Из педагогического опыта ашерслебенской школы

Из педагогического опыта ашерслебенской школы

Здание 3-ей средней политехнической школы в Ашерслебене (округ Халле) внешне малопривлекательно. Оно построено 80 лет назад в стиле, давно отошедшем в прошлое. И тем не менее именно здесь за последние два года появилось множество посетителей. Директор школы Рудольф Тимпе с тяжелым вздохом назвал нам число гостей и практикантов, побывавших за это время в его школе: более трех тысяч... Чем объясняется это нашествие? Любопытством специалистов. За последние годы все классные комнаты ашерслебенской школы переоборудованы в учебные кабинеты. 500 школьников (с первого по десятый класс) учатся по системе специализированных классных помещений, в которых проводятся занятия по определенным предметам.

На практике это означает, что учащиеся больше не изучают всех предметов в одной и той же классной комнате. При смене уроков учитель по другому предмету не появляется больше в классе с соответствующими другими учебными и наглядными пособиями. Наоборот, сами ученики отправляются в другое, психологически и педагогически «подготовленное» для занятия по данному предмету помещение, оборудование которого обеспечивает наиболее активное воздействие урока на учащегося.

Цель системы кабинетов по специальным предметам состоит в том, чтобы посредством более высокой эффективности уроков максимально повысить уровень учебной работы. В Ашерслебене — уже в старом здании, где был так ощутим недостаток в помещениях — положено начало обучению с применением электромеханических учебных машин, которые, например, в кабинете математики, служат для индивидуального контроля над учениками при решении ими различных задач. При этой системе специализированных классных комнат повышается также самостоятельность и личная инициатива детей.

Школьники ежедневно сталкиваются с ценными приборами и оборудованием. Это вырабатывает у них чувство ответственности по отношению к народной собственности.

Одним из педагогических и методических преимуществ опробованной в Ашерслебене системы является заметное снижение потерь учебного времени, так как отпадает целый ряд организационных мероприятий, неизбежных при смене уроков по различным дисциплинам в одной и той же классной комнате. Существенно выше и интенсивность использования учебных специализированных помещений, чем обыкновенных классных комнат (например, лингафонный кабинет для изучения иностранных языков в ашерслебенской школе активно используется 42 часа в неделю).

Совершенно очевидно, что то же самое относится и к использованию учебных пособий. Для школы со средним бюджетом это имеет большое значение, то есть, имеется существенная разница в том, закупаются ли готовальни в расчете на десять классов или только на два. Сэкономленные таким образом средства дают возможность приобрести дополнительно новые современные учебные пособия.

Однако нельзя забывать, что целесообразное оборудование и особая атмосфера этих специализированных помещений сами по себе не могут улучшить успеваемости учащихся. Итоги зависят в первую очередь от того, насколько хорошо преподаватель использует все преимущества этой системы обучения. Педагогическая квалификация учителя является решающим фактором в успешном решении этой задачи. Надо отметить, что в 3-ей политехнической средней школе в Ашерслебене осуществлен принцип специализированного предметного обучения с первого по десятый класс. Ни один учитель в этой школе не преподает более двух предметов. Директор школы Тимпе подчеркивает: «Оптимальное использование всех преимуществ кабинетной сиcтемы.
Во всяком случае, кабинетная система требует строгого соблюдения порядка и пунктуальности. И здесь у нас уже есть положительный опыт. При среднем числе учащихся в классе (36 человек) мы уже теперь установили, что дисциплина нисколько не упала. Сначала мы ввели кабинетную систему только в младших классах. С тех пор прошло два года. Время это, быть может, и коротко для того, чтобы с абсолютной уверенностью считать наш опыт мерилом действенности новой системы. Но мы, бесспорно, уже имеем все основания заявить, что успеваемость учащихся повысилась, число второгодников значительно уменьшилось».

Для полноты картины остается лишь добавить, что преобразование старой 3-й средней школы в Ашерслебене, а также оборудование учебных помещений по отдельным специальным предметам является результатом инициативы как самого директора Тимпе, так и всего преподавательского состава, насчитывающего 20 человек.

То, что на это мероприятие был затрачен минимум государственных средств, является заслугой многих «шефов» — народных предприятий, ремесленных коопераций и других учреждений, сотрудники которых добровольно и бесплатно в свободное от работы время помогали «своей» школе. А их общее дело, считавшееся пока лишь экспериментом, уже с честью выдержало испытание.
Херберт Рудольф