Эпидемиология, Беляков В.Д., Яфаев P.X., 1989
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ

(ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЭПИДЕМИОЛОГИЯ)

Эксперимент в отличие от наблюдения предполагает искусственное воспроизведение явления (его частей) или искусственное вмешательство в естественный ход процесса. Под экспериментом в эпидемиологии понимается искусственное вмешательство в процесс путем устранения гипотетически подозреваемых факторов, вызывающих болезни. В естественных условиях сама жизнь определяет, кто подвергается воздействию фактора, а кто нет. Задача исследователя состоит в том, чтобы увидеть различие по признаку воздей-

Вариант

Основное содержание

Цель

Контролируемый эпидемиологический эксперимент

Когортное эпидемиологическое исследование, в котором исследователь формирует группы наблюдения, различающиеся по действию исследуемого фактора и равноценные по всем другим признакам

Доказательство причинно-следственных связей

Обоснование и количественная оценка потенциальной эффективности противоэпидемического средства (мероприятия)

Неконтролируемый эпидемиологический эксперимент

Вмешательство в естественный ход развития эпидемического процесса проведением мероприятий и оценка результата в когортном исследовании-наблюдении

Оценка эффективности противоэпидемического мероприятия и достоверности причинно-следственных связей

«Естественный»

эксперимент

Независимые от исследователя воздействия на относительно изолированную группу Людей, ' следствием которых является необычно высокая заболеваемость или устранение заболеваемости

Формулирование и проверка гипотез о причинах и условиях заболеваемости (факторах риска)

«Физическое» моделирование эпидемического процесса

Замещение возбудителя (реж$ людей) в естественных условиях развития эпидемического процесса

Формулирование и проверка гипотез о механизме развития эпидемического процесса

Экспериментальная эпизоотология

Искусственное воспроизведение эпизоотий в лабораторных условиях в вариантах по воле исследователя

Формулирование и проверка гипотез путем экстраполяции результатов на эпидемический процесс

ствия и сравнить результат. При экспериментальных исследованиях исследователь определяет, кто подвергается воздействию фактора, а кто нет. Он же проверяет результат. Исследования-наблюдения демонстрируют взаимосвязь, а экспериментальные исследования доказывают причинно-следственные связи.

Различные варианты экспериментальных исследований в эпидемиологии приведены в табл. 11.

Контролируемый эксперимент. Гипотетические предположения о причинно-следственном характере связи, устанавливаемые в аналитических эпидемиологических исследованиях, доказываются в контролируемом эксперименте. В этом случае формируются группы, одна из которых подвергается

Таблица 12. Соотношение эксперимента и наблюдения в неконтролируемом эксперименте

Методы

исследования

Конкретные действия

Цель

Эксперимен

тальные

Искусственное вмешательство в естественный ход эпидемического процесса, осуществляемое органами здравоохранения при проведении противоэпидемических мероприятий

Формирование равноценных групп наблюдения, различающихся лишь по использованию (неиспользованию) или качеству проведения противоэпидемического мероприятия, и сравнение показателей заболеваемости в выделенных группах

Оценка гипотез о факторах риска и эффективности противоэпидемических мероприя

Наблюдатель

ные

Выделение в одной и той же группе периодов наблюдения, различающихся по использованию (неиспользованию) или качеству проведения противоэпидемического мероприятия, и сравнение показателей заболеваемости в периоды наблюдения

тий

янб. (ревр. март апр. май июнь июль абг. сент. недели месяца

Рис..5. Показатели заболеваемости ОРЗ по данным госпитализации среди рекрутов ВМФ США, привитых живой аденовирусной вакциной, в сопоставлении со среднемноголетними данными заболеваемости в допрививочный период.

воздействию профилактического (лечебного) препарата или получает рекомендации (например, не курить) в расчете на нейтрализацию выявленного фактора риска, а другая, равноценная по всем признакам группа, этому воздействию не подвергается. Затем учитывается заболеваемость в той и другой группе. В зависимости от характера оцениваемого фактора риска используется индивидуальная или кустовая выборка.

Итогом контролируемого эпидемиологического эксперимента является не только доказательство гипотезы о факторе риска, но и количественная оценка профилактического действия профилактического средства (мероприятия), т. е. его потенциальной эффективности.

Неконтролируемый эксперимент. Под неконтролируемым экспериментом в эпидемиологии понймают искусственное вмешательство в естественный ход возникновения и распространения заболеваний за счет профилактической деятельности органов здравоохранения. Научная ценность неконтролируемого эксперимента ограничена, поскольку в ходе профилактики не предусматриваются контрольные группы. В связи с этим для получения обоснованных выводов неконтролируемые эксперименты (текущую профилактику) необходимо сочетать с наблюдательными когортными эпидемиологическими исследованиями (табл. 12).

Доказанный результат снижения заболеваемости или предупреждения заболеваний характеризует фактическую эффективность мероприятия. В неконтролируемом эксперименте в сочетании с когортным эпидемиологическим наблюдением оценивается и потенциальная его эффективность, если она не была

ранее определена в контролируемом эпидемиологическом опыте. При этом, как показано в табл. 12, применяются два основных подхода к оценке результатов: 1) анализ уровня, структуры и динамики заболеваемости в разных местах (коллективах), различающихся по применению (неприменению) или по качеству проведения мероприятия; 2) анализ уровня, структуры и динамики заболеваемости в одном и том же месте (коллективе) в разные периоды времени, различающиеся применением (неприменением) или качеством проведения мероприятия. Результаты оценки по второму варианту приведены на рис.

5. Данные рисунка показывают снижение заболеваемости острыми респираторными инфекциями. При расчете заболеваемости только аденовирусной инфекцией показатель эффективности будет выше.

«Естественный эксперимент». Различного рода события, сопровождающиеся массовой заболеваемостью или ее прекращением, могут явиться при целенаправленном их анализе основой для построения новых научных гипотез. Примером могут служить выводы о связи между облучением и лейкемией на основе приводившихся в предыдущей главе данных, собранных после атомного взрыва в Хиросиме и Нагасаки.

«Физическое» моделирование эпидемического процесса. При изучении инфекционной заболеваемости исследователи время от времени находили пути искусственного воспроизведения явлений, имитирующих эпидемический процесс в естественных условиях. Этот вариант эксперимента в эпидемиологии называют физическим моделированием в отличие от математического моделирования.

Так, распространение возбудителей кишечных инфекций изучают, вводя в организм человека кишечную палочку М-17 или бактериофаг. Проводились опыты замещения не только возбудителя, но и восприимчивого организма (при туберкулезе).

Экспериментальная эпизоотология. В течение длительного времени к экспериментальной эпидемиологии относили «опыты в мышиных городках». Суть их состоит в том, что экспериментатор изучает развитие эпизоотического процесса, комбинируя по своему усмотрению соотношение зараженных и незараженных животных, а также условия их взаимодействия. Тем самым представляется возможность проследить судьбу возбудителя при пассаже через восприимчивые и иммунные организмы, понять'условия сохранения возбудителя в межэпизоотический период или выявить другие важные для понимания взаимоотношений популяций паразита и хозяина факты. Перенос их на эпидемический процесс всегда требует осторожности.