Эпидемиология, Беляков В.Д., Яфаев P.X., 1989
ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭВМ В РЕТРОСПЕКТИВНОМ И ОПЕРАТИВНОМ ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОМ АНАЛИЗЕ

ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭВМ В РЕТРОСПЕКТИВНОМ И ОПЕРАТИВНОМ ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОМ АНАЛИЗЕ

В настоящее время потенциальные возможности ретроспективного эпидемиологического анализа ограничены тем, что при ручной обработке данных, даже с применением микрокалькулятора, затраты времени довольно велики. На следующем этапе, когда требуется обобщить большое количество данных, сравнить уровни заболеваемости и ее динамику на разных территориях, в различных социально-возрастных группах и коллективах, временные затраты возрастают еще больше. Ограничен^ также возможность применения сложных расчетных методов, так как они требуют специальной математической подготовки. Много сил и времени отнимает ручное построение таблиц, диаграмм, графиков.

Использование ЭВМ позволяет значительно повысить качество и оперативность эпидемиолого-диагностической деятельности за счет как автоматизации сбора и передачи данных, так и их обработки с помощью ЭВМ, позволяющих существенно расширить спектр математических методов. Значительно облегчает работу возможность представления выходных данных в наглядной, удобной для анализа, унифицированной форме. Например, на рис. 49 изображена полученная на ЭВМ картограмма распределения заболеваемости по районам города с их разбивкой на три группы: 1) с заболеваемостью, не отличающейся от среднегородской; 2) достоверно ниже среднегородской и 3) достоверно выше среднегородской. При анализе данных, представленных в виде таблиц, эту закономерность распределения заболеваемости выявить гораздо трудней. Затраты времени от введения исходной информации (абсолютное число заболеваний по районам) до получения картограммы составляют 25 — 30 мин. На построение картограммы ручным способом уходит целый рабочий день.

Однако не следует думать, что ЭВМ может заменить врача при проведении ретроспективного эпидемиологического анализа. В основе программ для них должны лежать общие методологические принципы ретроспективного эпидемиологического анализа.

Следует также отметить, что по мере совершенствования технических возможностей и математического обеспечения ЭВМ, широкого внедрения вычислительной техники в практику работы санитарно-эпидемиологической службы и накопления банка эпидемиологически значимых данных характер использования врачом ЭВМ будет меняться. Создание гибких диалоговых .средств общения позволяет на основе накопленной на машйнных носителях и поэтому постоянно доступной информации перейти от режима использования вычислительной техники только для периодического применения определенных программ к непосредственному общению с ЭВМ, при котором возникающие у эпидемиолога гипотезы могут быть оперативно проверены и уточнены. Объединение отдельных ЭВМ в единую сеть позволит каждому пользователю получить, при наличии нужного статуса, оперативный доступ ко всей информации, накопленной в системе санитарно-эпидемиологической службы. И, наконец, создание экспертных систем, т. е. программ,, не только обрабатывающих данные, но и на основе заготовленного перечня действий

в разных типовых ситуациях выдающих рекомендации, позволит проводить более углубленный машинный анализ поступающей информации, включая формирование эпидемиологических гипотез и предложений по проведению противоэпидемических мероприятий. При этом роль эпидемиолога и требования к его теоретической подготовке повысятся, так как любая экспертная система имеет в своей основе принципы, соответствующие современному уровню развития науки, в частности эпидемиологии. Без глубокого знания этих принципов, т. е. причин, условий и механизма развития эпидемического процесса, невозможны разработка адекватной экспертной системы и ее успешная эксплуатация.

Вопросы для самостоятельной работы

1.    Дайте определение ретроспективному эпидемиологическому анализу, перечислите основные его разделы и используемые эпидемиологические методы. Обоснуйте относительную значимость выделения разделов в ретроспективном эпидемиологическом анализе.

2.    Изложите последовательность анализа многолетней динамики заболеваемости совокупного населения. В каких случаях целесообразно анализ календарных лет дополнять анализом на основе эпидемических лет? (используйте материалы рис. 27 и табл. 33, 34).

3.    Изучите рис. 28 — 30 и табл. 35. Изложите содержание рисунков и таблицы. Как, по Вашему мнению, результаты анализа многолетней динамики заболеваемости совокупного населения могут быть использованы в интересах планирования противоэпидемических мероприятий?

4.    Обоснуйте последовательность анализа годовой динамики заболеваемости совокупного населения. Каковы, по Вашему мнению, преимущества и недостатки анализа годовой динамики заболеваемости на основе календарных и эпидемических лет? Дайте определение понятиям «типовые, групповые и индивидуальные кривые годовой динамики».

5.    Какие, по Вашему мнению, выводы можно сформулировать при оценке рис. 31 — 35 и табл. 36 — 39 применительно к задачам анализа годовой динамики заболеваемости совокупного населения? Дополните ответ результатами оценки содержания рис. 14, 22—26. Обоснуйте использование результатов анализа годовой динамики заболеваемости совокупного населения в интересах формулирования гипотез о факторах риска и планирования противоэпидемических мероприятий.

6.    Изложите методику анализа заболеваемости в группах населения, дифференцируемых по типовым, групповым и индивидуальным признакам (применительно к табл. 24). Как проводится анализ заболеваемости в социально-возрастных группах населения? Какие, по Вашему мнению, можно сформулировать выводы при оценке содержания табл. 40 и рис. 36, 37? Дополните ответ результатами оценки содержания табл. 25.

7.    Обоснуйте целесообразность анализа многолетней динамики заболеваемости в социальновозрастных группах населения? Изучите табл. 41 и 42 и рис. 38. Сформулируйте объясняющие их содержание гипотезы.

8.    Обоснуйте целесообразность анализа годовой динамики заболеваемости в социально-возрастных группах населения. Изучите рис. 39 — 42 и табл. 43. Сформулируйте объясняющие их содержание гипотезы.

9.    Изложите содержание анализа заболеваемости в отдельных коллективах. Каковы особенности анализа заболеваемости в дошкольных коллективах и школах?

10.    Перечислите основные положения, которые должны быть включены в выводы из результатов ретроспективного эпидемиологического анализа. Какие направления анализа в дополнение к первым его разделам могут способствовать обоснованию выводов?

11.    Дайте определение и назовите основные разделы оперативного эпидемиологического анализа. Определите значение и место информации о результатах лабораторных исследований в оперативном эпидемиологическом анализе.

12.    Определите место и роль эпидемиологического обследования очагов в оперативном эпидемиологическом анализе и всей системе эпидемиолого-диагностической деятельности профильных специалистов. Как Вы понимаете выражения: «внутреннее становление эпидемического очага» и «формирование эпидемического очага за счет внешних источников»?

13.    Изложите ориентировочную последовательность действий при обследовании эпидемического очага с единичным заболеванием и вспышки (эпидемии).

14.    Какими Вы видите перспективы использования ЭВМ в ретроспективном и оперативном эпидемиологическом анализе?

Литература

Методы статистической обработки цифровых материалов и порядок информационного обеспечения эпидемиологической диагностики можно найти в следующих изданиях:

1.    Биологическая и медицинская кибернетика: Справочник.—Киев: Наукова думка, 1986.

2.    Буштуева К. А., Случанко М. С. Методы и критерии оценки состояния здоровья населения в связи с загрязнением окружающей среды.—М.: Медицина, 1979.

3.    Дегтярев А. А. Основы эпидемиологического анализа. Изд-во Воен.-мед. акад., 1982.

4.    Михок Г., Урсяеу В. Выборочный метод и статистическое оценивание. — М.: Финансы и статистика, 1982.

5.    Случанко И. С., Церковный Г. Ф. Статистическая информация в управлении учреждениями здравоохранения.—М.: Медицина, 1983.

6.    Современный эпидемиологический анализ / Под ред. И. Л. Шаханиной. — М.: ВНИИМИ, 1987.

7.    Тьюки Дж. Анализ результатов наблюдений: Пер. с англ.—М.: Мир, 1981.

Часть IV

ПРОТИВОЭПИДЕМИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ

Целью4 обучения по данному разделу является усвоение практических основ эпидемиологии.

Студент должен знать:

—    основные группы противоэпидемических мероприятий и обоснование подходов к их выделению;

—    основные критерии оценки качества противоэпидемических средств и мероприятий;

—    методы оценки потенциальной и фактической эффективности противоэпидемических мероприятий;

—    принципы практического использования противоэпидемических мероприятий.

Студент должен уметь:

—    обосновывать назначение мероприятий в различных условиях эпидемической обстановки;

—    оценивать фактическую эффективность противоэпидемических мероприятий.