СПОР ПРОДОЛЖАЕТСЯ 3


Поэтому проведенные за последние годы Госфильмофон-дом СССР ретроспективные показы фильмов 30-х годов в Англии, Италии, Западной Германии, во Франции произвели большое впечатление и на теоретиков кино и на публику, интересующуюся историей экранного искусства. В связи с этим в печати появилось много статей. Один из журналистов после знакомства с советскими фильмами вынужден был признать, что надо теперь многое пересмотреть, надо многое уточнить в кинословарях и справочниках.

Западногерманскую критику трудно заподозрить в особых симпатиях к нашей стране. И тем не менее после фестиваля советских фильмов прошлых лет в городе Бад Эмсе, куда съехались представители западногерманских киноклубов, критик из газеты «Нейе Рурцейтунг», сделав разного рода оговорки из обветшалого словаря антисоветских историков, тем не менее написал:

«Без великих советских родоначальников кино были бы совершенно немыслимыми значительные фильмы современности и недавнего прошлого — Фрица Ланга и Штаудте, Куросавы и Конрада Вольфа, Дрейера и Брессона, фильмы итальянского реализма и Пазолини...»

Австрийская газета перепечатала эту статью, сопроводив ее примечательным заголовком: «Советы обеспокоили немецкий курортный городок».

Да, обеспокоили, и не только этот, но и другие города, где демонстрировались фильмы 30-х годов. Во всяком случае, большинство газет отозвалось на фестиваль советских фильмов, и почти все авторы признавали, что после этого показа надо сделать существенную поправку в представлениях о развитии советского искусства в предвоенные годы, как выразился

одий из йритийов, «стереть белые пятна с карты мйройого кинематографа».

«Встречный», «Юность Максима», «Чапаев», «Депутат Балтики», «Человек с ружьем», «Ленин в Октябре», «Щорс» и мно-гпе-многие другие' советские фильмы удивили и поразили мировую критику.

Оказывается, и в 30-е годы в Советском Союзе было искусство, да еще какое!

«Благодаря представленным па фестивале избранным кинолентам удалось пересмотреть некоторые предубежденные взгляды и стандартные мнения, основанные в большинстве своем па незнании,— писала, подводя итоги этого фестиваля, швейцарская газета «Нейе цюрихер цейтунг».— Хотя бы те взгляды, что советская кинематография дала миру якобы только трех гениальных режиссеров: Эйзенштейна, Пудовкина и Довженко, что звуковое кино вызвало спад в советском киноискусстве... что «социалистический реализм» задушил художественное творчество».

И автор статьи на примере показанных в ходе фестиваля фильмов наглядно демонстрирует, сколь неверен и односто-ронен был старый подход к советскому искусству, создавшему и в 30-е годы ценности непреходящего значения, красочное созвездие славных шедевров, прочно вошедших в немеркнущую классику мирового кино.

Откровением были многие представленные от Советского Союза фильмы и для посетителей ретроспективных показов в Париже, Брюсселе, Лондоне и Западном Берлине. Сразу рухнули привычные схемы и шаблоны западной пропаганды, затрещали всевозможные пассажи откровенно клеветнических измышлений. Скажем прямо, перед лицом таких неоспоримых свидетельств трудно отстаивать набивший оскомину миф о пресловуюм «конформизме и «однообразии», о якобы политическом, а не художественном значении наших фильмов.

Исключительно важным моментом в борьбе идеологий на мировом экране был выход па экраны фильма-эпопеи «Освобождение». Этот фильм активно противостоял тем многочисленным фальсификациям, которые выпустили различные кинокомпании за последние годы.

Фильм-эпопея «Освобождение», как когда-то «Судьба человека» и «Баллада о солдате», вышел на экраны и не только в социалистических, но и в капиталистических странах, вступив в противоборство с теми кинофальшивками, которых немало намастерили о второй мировой войне безответственные буржуазные сценаристы и режиссеры.

«К сожалению, не все фильмы о войне прогрессивны,— пишет фппская газета «Кансан Уутисет».— К таким относятся «Зеленые береты» Джона Уэйна и фнльм «Генерал Паттоп», в котором герой печалится о том, что пс смог продолжить свою операцию после окончания второй мировой войны от Берлина на Восток. В противовес всему этому и подобному толкованию истории па экрапах появился фильм Юрпя Озерова».

Японская газета «Майнптп» писала: «До выхода на экра-пы фильма «Освобождение» вторая мировая война освещалась с позиций западных стран и роль Советского Союза в войне но была показана, хотя Советский Союз и понес самые большие потерн в минувшей войне. В фильмах «Горит ли Париж?», «Самый длинный день» показана роль США, Англии и Франции во второй мировой войне. Фильм «Освобождение» очень объективно и правильно показывает всо сражения и события второй мировой войны». j

«Фильм пронизан атмосферой достоверности и ясности в реалистическом отображении колоссальных танковых атак, показом мужества людей, из которого явствует сверхчеловеческое усилие (физическое и духовное), проявленное советским народом,— пишет индийская газета «Хинду».— Это уникальный, огромный фильм, на его фоне все остальные военные фильмы выглядят бледно».

«Освобожденпе» — это не просто еще один военный документ или художественный фильм,— пишет другая индийская газета, «Мейл»,— основанный на ряде хорошо известных инцидентов второй мировой войны. Это мощная ретроспектива критического периода истории, причем исторические образы талантливо и ярко изображены советскими актерами». (

Даже критики, которых никак не причислишь к друзьям Советского Союза, не могли умолчать о значении этого фильма.

«...Хотя фильм Озерова не отличается той эпичностью, которая была присуща фильму Бондарчука «Война и мир»,— пишет кинообозрезатель итальянской газеты «Темно»,— но тем не менее он достигает эффекта благодаря последовательности повествования, стилистической тщательности, строгому выбору изобразительных средств, где искренность и правдивость преобладают над риторикой. Выразительны живописность и величавая торжественность русских пейзажей. Особенно интересно использование цвета. Черно-белые и «вирированные» кадры придают почти документальный характер сценам, в которых показаны известные исторические деятели. Тонкие пастельные оттенки цвета использованы во всех других эпизодах, в особенности в массовых сцепах, где цвет нередко определяет изобразительное решение. Сдержанностью и точностью

отличается игра исполнителей — Олялина, Голубкиной, Зай-денберга, Никоненко».

Очень интересны отзывы печати социалистических стран — их очепь много, ярких публицистических статей, писем, критических очерков.

«Освобождение» — художественный фильм, рассказывающий с документальной точностью о важнейших военных и политических событиях двух последних военных лет,— пишет «Нойес Дойчланд» (ГДР).— Особой заслугой фильма является то, что в нем показан не только исторический процесс, но и люди, определившие ход войны. Трудно выразить в словах героизм и дух самопожертвования, которые проявляли советские солдаты и офицеры, воюя против фашистских агрессоров. Нужно поблагодарить создателей этого фильма за то, что они решили показать детально и необыкновенно близко к действительности кровопролитные бои. Они показывают одних солдат во всем пх величии в часы героического самопожертвования, а других — в минуты слабости... В постоянной смене кадров, показывающих огромные битвы, решающие политические конференции и волнующие человеческие судьбы, авторы фильма снова и снова подводят зрителя к основному вопросу: «Кто был героем войны?» И на этот вопрос фильм дает ответ: героями были советские люди в солдатской шинели и гражданское население. Они приняли на своп плечи лишения и страдания, оправдали возлагавшиеся на них надежды и вышли из войны с еще более сильным характером».

«Я принадлежу к поколению, которое не пережило вторую мировую войну и знает о ней только из курса истории, из книг и фильмов или по рассказам старших,— пишет критик из «Националь цайтунг» (ГДР).— Этот фильм глубоко взволновал меня своей простой и откровенной истиной. Я поняла, какой была эта война в действительности, весь ее ужас. Этот фильм вновь открыл для меня многие вещи, которые слишком рано превратились в само собой разумеющееся. Огромное моральное превосходство советских людей в это время тяжелых испытаний, которое проявляется в превосходстве их идеологии, всего их общественного строя, усилил во мне сознание нашей силы, которую мы обрели в дружбе с советским народом и благодаря которой можно воспрепятствовать возникновению подобного ада в будущем».

Хочется заметить, что это пишет зритель из новой социалистической Германии. Факт примечательный.

А вот отзыв из Чехословакии. Газета «Млада фронта» пишет: «Многие зрители еще до сих пор помнят то глубокое впечатление, которое оставили такие фильмы, как «Судьба челове

ка» Бондарчука, «Летят журавли» Калатозова, «Баллада о солдате» Чухрая, «Иваново детство» Тарковского или глубоко человечный фильм Алова и Наумова «Мир входящему». И очень правильно, что эти, да и не только эти, фильмы сегодня снова появились в кинотеатрах как составная часть празднования юбилея Республики.

Кроме старых фильмов в настоящий момент в наших кинотеатрах появился и фильм, как бы созданный специально к этой годовщине, точнее — два фильма, первые две части огромного пятисерийного цикла «Освобождение», снятого режиссером Юрием Озеровым. В этом фильме советские кинематографисты захотели осмыслить основные ключевые моменты войны более точно, чем до сих пор это было сделано. Не случайно эту киноэпопею приравняли к экранизации Бондарчуком «Войны и мира» Толстого. Целью создания этой комплексной исторической панорамы было изображение основных военно-политических событий в Европе в 1943—1945 годах».

Можно привести еще множество отзывов о фильмах из различных районов мира, но и приведенные свидетельствуют, что фильмы из цикла «Освобождение» активно участвуют в великой битве идей, которая происходит на мировом экране.

Фильмы о В. И. Ленине — документальные и художественные — всегда вызывали огромный интерес у кинозрителей мира. В дни празднования 100-летия со дня рождения В. И. Ленина показ этих фильмов приобрел очень большие масштабы. На экранах более чем шестидесяти стран демонстрировались фильмы о великом вожде Октября, о торжестве ленинских идей.

Как большой праздник, прошли кинофестивали ленинских фильмов в социалистических странах, здесь проводились не только кпнопоказы широко известных зрителям ленинских фильмов, но и лекции, симпозиумы, тематические выставки.

Торжественно, с участием государственных и общественных деятелей были проведены показы ленинских фильмов во многих развивающихся странах Азии и Африки.

В Каире в кинотеатре «Опера» открылась ретроспектива советских фильмов о жизни и деятельности В. И. Ленина. На открытии были показаны художественный фильм «Ленин в Октябре» и документальный «Один день из бессмертия».

Только в общественной киносети ленинские документальные ленты «Живой Ленин» и «Один день из бессмертия» просмотрело более двухсот тысяч человек.

В Алжире в программу кинонедель было включено более двадцати фильмов, в том числе «В дни Октября», «Живой Ленин», «Рассказы о Ленине». Алжирское телевидение транслировало фильм «Лично известен» — о верном ленинце, боль

шевике Камо. В кинотеатрах с успехом шли фильмы «Верность матери» и «Сердце матери»...

С огромным пнтерсом смотрели фильмы о Ленине кинозрители других стран Африки.

Сенегальский писатель и кинорежиссер Сембен Усман писал: «Я видел почти все художественные и документальные ленты, посвященные Ленину: «Октябрь», «Ленин в Октябре», «Ленин в 1918 году» М. Ромма, видел и «Ленин в Польше» С. Юткевича. Мне хочется особенно подчеркнуть значение этих фильмов для африканцев, 80% которых не умеют ни читать, ни писать. Должен сказать, что каждое появление Ленина на экране в нашей стране вызывает бурю аплодисментов. Так было, в частности, в марте 1969 года на Неделе советских фильмов в Дакаре во время демонстрацпи фильма «Шестое июля». Неделя эта проходила в рамках подготовки к празднованию 100-летпя со дня рождения В. И. Лепина. Кстати, знаменательно, что резолюция о праздновании этого юбилея была принята Генеральной Ассамблеей ЮНЕСКО по совместному предложению Советского Союза и Сенегала. В лице Ленина мои соотечественники аплодировали победителю. Впервые они его увидели в картине «Октябрь». Это было для них откровением. Ленин стал для африканцев воплощением честности, мудрости, справедливости и силы. Один из зрителей, малограмотный негр, прямо так и сказал мне после просмотра:

«Мне нравится в Ленине то, что он всегда находится в гуще боя и всегда одерживает верх».

В газетах африканских стран помещены многочисленные рецензии на ленинские фильмы, отзывы о них видных общественных деятелей.

Еще в 1969 году в Индии был создан Оргкомитет по празднованию ленинского юбилея. В него вошли президент Общества индийско-советской дружбы, писатель и режиссер Аббас и другие общественные деятели. В Индии опубликованы десятки статей о советских фильмах, изданы специальные кп-нокаталоги. Общее количество зрителей, просмотревших фнльмы о В. И. Ленине только в эти дни, превысило полмпл-лпона человек.

Показ ленинских кинокартин в капиталистических странах был связан со многими трудностями. Американские киномо-нополпп держат в своих цепких руках не только кинотеатры США, но и многие кинотеатры европейских стран. Они навод-пплп экран фпльмамп, пропагандирующими культ силы, прославляющими буржуазный образ жизни, принижающими человека. Мутные волны эротизма, насплия, человеконенавистничества катятся по коммерческим экранам Запада. Нередки пря

мые идеологические диверсии, когда на экранах появляются антисоветские и антисоциалистические фильмы.

В этих условиях показ советских фильмов, несущих идеалы свободы, социальной справедливости, гуманизма, весьма затруднен. Однако зрители этих стран смогли увидеть фильмы о В. И. Ленине на просмотрах, проводимых общественными организациями, а также по телевидению.

В Австрии, например, кроме показа ленинских кинокартин по линии Австро-советского общества дружбы сотни тысяч австрийцев смогли посмотреть по телевидению фильмы «Броненосец «Потемкин» и «Шестое июля».

Важным мероприятием был ретроспективный показ документальных кинофильмов о В. И. Ленине, который был проведен Австрийским киномузеем.

В апреле по бельгийскому телевидению транслировался кинофильм «Сердце матери» и ряд фрагментов из кинокартин «В. И. Ленин» и «Страницы великой жизни».

По голландскому телевидению транслировалась программа, посвященная 100-летию со дня рождения В. И. Ленина на основе материалов из картин «Живой Ленин», «Три весны Ленина», «Ленин. Страницы биографии», «Один день из бессмертия». После программы был показан фильм «Октябрь».

Общество дружбы «Дания—СССР» провело тематический показ ленинских фильмов. Перед зрителями выступали общественные деятели, в частности известный художник X. Бидструп.

Организации Итальянской компартии провели в Италии широкий показ документальных лент «Живой Ленин» и «Три песни о Ленине».

Разносторонняя работа по демонстрации фильмов о В. И. Ленине осуществлена в Финляндии с помощью Общества «Финляндия—СССР», а также в кинотеатре «Капитоль». В этом кинотеатре был проведен показ историко-революционных фильмов для студентов.

По финскому телевидению транслировались фильмы «Ленин в Польше» и «Во главе государства Советов». В общей сложности показы ленинских фильмов при содействии прогрессивных организаций состоялись в двадцати шести городах.

В письме в Госфпльмофонд СССР один из руководителей Финского киноархива Петер фон Бага, в частности, писал: «Прежде всего я хотел бы выразить наше глубочайшее восхищение Лениным и отдать ему дань уважения как величайшей личности века. Эти чувства — смею вас заверить — испытывает молодое и подрастающее поколение Финляндии». Далее он сообщил, что кинофильмы о В. И. Ленине просмотрело более четырнадцати тысяч человек.

По телевидению Франции был показан фильм «Ленин в 1918 году». В ряде городов шли другие ленинские фильмы.

Определяя значение фильмов о Ленине, Жак Дюкло писал: «Образ Ленина близок и дорог каждому из нас. Глубокое волнение и огромную радость испытываешь, когда видишь на экране Ленина-революционера, Ленина-мыслителя, Ленина — человечнейшего из людей, Ленина во главе народных масс. Вот почему я благодарен советским кинематографистам разных поколений, отдавшим и отдающим свой талант благородной задаче воссоздания образа Ленина для тех, кто не видел его живым. В этих фильмах меня поражает отсутствие позы, отказ от монументальности. Ленин, по-видимому,— один из немногих великих людей, которого кино сумело показать глубоко человечным. Показывая Ленина близким нам, почти родным, советские кинематографисты в то же время подчеркивают всю исключительность «самого живого из живых». В этом, на мой взгляд, и состоит великая заслуга таких фильмов...»

Шествие ленинских фильмов по странам мира продолжается.

Нет, не просто советским фильмам пробиваться на зарубежный экран. Тысячи преград возникают на их пути, но тогда, когда они проникают к зарубежному зрителю, эти фильмы несут ему правду о нашей стране и нашем человеке, строителе нового мира, мира будущего — будущего всей земли.

1967—1971

СОДЕРЖАНИЕ

Экран и идеологическая борьба 4

Новые

времена

Неореализм

сегодня

Московский

международный

Путешествие в Мексику 147

Черты

кинопроцесса

Прикосновение к великому 190

Спор

продолжается

На экранах

мира

Владимир Евтихианович Баскаков

«ЭКРАН И ВРЕМЯ»

Редактор Л. А. Ильина. Художник Е. Е. Муханова. Художественный редактор Г. К. Александров. Технический редактор Г. П. Давидок. Корректор В. П. Акулинина. Сдано в набор 7/II 1973 г. Подписано к печати 23/1 1974 г. А03631. Формат бумаги 84X108732. Бумага типографская № 1 и мелованная для иллюстраций. Уел. печ. л. 15,12. Уч.-изд. л. 16,884. Изд. JSft 15965. Тираж 25 000 экз. Заказ ЛЪ 61. Цена 1 р. 51 коп. Издательство «Искусство», Москва К-51, Цветной бульвар 25. Тульская типография «Союзполиграфпрома» при Государственном комитете Совета Министров СССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли, г. Тула, проспект им. В. И. Ленина, 109.



Экран и время, Баскаков В.Е., 1974



смотреть Курьер фильм онлайн
смотреть Небеса обетованные фильм онлайн
смотреть Суета сует фильм онлайн