Эпидемиология, Беляков В.Д., Яфаев P.X., 1989
ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА

Часть III

ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА

Целью обучения по данному разделу является усвоение методических основ эпидемиологии.

Студент должен знать:

—    определение, основные понятия и разделы эпидемиологической диагностики ;

—    информационную базу эпидемиологической диагностики;

—    методы оценки уровня и структуры заболеваемости населения по группам и нозологическим формам болезней;

—    направления ретроспективного эпидемиологического анализа и содержание основных его разделов;

—    направления оперативного эпидемиологического анализа и содержание основных его разделов.

Студент должен уметь:

—    проводить ретроспективный эпидемиологический анализ;

—    проводить обследование эпидемических очагов в системе оперативного эпидемиологического анализа.

Г лава 8

ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА - МЕТОДИЧЕСКАЯ

ОСНОВА ПРОТИВОЭПИДЕМИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

ПАРАЛЛЕЛИ КЛИНИЧЕСКОЙ И ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ

Определение понятий. В клинической медицине хорошо известны обобщенные правила, выраженные в следующих двух формулировках: 1) только правильно распознав болезнь, можно успешно лечить больного; 2) лечить нужно не болезнь, а больного.

Эти обобщенные правила в течение длительного времени не распространялись на профилактическую медицину. Между тем, только правильно раз-познав заболеваемость, можно успешно осуществлять профилактику. Верно и то, что предупреждать нужно не вообще заболеваемость, а конкретную заболеваемость среди конкретного населения. Распознавание болезни и состояния больного называют клинической диагностикой. Соответственно распознавание заболеваемости и эпидемиологического состояния населения правомерно, определить как эпидемиологическую диагностику. Именно в этом смысле эпидемиология представляет собой диагностическую дисциплину профилактического здравоохранения.

Термин «эпидемиологическая диагностика» в учебную литературу был впервые включен в 1976 г. (В. Д. Беляков. Военная эпидемиология. Учебник для слушателей Военно-медицинской академии и военных врачей. Л., 1976), а в программу обучения студентов медицинских институ-

Таблица 29. Параллели клинической и эпидемиологической диагностики

Признак

Клиническая диагностика

Эпидемиологическая диагностика

Определение

Распознавание болезни и состояния больного на основе клинических методов исследования и научных данных о причине, уело? виях и механизме возникновения и развития болезней

Распознавание проявлений заболеваемости и эпидемиологического состояния населения на основе эпидемиологических методов исследования и научных данных о причине, условиях и механизме возникновения и распространения заболеваний

Семиотика

Симптомы болезни и их распределение по характеру, локализации и времени

Распределение заболеваемости и (или) других показателей, характеризующих здоровье населения (смертности, инвалидности, потери трудоспособности и т. д.), по территории, среди различных групп населения и отдельных коллективов, а также во времени

Диагностическая

техника

Опрос, осмотр, клиническое обследование, инструментальные и лабораторные исследования больного

Сбор, статистическая сводка и группировка информационного материала, характеризующего эпидемиологическое состояние населения; эпидемиологическое обследование единичных и групповых заболеваний; опрос и лабораторное обследование больных и здоровых; осмотр и лабораторное обследование объектов внешней среды

Диагностическое

мышление

Клиническое (на организменном и суборганизменном уровнях)

Эпидемиологическое (на надорганизменных — популяционном и биоценотическом — уровнях)

тов — лишь в 1986 г. (Программа по эпидемиологии для студентов V и VI курсов санитарно-гигиенического факультетов медицинских институтов. М., 1986). В настоящее время этот термин широко используется в практике работы эпидемиологов СЭС по профилактике инфекционной заболеваемости. Начинается использование основных положений эпидемиологической диагностики в практической деятельности специалистов, осуществляющих профилактику и неинфекционных заболеваний. Однако, как уже отмечалось в первой главе, система профилактики неинфекционных заболеваний организационно пока не оформлена. Поэтому ниже основные положения эпидемиологической диагностики рассматриваются применительно к распознаванию инфекционной заболеваемости (состояния и тенденций развития эпидемического процесса).

Принципиальные отличия эпидемиологической диагностики от клинической определяются разницей уровня распознаваемых явлений. Болезнь развивается на организменном и суборганизменных уровнях, а заболеваемость — на надорганизменных уровнях (популяционном и биоценотическом). Соответственно клиническая диагностика проводится на основе клинических методов исследования и научных данных о причине, условиях и механизме возникновения и развития болезней, а эпидемиологическая диагностика — на основе эпидемиологических методов исследования и научных данных о причине, условиях и механизме возникновения и распространения заболеваний.

Разделы клинической и эпидемиологической диагностики. В клинической диагностике выделяют семиотику, диагностическую технику и диагностическое мышление (табл. 29). В эпидемиологической диагностике термин «семиотика» не используется. Признаками заболеваемости являются особенности ее распределения по территории,, среди различных групп населения и во времени.

Исходными данными эпидемиологической диагностики являются изложенные в предыдущей главе проявления эпидемического процесса. Они имеют такое же диагностическое, значение в эпидемиологии, как симптомы болезни в клинике. Симптомы болезни в клинике выявляются путем опроса больного и получения объективных данных. Методы сбора эпидемиологической информации также основаны на получении субъективных (путем опроса больных и здоровых) и объективных материалов.

Принципиальное отличие признаков, характеризующих болезнь-и заболеваемость, предопределяет различие диагностической техники, используемой в клинической и эпидемиологической диагностике.

Диагностическое мышление в клинике — это цепь логических построений, обеспечивающая выдвижение,- проверку и доказательство гипотез относительно нозологической формы болезни и состояния больного.

Диагностическое мышление в эпидемиологии — это цепь логических построений, обеспечивающая выявление проблем профилактики и выдвижение, проверку и доказательство гипотез относительно условий и механизма развития заболеваемости (эпидемического процесса) при известной нозологической форме болезни, а иногда и в интересах ее распознавания. Эпидемиолого-диагностическое мышление основывается на совокупности объективных и субъективных данных, характеризующих конкретные проявления заболеваемости (эпидемического процесса).