Гигиена супружеской жизни. А. И. Миронов


ЛЮБОВЬ И БРАК

Когда брак заключается на основе сильных взаимных чувств, то проблемы предстоящей интимной жизни не особенно беспокоят большинство любящих супругов: дни уверены, что взаимное влечение, взаимное доверие сами сделают свое доброе дело, полагаются во всем на «мудрость природы:».

Во взаимоотношениях между мужчинами и женщинами имеется немало случаев, когда главными мотивами являются глубокое уважение или благодарность к человеку, а порой и жалость, желание иметь прочную семью, общность интересов, давняя дружба и т. п. В подобных ситуациях обычно имеется духовная близость, но без достаточной чувственной окраски, по крайней мере с одной из сторон.

Как же такие супруги представляют себе интимную жизнь? Они либо сразу отводят ей второстепенную роль, либо надеются, что физическая близость сама по себе вызовет и зарождение чувств.

Если оба супруга действительно уверены в том, что интимная жизнь не имеет существенного значения и не испытывают никакого дискомфорта, их вопрос можно считать разрешенным. Но если один из супругов вынужден подавлять свои желания, чтобы не беспокоить другого, такая ситуация чревата нё всегда приятными последствиями. Это может приводить к разнообразным конфликтам, о которых еще будет сказано.

Что же касается надежд на животворное влияние физической, близости, ,то здесь, как и в случае С любящими супругами, г подразумевается всё та же мудрость «матушки-природы». Действительно ли на эту мудрость можно во всем полагаться?         

Чтобы ответить на такой вопрос, давайте вначале рассмотрим один из важнейших инстинктов Живого Мира, а именно пищевой. Способность ощущать голод присуща человеку с рождения. Уже новорожденный ребенок кричит, когда голоден, и блаженно засыпает, когда насытится. Но существует ли в- человеческом обществе пищевой инстинкт в натуральном виде, каким его создала Природа? Разумеется в процессе развития ребенка этот инстинкт коренным образом преобразуется на основе культурно-исторических традиций и правил.

Например, станет ли голодный человек есть сырое мясо, сырую рыбу? Скорее всего, нет. В представлении большинства людей эти продукты в сыром виде несъедобны, и чувство голода не может преодолеть такой барьер. Или станет ли голодный человек подбирать на улице объедки? Хотя он голоден, но чувство собственного достоинства ему дороже. При наличии полноценной пищи человек не будет хватать все подряду а сервирует каким-то образом стол. разложит все по тарелкам и приступят к* еде, предварительно вымыв руки.

Даже из этих простых примеров видно, что удовлетворение чувства голода у человека не зафиксировано непосредственно на поедании пищи, а опосредовано многочисленными социальными факторами и определенными ритуалами. Жесткая прямая связь «голод—пища— еда» может существовать только у погибающих от голода людей, попавших в чрезвычайные обстоятельства.

Первичный пищевой инстинкт человека настолько глубоко «окультурен», что мы даже не замечаем многих условностей, а считаем их естественными проявлениями. Некоторые люди, например, искренне возмущаются, когда пищу, берут руками, ковыряют сливочное масло вилкой, пьют из чайника. У многих вызывают брезгливое чувство звуки, чавканья или отрыжки. Даже неприятные разговоры за столом могут начисто отбить аппетит. А ведь, казалось бы, еда рукой, вилкой или палочками— традиционная условность, чавканье естественный звук, разговоры же вообще никакого отношения к акту еды не имеют. На самом же деле «животное» чувство голода у человека требует для своего удовлетворения только человеческих, культурных условий.

Говоря обобщенно, каждый человек получает определенное половое воспитание, но это воспитание часто является негласным, ¦ оно не формулируется в виде какой-то системы правил. Более того, попытки подобной формулировки встречают множество препятствий, да и родители зачастую не знают когда и как можно посвятить детей в тонкости интимной жизни взрослых.

В итоге большинство детей задолго до полового созревания уже догадывается о существовании особой «тайны» взрослой жизни. Так называемая уличная информация, наиболее доступная ребенку, указывает прежде всего на «неприличность» этой стороны жизни: половая жизнь и вульгарность перемешиваются Друг с другом. Так изначально тайна сексуального зачисляется в «черный список» неблаговидных поступков Человека. Попробуйте после этого убедить подростка или юношу в том, что половая близость — это порой кульминационный момент духовной и эмоциональной близости людей! Всегда ли он вам поверит?

Человек так уж устроен, что ему нужно всему в жизни учиться.

В реальной жизни люди невольно усваивают многие правила и условности полового поведения. «Мудрость природы», пожалуй, ограничивается тем, что она дает человеку влечение. Но конкретные действия — это уже итог индивидуального развития, в процессе которого формируются определенные морально-этические установки.

Далеко не всегда подобные установки отчетливо осознаются, но большинство людей, вступающих в брак, все же располагает какими-то ориентирами (часто ложными}, обозначающими общую линию поведения. Эти ориентиры Но многом зависят от особенностей добрачного сексуально-психологического развития и, как правило, заметаю отличаются у мужчин и у женщин. Поэтому, чтобы разобраться в исходных Сексуально-психологических установках будущих супругов, необходимо рассмотреть наиболее типичные особенности сексуального формирования мужчины и женщины. Тогда станут более понятными причины многих, вполне устранимых недоразумений.