Эпидемиология, Беляков В.Д., Яфаев P.X., 1989
ПЛАНИРОВАНИЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ

Планирование — главное звено в управлении, поэтому оптимизация управления в системе противоэпидемической защиты населения неразрывно связана с его совершенствованием.

Виды планов. В табл. 50 представлен перечень типовых планов, рекомендуемых для первого уровня управления. Помимо этого, составляются частные планы по решению тех или иных проблем (планы мероприятий по ликвида-

Таблица 50. Виды планов, составляемых эпидемиологическим отделом и профильными эпидемиологами районной СЭС

Наименование плана


Периодичность составления

5 лет, 1 год 5 лет, 1 год

В зависимости от потребности выполнения планируемых работ 3 мае 3 мес 1 мес


1.    Комплексный проблемно-тематический план органа управления

2.    Проблемно-тематические планы профильных эпидемиологов

3.    Программно-целевые планы (на основе специально принятого решения)

4.    Функционально-отраслевой план эпидемиологического отдела

5.    Функционально-отраслевые планы профильных эпидемиологов

6.    Планы-графики специалистов (руководителей) 7 8

— задачи по достижению цели, включающие наиболее крупные разделы работ;

2) конкретные планируемые мероприятия с указанием сроков их исполнения и исполнителей.

Управленческая цель в отношении конкретной нозологической формы болезни формулируется с учетом генеральной цели системы (предупреждение инфекционных заболеваний среди отдёльных групп населения, снижение инфекционной заболеваемости совокупного населения и ликвидация отдельных инфекций), ее уточнения в инструктивно-методическйх материалах М3 СССР по нозологическим формам болезней и выводов из оценки обстановки, которые профильный эпидемиолог формулирует в ходе ретроспективного эпидемиологического анализа.

Функционально-отраслевое планирование. Функционально-отраслевое планирование включает следующие взаимосвязанные этапы работы:

1.    Изучение и усвоение управленческих задач и целей, сути управленческого решения и перечня мероприятий по его выполнению, содержащихся в проблемно-тематическом плане.

2.    Определение места учреждения, подразделения и отдельного специалиста в совокупном проведении мероприятий по реализации управленческого решения.

3.    Конкретизация мероприятий, возложенных проблемно-тематическим планом для реализации отдельными учреждениями, подразделениями и специалистами.

4.    Установление сроков исполнения конкретных мероприятий, кадровое и материальное обеспечение их выполнения.

5.    Оформление функционально-отраслевых планов подразделений и отдельных специалистов, в совокупности обеспечивающих выполнение проблемно-тематического плана.

Функционально-отраслевое планирование призвано обеспечить календарное планирование конкретных видов деятельности учреждений, подразделений, должностных лиц в соответствии с их функциональным предназначением в решении задач и достижении целей, сформулированных в проблемно-тематических планах.

Программно-целевое планирование. Этот вид планирования используется при решении крупных проблем, когда требуется согласованная деятельность предприятий, учреждений, организаций, подчиненных различным министерствам, ведомствам, органам власти соответствующих территорий, исходя из структуры существующего аппарата и процедуры управления.

В отличие от проблемно-тематического для осуществления программноцелевого планирования, как правило, требуется организация рабочей группы специалистов из разных ведомств. Для реализации программы выделяются ресурсы и средства, а также привлекаются силы научных и практических учреждений. Рабочая группа по подготовке программы после ее утверждения функционирует как орган управления реализации программы.

Программно-целевое планирование открывает дополнительные перспективы сближения науки и практики, обеспечивая сквозное планирование от творческого замысла до внедрения.

Достоинством целевых программ является взаимосвязь между тремя аспектами управления: целевым, ресурсным и организационным. При этом требуется поиск новых форм работы, особенно на этапе составления и согласования программ, а в ряде случаев — их реализации.

К объективным предпосылкам, определяющим целесообразность программно-целевого планирования в управлении системой противоэпидемической защиты населения, относятся следующие:

1.    Чрезвычайная важность выбора и обоснования первоочередных проблем противоэпидемической защиты населения и необходимость согласования их с общегосударственными мероприятиями.

2.    Необходимость участия в реализации некоторых крупных проблем противоэпидемической защиты населения многих отраслей народного хозяйства, министерств, ведомств и организаций. В связи с этим возникает потребность в определении роли и места отдельных министерств и ведомств в решении этих проблем и в выделении для них соответствующих ресурсов. Решение проблемы кишечных инфекций, например, в зависимости от конкретных условий может быть сопряжено с рационализацией водоснабжения, сбора, удаления и обеззараживания отходов и нечистот или с технологическим и организационным усовершенствованием сбора, обработки и реализации молока и молочных продуктов.

3.    Потребность в согласовании деятельности подразделений органов управления здравоохранением и подчиненных им учреждений при решении отдельных проблем противоэпидемической защиты населения. Эта особенность современного этапа решения ряда проблем противоэпидемической защиты населения характерна для стрептоккоковой инфекции.