясь марксистским анализом, мог судить об истинной сути и подлинном содержании «великого общества». Ныне многие представители интеллигенции ощутили кризисное состояние своей страны. И это явление нашло свое отражение в американских фильмах Артура Пенна, Сиднея Поллака, Стэнли Креймера и других, показавших свои новы.е фильмы в Москве.

Позиция художников, поставивших эти фильмы, определяется страстным стремлением показать, что беззаконие, отчаяние, духовная и физическая нищета вызваны пороками буржуазного общества.

Фестиваль показал несомненный прогресс кинематографий социалистических стран, глубоко и художественно разрабатывающих сложные жизненные проблемы.

Признание жюри и зрителей получил яркий, поэтический фильм «Белая птица с черной отметиной» (Киевская киностудия) режиссера Юрия Ильенко. Высоко оценена была игра советской актрисы Ады Роговцевой в фильме «Салют, Мария!», а также тематическая направленность этого фильма. Жюри воздало должное режиссерскому мастерству Анджея Вайды в фильме «Березняк».

Был отмечен призом кубинский художественный фильм «Дни воды». Один из главных призов получил постановочно сложный фильм «Гойя» (совместное производство ГДР и СССР) режиссера Конрада Вольфа.

С большим успехом на фестивале прошли фильмы Демократической Республики Вьетнам и Республики Южный Вьетнам.

Фильмы для детей, созданные, прежде всего, в социалистических странах, полностью соответствующие девизу фестиваля, раскрывали светлый мир детства в условиях социалистического общества.

Традиционно на Московском кинофестивале была широко представлена кинематография стран Азии, Африки и Латинской Америки. Многие фильмы из этих районов мира были награждены призами и наградами общественных организаций.

Конкурс документальных фильмов был смотром боевой кинопублицпстики, посвященной борьбе народов за свою свободу, показывающей стойкость сражавшегося Вьетнама и рост народных движений в Азии, Африке, Латинской Америке, жизнь простых людей в Европе и США.

В дни фестиваля прошла творческая дискуссия на тему «Кино в борьбе за социальный прогресс», в которой приняли участие видные художники мирового экрана, известные киноведы, писатели, критики; говорили о том, что мутный поток

буржуазпых фпльмов, пропагандирующих войну, Насилие, порнографию, захлестывает экран, и потому так важны произведения, проникнутые пафосом борьбы за социальный прогресс.

Социалистическая кинематография — это новое явление в мировой культуре, заявил чехословацкий кинокритик Станислав Звоничек, подчеркнув ценность того вклада, который внесли деятели кино социалистических стран в мировую кинематографию. Он выразил уверенность, что и впредь социалистическое искусство будет наиболее полно выражать идеи гуманизма и прогресса.

Американский режиссер Сидней Поллак, подчеркнув ответственность кинематографистов перед человечеством, заявил, что кино должно способствовать сближению людей разных стран мира.

Оператор Чан Тхо Зан из Южного Вьетнама рассказал о том, как кинематографисты Южного Вьетнама борются за социальный прогресс на полях сражений. «Наш фильм,— сказал он,— привезен непосредственно с поля боя».

«Я попимаю борьбу за социальный прогресс как борьбу угнетенных против угпетателей»,— сказал в своем выступлении кинорежиссер из ФРГ Александр Клюге.

Критик Кадзуо Ямада, вице-президент «Конгресса за возрождение японского кино», основную часть своего выступления посвятил деятельности независимых япопских кинокомпаний, выступающих против засилья крупных монополий, которые пропагандируют с экрана культ насилия и секса. «Мы же,— подчеркнул он,— стремимся создавать фильмы, отвечающие девизу сегодняшней дискуссии».

«Капитализм не может привести к жизни, он приводит к смерти»,— заявил американский кинокритик-коммунист Филипп Бопоски. Он с сожалепием отметил, что в Америке появляется большое количество фпльмов, не вскрывающих социальные корни противоречий современной жизни страны и вследствие этого вызывающих у зрителя лишь чувство отчаяния и безнадежности.

Советский кинорежиссер Марк Донской говорил о высокой ответственности художника в современном обществе. Если искусство не служит людям, социальному прогрессу, оно перестает быть искусством.

Известный сенегальский писатель и режиссер Сембеп Усман, фильм которого «Эмптай» был удостоен одного из призов фестиваля, заявил: «Московский кинофестиваль — явление мирового масштаба. В пем нет духа меркантилизма, которым руководствуются организаторы фестивалей капиталистических

страп. Для пас Московский кинофестиваль — ото перекресток, па котором находят друг друга все страны Африки, Азии и Латинской Америки. К сожалению, у нас кинематограф находится в руках иностранного капитала. Зритель видит в основном фильмы о гангстерах и сексе. Западное кино не оказывает благотворного влияния па народ нашей страны. Однако в последнее время мы делаем и фильмы, которые помогают поднять самосознапие нашего народа. У нас много молодых людей, которые хотели бы, чтобы африканские кинематографисты вдохновлялись лучшими произведениями советского киноискусства».

Художники разных стран говорили о самом главном —о роли кино в формировании человека, в политической борьбе, в переустройстве общества.

Корреспондент «Юманитс» в статье под броским заголовком «Это был хороший фестиваль», оценивая итоги конкурса и отмечая высокий уровень и боевой дух московского смотра кино, пишет, что «причиной этого является, несомненно, более тщательный отбор, более серьезное противодействие фильмам явно коммерческим (в худшем смысле этого термина). Это касается не только отбора конкурсных фильмов, но также фильмов вне конкурса, таких, как, папрпмер, фильмы Куросавы и Сиднея Поллака. В заключение остается пожелать Московскому фестивалю 1973 года, чтобы он сохранил (и даже превзошел) качество только что закончившегося фестиваля. Это был хороший фестиваль» К

Московский кинофестиваль показал, что сегодня в кино особеипо резко обозначилась борьба противоположных тенденций. Иыпе в кинематографии, как и в других видах искусства, усилился процесс поляризации. С одной стороны, хозяева буржуазного кинорынка стремятся заполнить экран фильмами, выступающими против социализма, против прогресса и гуманизма, против человека.

В то же время резко обозначаются те силы, которые противостоят откровенно буржуазному, декадентскому искусству. Этот процесс развивается под влиянием социалистического искусства, под могучим воздействием международного коммунистического движения,

Главная тенденция фестиваля, как уже говорилось,— тенденция антибуржуазная, противостоящая как коммерческому кинематографу, так и декадентскому искусству, уводящему человека в мир подсознательных комплексов и психологических бездн.

«Юманите», 1971, 4 августа.

В Москве па дискуссиях и просмотрах американский режиссер, создавший картину о больном «общество потребления», встречался с вьетнамским оператором, прибывшим из джунглей, где он запечатлевал на пленку борьбу патриотов с агрессорами, а итальянский кинематографист с мировым именем беседовал с африканским режиссером, создавшим свою первую картину. Кинематографисты пз Латинской Америки бродили по гигантским павильонам «Мосфильма», беседуя со своими советскими друзьями о путях развития экраппого искусства.

И в этих встречах — знамение времени.

Фильмы, премированные па фестивале, созданные в социалистических, капиталистических и развивающихся странах, с разной степенью таланта и правды, но одинаково целеустремленно отражали главную идею фестиваля — идею борьбы за мир и социальный прогресс.

Экран сегодня стал местом острого спора. Здесь, как и всюду в мире, происходит битва идей, идей прогрессивных и идей реакционных. И фильмы создают люди, стоящие по разные стороны баррикады, пли же художники, заявляющие, что они «пад схваткой», но по существу тоже примыкающие к той или другой стороне.



Экран и время, Баскаков В.Е., 1974



смотреть Курьер фильм онлайн
смотреть Небеса обетованные фильм онлайн
смотреть Суета сует фильм онлайн