ВТОРОЙ континент мира

ВТОРОЙ континент мира

1960 год назвали годом Африки. А знаете, ребята, почему его так назвали?
Наверное, не все знаете.
Почти восемьдесят лет тому назад огромный африканский континент был захвачен европейцами и поделен между Англией, Францией, Германией, Бельгией и другими державами.

Но народы Африки не покорились. Они все время вели упорную и мужественную борьбу против колонизаторов, которая завершилась крупной победой.
Посмотрите на карту Африки. На ней появилось двадцать семь независимых государств. Эти государства занимают около двух третей территории всей Африки с населением более ста восьмидесяти миллионов человек. А всего в Африке проживает двести тридцать миллионов человек.

Из двадцати семи свободных африканских государств — семнадцать обрели независимость в 1960 году. Вот почему этот год и называют годом Африки.
Что же представляет собой этот огромный материк?
Африка — второй по величине континент после Азии. Она занимает площадь около тридцати миллионов квадратных километров.

По форме поверхности она представляет собой обширное плоскогорье, приподнятое в южной и восточной частях. Климат Африки определяется географическим положением в тропических широтах и в известной мере рельефом. Только на крайнем севере и крайнем юге континента сравнительно небольшие области входят в зону субтропиков. Почти посредине африканского материка проходит экватор, и поэтому Африка — континент высоких температур. В зависимости от количества осадков и порядка смены дождливого и засушливого сезонов, географы выделяют следующие основные климаты Африки: экваториальный, климат саванн, пустынь и субтропический.
На севере Африки расположена Сахара— величайшая пустыня мира. Это каменистая равнина, голые, лишенные растительности скалы или безбрежное море песков. Сахара — самая жаркая в мире область. Палящие лучи солнца нередко нагревают скалы до восьмидесяти градусов, но ночью температура резко падает и на скалах выступает иней. Бывает, что годами здесь не выпадают дожди, и тогда пустыня кажется совершенно безжизненной. Но лишь только пройдет дождь, пустыня на короткое время меняет свой облик. Как по мановению волшебной палочки, появляются зеленые травы, распускаются яркие цветы.

В Сахаре возможна жизнь человека лишь в оазисах, где близко к поверхности подходят подпочвенные воды.
К югу от Сахары пейзаж постепенно меняется. Безжизненную равнину сменяет сахель («берег»). Так назвали арабы степь, поросшую колючей травой. Сахель сменяет саванна, покрытая густыми высокими травами, в рост человека. В саванне можно встретить рощицы акаций и пальм или одинокие огромные баобабы.

А еще дальше к югу, ближе к экватору, где выпадают обильные дожди, раскинулись непроходимые джунгли. Необычайно разнообразен растительный мир в царстве джунглей. Здесь можно насчитать около пятнадцати тысяч разных растений. Среди них — гигантские фикусы (до восьмидесяти метров высотой), макаранги с чудовищными корнями-подпорками, разные виды пальм. Громадные деревья, перевитые лианами и другими растениями, образуют зеленую стену, через которую трудно пробиться даже с топором. На высоте двадцати — тридцати метров смыкают свои кроны могучие деревья. Солнечные лучи с трудом пробиваются в джунгли. Поэтому здесь даже в полдень царит полумрак.

Население Африки принадлежит в основном к двум расам — черной (негры) и белой. Признаками черной или, как говорят, негроидной расы являются черный цвет кожи, жесткие курчавые волосы, выпяченная вперед нижняя половина лица, толстые губы, широкий нос. Однако эти признаки не всегда одинаковы. Например, самая темная кожа у жителей Сенегала и в верховьях Нила, а у племен конго она светлее, с коричневатым оттенком.

Значительные различия существуют между отдельными народами Африки и в росте. Средний рост конголезцев равняется ста шестидесяти пяти, а обитателей верховьев Нила — нилотов — ста восьмидесяти — ста восьмидесяти двум сантиметрам. Нередко можно встретить нилота ростом выше двух метров. Нилоты— одни из самых высоких людей в мире. И совсем недалеко от них, в дебрях тропического леса живут пигмеи — самые маленькие люди на земле: средний рост мужчины равняется ста сорока двум — ста сорока четырем сантиметрам, а женщины - ста тридцати семи — ста тридцати восьми сантиметрам.

Светлокожие народы населяют северные области материка — Алжир, Тунис, Марокко, Объединенную Арабскую республику и другие.
Южнее Сахары Африку населяют негры. Слово «негр» происходит от латинского слова «Нигер», что означает «черный». Так называли португальские мореплаватели XV века чернокожее население Африки. Сами же африканцы так себя не называют. Ведь европейцы-колонизаторы вкладывают в слово «черный» оскорбительный для африканцев смысл, — они объявили черный цвет кожи признаком низшей расы.

Чтобы оправдать насилия и грабежи, колонизаторы утверждали, что африканцы— люди низшего сорта, не способные сами устроить свою жизнь, без руководства европейцев.

Наука давно уже опровергла нелепые человеконенавистнические теории расистов, широко распространенные в Соединенных Штатах Америки, Южно-Африканском Союзе и некоторых других странах.
Население Африки говорит на многих языках. Крупнейшими из них являются: арабский (на нем говорит около одной трети населения Африки), суахили (Восточная Африка), хауса (Западный Судан), мандинго (Западный Судан), фульбе (Западный Судан), зулу (Южная Африка) и другие.

В течение тысячелетий между северной и тропической Африкой образовалась цепь пустынь. Поэтому и судьба народов Африки сложилась по-разному. Народы долины Нила, Судана и Эфиопии значительно раньше, чем другие части Африки, перешли от первобытно-общинного строя к классовому обществу.

Еще около пяти тысяч лет назад в долине Нила возник очаг древнейшей цивилизации мира — государство древний Египет, которое оказало огромное влияние на развитие всей человеческой культуры.

В Северной, Северо-Восточной Африке и южнее Сахары также существовали древние государства. В конце XII века до нашей эры в Нубии образовалось царство Напата, в VII веке до нашей эры на территории современной Эфиопии  - государство Аксум. И до сих пор эфиопский император коронуется в городе Аксум, столице этой древней страны.

Самыми крупными царствами Западного Судана были Гана, Мали, Сонгаи. Эти древние рабовладельческие государства славились развитыми ремеслами, наукой, искусством.
Отсюда, на север, через Сахару, проходили многие торговые пути. По ним двигались в страны Северной Африки караваны верблюдов, груженные золотом, солью и другими товарами.
Наряду с древними культурными очагами в тропической Африке и поныне имеется довольно большое число племен, сохранивших в той или иной мере уклад жизни эпохи первобытно-общинного строя.

Ко времени появления на материке первых португальских мореплавателей уже почти все африканские народы умели плавить железо, широко было распространено ткачество, изготовление материи из луба фикусовых деревьев, плетение, обработка дерева и некоторые другие ремесла.

Страшным бедствием для африканцев явилась работорговля. В середине XV века португальцы вывезли в Европу первую партию негров-рабов, и с этого времени африканский континент превратился в заповедное поле охоты на «чернокожих» для английских, французских, испанских, голландских и других европейских работорговцев. Закованными в кандалы рабами — мужчинами, женщинами и детьми— они заполняли до отказа трюмы кораблей и отправляли в Европу, а оттуда в Америку — на плантации. Но в Америку нередко прибывала лишь одна четвертая часть негров. Остальные гибли в пути от недостатка пищи, питьевой воды и болезней. Таким образом, за период работорговли было вывезено из Африки несколько миллионов человек.

Известный борец за мир, американский ученый-африканист Вильям Дюбуа подсчитал, что за период работорговли население Африки уменьшилось приблизительно на сто миллионов человек. Это составляет примерно половину нынешнего населения Африки!

Во второй четверти XIX века рабы добились, наконец, отмены рабства. Но' уже в середине XIX века начался новый захват территории Африки. Вскоре материк оказался поделенным на несколько десятков колоний, принадлежащих различным европейским государствам. Установилось новое рабство — колониальный режим.
Это рабство отличалось от старого лишь тем, что если раньше работорговцы вывозили негров из Африки, то сейчас колонизаторы превращали их в рабов на территории их родины.
Издревле народы Африки занимались земледелием, охотой, рыболовством. Скотоводством занимались лишь в северной, южной и восточной Африке. Основным же занятием большинства населения тропической Африки было земледелие.

В джунглях жизнь человека це менее трудна, чем в пустыне. Огромные усилия должен приложить земледелец, чтобы расчистить небольшой клочок земли для посадки сельскохозяйственных культур. Но стоит только немного ослабить внимание к этому участку, как он очень скоро покроется буйной растительностью.

А сколько бед причиняет здесь муха цеце! Ее укус смертелен как для человека, так и для крупного рогатого скота и лошадей! Обитатели тропических лесов разводят лишь овец и коз. Из-за этой же мухи население тропической Африки не может применить в земледелии тягловый скот и вынуждено пользоваться до сих пор мотыгой. Питается население главным образом корнеплодами — маниокой и ямсом. В северной части Конго основной продукт питания — рис, а в области саванн — просо, сорго и кукуруза.

Земельный участок в тропическом лесу очищают от зарослей тяжелыми ножами. Вырубленный кустарник сушат на солнце, а затем поджигают. Оставшаяся после сжигания зола служит удобрением. Расчистку участка производят мужчины. Незадолго до начала сезона дождей на поле приходят женщины с мотыгами. Они разрыхляют землю и сажают черенки маниоки. На этом же поле, между рядами маниоки, высаживают бобы или какие-нибудь другие культуры.

Маниока — это хлеб народов лесной полосы тропической Африки. Существует несколько сортов сладкой и горькой маниоки. Горькая маниока содержит синильную кислоту, и поэтому переработка ее очень сложна. Сначала клубни вымачи-вают в проточной воде, затем сушат на солнцепеке, чтобы удалить яд. Высушенную маниоку толкут в ступках и получают маниоковую муку. Затем эту муку засыпают в кипящую воду, и получается огромная клецка — величиной с человеческую голову. Ее едят в горячем и холодном виде.

Есть и другие способы приготовления маниоки. Вымоченный клубень превращают в жидкую кашу, завертывают в банановые листья и держат над паром. Так приготовляется чикванго. Оно сохраняется долго и потому распространено очень широко. Отправляясь надолго на охоту или в путешествие, африканец обязательно запасается чикванго.

До сих пор в хозяйстве африканца имеет большое значение рыбная ловля, сбор дикорастущих плодов тропического леса и выкапывание съедобных растений. Лакомым блюдом считаются здесь сушеные термиты, которых употребляют в качестве приправы к мясу и к маниоке.

В прежние времена для многих народов джунглей большое значение имела охота. Основными охотничьими орудиями служили копья с железными наконечниками, лук и стрелы. Самыми ловкими и искусными охотниками до сих пор считаются пигмеи. Вооруженные лишь копьями, они отваживаются охотиться даже на слонов.

Обычно на такую охоту отправляются вдвоем. Чтобы слон не почуял человека по запаху, пигмеи обмазывают себя слоновым навозом. Охотники неслышно подкрадываются к огромному животному и вонзают копье в подколенные впадины его задних ног или вспарывают ему брюхо копьем. Слон падает, и его добивают, отрубая хобот. Иногда устраивают облавы на крупных животных. Охотники оцепляют участки леса и суживают круг, стараясь произвести как можно больше шуму. Загнанные звери пытаются вырваться из кольца, но охотники осыпают их градом стрел.

Приемы и способы охоты африканцев весьма разнообразны. Но сейчас охота потеряла свое былое значение. Колонизаторы хищнически вырубили леса, истребили животных и птиц. В некоторых районах созданы охотничьи заповедники для белых, где запрещается охотиться африканцам. Негру трудно приобрести ружье — колониальные власти ограничили продажу оружия, д^ и стоит ружье дорого.

Городское население Африки составляет лишь одну пятую часть всего населения. Большая часть африканцев живет в деревнях. Деревни разнообразны по планировке. В Южной Африке они состоят из нескольких краалей. Крааль представляет собой ряд куполообразных хижин из ветвей деревьев, крытых сухой травой. Хижины расположены по кругу и обнесены колючей изгородью. На ночь за эту изгородь загоняют скот для защиты от хищников.

Южнее Сахары, в центральной части Африки, строят прямоугольные хижины из ветвей и листьев пальмы, с двускатной крышей, или круглые хижины с конусообразной соломенной крышей.
Расположены деревни обычно вблизи рек. В центре или на краю деревни имеется «мужской дом», в котором мужчины обсуждают общие дела, занимаются ремеслом: плетут корзины, циновки, режут по дереву.
Колонизаторы принесли африканцам горе, нищету и унижения.
В странах, находящихся под английским господством негритянское население было переселено на самые неплодородные, заболоченные или засушливые земли, а также в области, пораженные мухой цеце. Лучшие земли захватили европейские колонизаторы. Переселенные жители голодали, испытывали лишения и невзгоды. Особенно страдали дети. Смертность среди них была исключительно велика.

Пытаясь спасти семьи от голодной смерти, мужчины уходили на заработки: одни отправлялись в города, другие — на плантации, в шахты, на рудники — медные, алмазные, урановые и золотые. Условия труда на рудниках невыносимы. На некоторых из них приходится работать по шестнадцать часов в сутки при температуре семьдесят градусов жары. Работа производится даже по воскресеньям.

Многие годы африканцы страдали от унизительной расовой дискриминации. Права и весь уклад жизни африканца
определялись цветом его кожи. Белый цвет кожи означал положение господина, черный — раба. Колонизаторы отстранили африканцев от управления своей родиной. Из десяти африканцев девять были неграмотны. Белые и черные дети должны были учиться отдельно. Без разрешения белых властей африканец даже не мог передвигаться по территории своей собственной родины.

В городах расовая дискриминация была особенно разнузданной. Все города тропической Африки состоят из двух частей; одна из них для белых и другая — для черных. В городе белых — роскошные виллы, большие магазины, кинотеатры, рестораны, парки. В городе черных — грязь и жалкие лачуги. После девяти часов вечера негр не имел права выйти на улицу. Ровно в девять часов негры должны были тушить свет в своих хижинах.

Негр мог ехать только в специальном вагоне «для черных», а прибыв в город, он обязан был явиться в полицию, чтобы оставить там отпечаток своих пальцев, как преступник.

За одну и ту же работу африканец получал в восемь — девять раз меньше, чем европеец.

Повсюду в европейских кварталах городов — у входов в кинотеатры, отели, рестораны и парки, на трамваях и автобусах и даже на садовых и вокзальных скамейках—красовались надписи: «Только для белых». И даже у входов в церкви можно было увидеть надписи: «Для белых» и «Для черных».
Великая Октябрьская социалистическая революция пробудила к борьбе угнетенные народы стран Азии и Африки. С особой силой пламя борьбы за свободу разгорелось на африканском континенте после победы советской страны над гитлеровскими фашистами.

В странах Африки возникли коммунистические партии, партии демократического фронта, объединившие все свободолюбивое население. Окрепло рабочее движение. В первых рядах борцов за свободу, мир и демократию стоит пролетариат Африки.

Африка рвет цепи колониализма.

А. Собченко Р. Разумовская