Эпидемиология, Беляков В.Д., Яфаев P.X., 1989
МЕЖДУНАРОДНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ИНФЕКЦИОННЫХ И ПАРАЗИТАРНЫХ БОЛЕЗНЕЙ

МЕЖДУНАРОДНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ИНФЕКЦИОННЫХ И ПАРАЗИТАРНЫХ БОЛЕЗНЕЙ

В руководстве по Международной статистической классификации болезней, травм и причин смерти, принятой в СССР с 1965 г., выделен первый класс -ч- «инфекционные и паразитарные болезни». В класс инфекционных

и паразитарных болезней включены лишь те, которые обычно относят к «заразным», «трансмиссивным» (передающимся). В результате многие инфекционные болезни разбросаны по всем классам классификации.

Последовательность расположения групп инфекционных и паразитарных болезней внутри первого класса основана на принадлежности возбудителей болезни к определенной таксономической группе (бактериальные, вирусные, риккетсиозные, спирохетозные инфекции, микозы, гельминтозы). Однако принятый принцип в этой классификации не везде выдержан (в отдельных случаях учитываются клинический и экологический признаки).

ДРУГИЕ ПОДХОДЫ К КЛАССИФИКАЦИИ ИНФЕКЦИОННЫХ БОЛЕЗНЕЙ

Для отдельных конкретных практических целей правомерно использование наиболее удобной для каждого случая группировки болезней. Так, для эпидемиологических целей удобна предложенная Э. Н. Шляховым классификация зоонозов на основе приуроченности хозяев паразита к группам животных, по разному связанных с человеком: 1) зоонозы сельскохозяйственных и домашних животных, 2) зоонозы синантропных грызунов, 3) зоонозы диких животных. Группировка болезней на основе принадлежности возбудителей к роду и даже семейству — довольно частое явление в науках, изучающих инфекционную патологию. В этом случае в одну группу болезней, объединенных на основе филогенетической близости вызывающих эти болезни возбудителей, нередко включаются болезни из разных экологических групп (чтение схемы 2 не сверху вниз, а снизу вверх). Такой исходный филогенетический подход часто применяют при описании риккетсиозов, иерсиниозов, заболеваний, вызываемых псевдомонадами, вирусами оспенной группы и др.

Классификационные трудности определяются еще и тем, что при любом подходе к группировке биологических явлений и объектов непременно обнаруживаются промежуточные формы жизни, обусловленные эволюцией органического мира.

ЭВОЛЮЦИЯ ВОЗБУДИТЕЛЕЙ ИНФЕКЦИОННЫХ БОЛЕЗНЕЙ

Понятие биологической эволюции связано с понятием исторического развития органического мира. Макроэволюция — это весь процесс исторического развития, получившего отражение в современной филогенетической классификации живых существ. Микроэволюция — это происхождение биологических видов, сопровождающееся формированием нового видового генофонда. Элементарной ячейкой эволюции являются популяции, а движущей силой — направленный, дизруптивный и стабилизирующий отбор. Возбудители инфекционных болезней сформировались в процессе филогенетической (дивергентной) и экологической (конвергентной) эволюции. Эпидемиология изучает жизнь эволюционно сформировавшихся видов возбудителей инфекционных болезней, характеризующихся изменчивостью в пределах популяционного генофонда. Этот тип изменчивости в отличие от эволюционного является адаптационным.

Состав возбудителей инфекционных болезней человека отражает эволюцию надвидовых таксонов (макроэволюцию) свободноживущих организмов, с которыми филогенетически связаны соответствующие паразиты. Возможная экологическая эволюция паразитических видов прокариотов, эукариотов и возбудителей антропонозов показана на схеме 3.

Для возбудителей инфекционных болезней человека с внечеловеческим резервуаром 'эволюционно приобретенной является способность к широкому диапазону метаболических возможностей в пределах границ, отражающих

Схема 3. Возможное эволюционное развитие паразитических видов прокариотов, эукариотов и возбудителей антропонозов

этапы становления паразитизма: а) случайный паразитизм, б) факультативный паразитизм, в) облигатный паразитизм. Возбудители антропонозов — узкоспециализированные организмы. Следовательно, их эволюция шла в направлении специализации. Возбудители инфекционных болезней человека с внечеловеческим резервуаром явились, очевидно, основным источником формирования возбудителей антропонозов.

Встречающиеся в литературе понятия эволюции патогенности в направлении сапрофитизации (в действительности предполагаются потери вирулентных' свойств), а также эволюции инфекционных болезней в направлении облегчения клинического течения являются некорректными. В этих случаях речь идет об адаптационной изменчивости возбудителей инфекционных болезней, поскольку не происходит нового видообразования.

Вопросы для самостоятельной работы

1.    Изучите табл. 14. Приведите дополнительные примеры несоответствия номенклатурных рубрик классификации болезней принципу выведения нозологической самостоятельности инфекционных болезней из видовой специфики возбудителей.

2.    Вспомните из курса микробиологии видовые признаки микроорганизмов и методы их оценки.

Какое, по Вашему мнению, видовое свойство микроорганизмов характеризует эпидемиология (эпизоотология) болезни?

3.    Прокомментируйте содержание табл.. 15 с точки зрения филогенетической классификации возбудителей инфекционных (паразитарных) болезней.

4.    Сформулируйте определение общебиологического понятия «паразитизма» и медицинского по

нятия «паразитарные болезни». Объясните причину несоответствия.

5.    Изучите табл. 16 и схему 2. Ответьте на следующие вопросы:

а) какие экологические признаки возбудителей положены в основу подразделения инфекционных (паразитарных) болезней в первом горизонтальном ряду классификации? б) то же во втором горизонтальном ряду классификации? в) приведите примеры болезней, которые прочитываются снизу вверх, т. е. исходно по признаку филогенетической близости возбудителей.

6.    Оцените преимущества и недостатки группировки болезней первого класса Международной классификации болезней и классификации, приведенной на схеме 2.

7.    Дайте оценку использования термина «эволюция» применительно к возбудителям инфекционных болезней и самим болезням, а также таким явлениям, как паразитизм и патогенность.

8.    Пользуясь материалами схемы 3, сформулируйте соображения об эволюционном становлении

паразитизма.

Г лава 4
ПРИЧИНА И УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ЭПИДЕМИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

РАЗДЕЛЫ УЧЕНИЯ ОБ ЭПИДЕМИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ

Учение об эпидемическом процессе включает три раздела, которые показаны на схеме 4.

В первом разделе вскрывается сущность эпидемического процесса, т. е. внутренняя причина его развития, а также условия, в которых протекает действие причины. Систематизация материалов этого раздела позволяет ответить в общих формулировках на вопрос, почему развивается эпидемический процесс. В клинической медицине, где на организменном уровне изучается патологический процесс, аналогичный раздел его изучения называется этиологией.

Во втором разделе учения об эпидемическом процессе излагается механизм его развития. Здесь формируется ответ на вопрос, как развивается эпидемический процесс. На организменном уровне изучения патологического процесса аналогичный раздел в клинической медицине называется патогенезом.

В третьем разделе изучаются проявления эпидемического процесса, т. е. систематизируются материалы, иллюстрирующие, как проявляется эпидемический процесс, каковы его признаки. Раздел клинической медицины, изучающий признаки патологического процесса, называется семиотикой.

При обучении отдельное рассмотрение разделов целостного учения неизбежно. Однако необходимо учитывать их органическую взаимосвязь. На схеме эта взаимосвязь частично отражена стрелками. Эпидемический процесс проявляется лишь при наличии условий, определяющих действие причины. При достаточной изученности проблемы возможЦо прогнозирование проявлений эпидемического процесса в определенных условиях. В то же время на основании цифровых материалов, характеризующих проявления эпидемического

Схема 4. Основные разделы учения об эпидемическом процессе и их взаимосвязь

процесса, и известных данных о механизме его развития можно путем анализа и сопоставления выявить конкретные условия, определяющие действие причины.