Эпидемиология, Беляков В.Д., Яфаев P.X., 1989
СТРУКТУРА ЭПИДЕМИОЛОГИИ КАК НАУКИ ОБ ЭПИДЕМИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ

СТРУКТУРА ЭПИДЕМИОЛОГИИ КАК НАУКИ ОБ ЭПИДЕМИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ

В логической последовательности изложения материала очередной раздел, как и предыдущий, казалось бы, следовало посвятить теоретической концепции эпидемиологии как науки об эпидемическом процессе. Однако правильнее начинать изложение любой науки как учебной дисциплины (системы знаний) с ее структуры, т. е. взаимосвязанных разделов, составляющих эту систему. В отношении эпидемиологии как общемедицинской науки этого нельзя пока сделать, поскольку такая структура (сформировавшаяся система знаний) еще не сложилась. Структуру эпидемиологии как науки об эпидемическом процессе следует рассматривать дифференцированно: применительно к структуре эпидемиологических подразделений санитарно-

профилактических учреждений и применительно к эпидемиологии как учебной дисциплине.

К санитарно-профилактическим учреждениям относятся санитарно-эпидемиологические станции (СЭС), противочумные учреждения, отдельные дезинфекционные станции крупных городов, а также карантинные и санитарно-контрольные пункты. Основным санитарно-профилактическим учреждением является СЭС. Структура СЭС (схема 1) состоит из подразделений двух относительно равноценных, частей: гигиенической и эпидемиологической. В этом находит отражение структура эпидемиологических дисциплин, соответствующая структуре эпидемиологических подразделений санитарнопрофилактических учреждений.

Структура эпидемиологии как учебной дисциплины включает общую и частную эпидемиологию с подразделами, составляющими содержание учебника.

Вопросы для самостоятельной работы

1.    Изучите определения эпидемиологии как общемедицинской науки и как науки об эпидемическом процессе. Оцените на основе этих определений понятия: «инфекционная эпидемиология» и «неинфекционная эпидемиология».

2.    Обозначьте одну из вертикальных линий на рис. 1 как проблему инфекционной патологии. Перечислите медицинские науки, которые решают эту проблему на разных уровнях организации жизни, укажите их место на пересечении с горизонтальными плоскостями. Обозначьте на рисунке место эпидемиологии как общемедицинекой науки.

3.    Проанализируйте таблицу 1, отражающую основные этапы развития эпидемиологии. Укажите

признаки, характеризующие развитие эпидемиологии как общемедицинской науки и как науки об эпидемическом процессе. Назовите ученых, представлявших эпидемиологию в отдельные периоды, выделенные в таблице.

4.    Укажите специфические особенности советских эпидемиологических школ Л. В. Громашевско-

го, В. А. Башенина и Е. Н. Павловского, а также современного периода.

5.    Изучите теоретическую концепцию эпидемиологии как общемедицинской науки. Как Вы понимаете выражение: «разнообразные по характеру и силе этиологические факторы» и «неоднородная по признаку предрасположенности к болезням популяция людей». Дайте определение понятию «факторы риска».

6.    Изучите по схеме 1 принципиальную структуру санитарно-эпидемиологических станций (СЭС). Оцените отражение этой структуры на структуре подготовки врача-гигиениста, эпидемиолога.

7.    Проведите аналогию между разделами общей эпидемиологии и соответствующими общими разделами клинической медицины.

Глава 2

ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ

V ОПРЕДЕЛЕНИЕ И СТРУКТУРА

ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО МЕТОДА ИССЛЕДОВАНИЯ

На основе преимущественного уровня исследования и соответствующего ему преимущественного метода исследования хотя и условно, но с достаточной отчетливостью выделяются три подхода к решению медицинских проблем (табл. 2).

Эти три подхода нашли отражение в относительной самостоятельности теоретической, клинической и профилактической медицины. В каждом из выделенных разделов медицины превалирует свой уровень и метод исследования. Теоретическая медицина формировалась, преимущественно опираясь на результаты эксперимента. Экспериментальный метод исторически разрабатывался в лабораториях. Основой профилактической медицины является эпиде-

Раздел медицины

Преимущественный метод исследования

Преимущественный уровень исследования

Теоретический Клинический П рофилактический

Экспериментальный

Клинический

Эпидемиологический

Суборганизменный (лаборатория) Организменный (клиника) Надорганизменный (население)


миологический метод, который реализуется среди населения, коллективов и групп людей. Все эти три метода в значительной степени взаимодействуют между собой, а каждый из них — с методами других наук.

Некоторые из используемых в эпидемиологии методических приемов разработаны эпидемиологами, другие заимствованы из статистики, социологии, географии, клинической медицины, гигиены, микробиологии и иных дисциплин. Интегрирует же всю эту совокупность методических приемов цель исследования.

Эпидемиологический метод — это совокупность методических приемов, основанная на анализе особенностей распределения заболеваний в пространстве и времени и предназначенная для выявления проблем профилактики, причин, условий (факторов риска) и механизмов формирования заболеваемости с целью обоснования мероприятий по профилактике заболеваний и оценке их эффективности. Применение эпидемиологического метода в практическом здравоохранении называют эпидемиологической диагностикой.

Интерпретация результатов научных и практических эпидемиологических исследований осуществляется на основе теоретической концепции эпидемиологии как общемедицинской науки, а также частных теорий применительно к конкретным группам патологии. Поэтому можно говорить об общей структуре эпидемиологического метода исследования и ее уточнении в зависимости от сферы приложения. В эпидемиологии как науке об эпидемическом процессе это уточнение производится на основе теоретических обобщений в учении об эпидемическом процессе.

Структура эпидемиологического метода включает разделы методических приемов в той логической последовательности, которая обеспечивает достижение цели исследования (табл. 3).

Таблица 3. Структура эпидемиологического метода исследования

Цель исследования


Методические приемы

Дескриптивные (описа- Определение проблем медицины и профилактики по нозологическим тельно-оценочные)    формам болезней, а в отношении отдельных болезней — по террито

риям, группам населения и времени; формулирование гипотез о факторах, риска

Аналитические

Экспериментальные


Оценка гипотез о факторах ириска; определение направлений профилактики в соответствии с факторами риска Доказательство гипотез;

количественная оценка эффективности средств и методов профилактики;

построение и оценка новых научных гипотез

моде-


Математическое

лирование


Прогнозирование