В СТРАНЕ ПОД ЭКВАТОРОМ

В СТРАНЕ ПОД ЭКВАТОРОМ

(Путевые заметки)
В Индонезии мне удалось побывать в составе делегации Советского комитета защиты мира. Нас пригласил на свой конгресс Индонезийский комитет сторонников мира. Путешествие было весьма интересным. Весь огромный путь мы летели на самолете. Под нами проплыли покрытые вечными снегами горы Гиндукуша, Афганистан, Пакистан, Индия, Сингапур.

От Сингапура до Джакарты — менее тысячи километров. Летим над Индонезийскими островами. Их очень много. Есть большие, средние и совсем крошечные островки. Именно здесь я понял, почему в литературе определялось количество этих островов по-разному. Обычно их насчитывают три тысячи. Но это зависит од того, как считать и что считать островом. Если учесть и все крохотные островки, тогда эта цифра окажется явно заниженной.

Около десяти часов утра подлетели к острову Ява. А вскоре самолет разворачивается над аэродромом столицы Индонезийской Республики — Джакарты — и идет на посадку.
Итак, мы приземлились в стране под экватором. Здесь жарко. Температура достигает двадцати восьми градусов тепла. Даже не верится, что на родной земле в это время лежат снега и стоят суровые морозы.

Мы прибыли в Индонезию в дождливый период, который продолжается с ноября по март. В остальные месяцы сухо и жарко. Зимы здесь не бывает, всегда лето. Температура на Яве не бывает выше тридцати пяти градусов и не спускается ниже девятнадцати градусов тепла. Труднее переносить здесь не высокую температуру, а большую влажность. Дожди в зимние месяцы идут часто и бывают очень сильные, но кратковременные.

Сразу же с аэродрома мы выезжаем в город. Жадно вбираем первые впечатления. Улицы сравнительно узкие, регулировщиков и светофоров мало, а движение очень быстрое.
Много автобусов и автомашин. Часто встречаются роскошные лимузины новейших марок, американских и английских фирм. Огромное количество велосипедистов. Кое-где есть трамвайные линии, по которым ходят довольно непривлекательные маленькие вагончики.

Наряду с современными видами городского транспорта на улицах Джакарты бегает множество бечаков. Бечак — это трехколесный велосипед. Впереди его коляска для пассажиров, а сзади водитель. Велосипед всячески разукрашен. Он быстро мчится по улицам, не особенно соблюдая правила уличного движения. В коляске возят иногда целую семью. Этот вид транспорта служит также и для перевозки различных грузов.

Водители бечаков очень бедные люди. Все они, как правило, босы, в сильно заношенных трусах и рубашках. На голове соломенная шляпа. Весь день они в движении,— ни палящее солнце, ни дождь не дают права на отдых. Хозяева бечаков до сих пор еще жестоко эксплуатируют водителей.

Многие водители бечаков надрывают свои силы в непосильной работе. От этого они или же очень рано умирают, или становятся инвалидами. Все это наследие прошлого. Но оно пока еще существует, и, видимо, потребуются еще годы, чтобы ликвидировать этот остаток колониализма.

В городах Индонезии много уличных торговцев. Весь их товар находится в корзинках на коромыслах. Они передвигаются из конца в конец города пружинящей походкой, облегчающей перенос груза. С помощью погремушек, различных деревяшек и просто выкриками они оповещают о своем появлении и рекламируют свой товар.

Больше всего встречается разносчиков фруктов. Здесь торгуют бананами, ананасами. Но многие фрукты были нам неизвестны. Впервые мы увидели рамбутан. Это бледно-красный фрукт, размером с небольшое яблоко, покрытый какой-то темной щетиной. С большим интересом познакомились с манго. Знакомый индонезийский профессор утверждал, что манго является непревзойденным плодом Индонезии. И действительно, это замечательный фрукт. На вид манго похож на небольшую дыню с тонкой кожей. Мякоть его желтовато-красного цвета, ароматная и по вкусу напоминает апельсин с персиком. А вот папайя по виду и по вкусу совсем похожа на нашу дыню. Но она значительно слаще.

Мы остановились в Джакарте в небольшой китайской гостинице, расположенной в старом, отнюдь не аристократическом районе города, и об этом не пожалели. Здесь можно лучше увидеть и осмыслить все стороны жизни.

... Историю Джакарты обычно рассказывают, начиная с XVI века. В те далекие времена на Западной Яве существовало Сунданезское княжество. Его главный порт — Сундакелапа — был расположен на месте современной Джакарты. Затем портом завладел султан княжества Бантам и переименовал его в Джаякерту («Чудесная крепость»). Через этот порт индонезийцы вели торговлю с западными народами: португальцами, англичанами, голландцами. Джаякерта, или, как стали ее называть голландцы, Джакарта стала завоевывать известность.

Вскоре крепость была захвачена голландцами и сожжена. На ее месте захватчики построили новую крепость. Город стал строиться по голландскому образцу и превратился в важнейший центр торговли Запада и Востока. Используя все средства и приемы, не брезгуя ничем, голландцы завоевали Индонезию. Они беспощадно грабили богатые острова.
Олово, кофе, хинин, сахар, табак, каучук, копра стали источниками обогащения колонизаторов. Почти три с половиной столетия господствовали голландские колонизаторы в Индонезии. Но, как это бывает в истории, город, ставший оплотом иноземного владычества, превратился в один из важнейших центров сопротивления захватчикам.
И вот, после упорной и решительной борьбы индонезийский народ очистил свою страну от колонизаторов.

17 августа 1945 года в Джакарте в саду возле дома инженера Сукарно, лидера Национальной партии, была провозглашена независимая Республика Индонезия. Этот день навсегда вошел в историю и запечатлен в гербе республики. Герб Индонезии представляет собой мифическую птицу гаруду. В крыльях га-руды — по 17 перьев, в хвосте — 8 перьев, а на теле — 45 чешуек. Эти цифры напоминают о дне рождения республики.

... Наше пребывание в Джакарте было кратковременным. Мы спешили в Бандунг, на национальный конгресс сторонников мира. Предстояло проехать на машине километров двести. По дороге наблюдали и любовались замечательной природой этой красивой страны. Мы проезжали мимо множества пальмовых рощ. В некоторых местах дорога идет по пальмовым аллеям на протяжении нескольких километров. На Яве в большинстве растет кокосовая пальма. Ее называют королевой пальм.

В пути мы пили сок кокосового ореха. Это кисловатый, хорошо освежающий и утоляющий жажду напиток. Но кокосовая пальма дает не только орехи. Она Служит прекрасным строительным материалом. Из ее листьев делают ткани, циновки, крыши. Мякоть кокосового ореха является ценным сырьем для изготовления кокосового масла.

Вдоль дороги тянутся большие бамбуковые заросли. Их целые леса.
Бамбук здесь растет с невероятной быстротой. Только что появившиеся ростки через три месяца достигают двухметровой высоты. Из бамбука строят дома, плетут циновки, готовят мебель; молодые побеги употребляют в пищу.
Много встречается банановых растений. Их огромные листья достигают двух — трех метров в длину. Кое-где сквозь листву свешиваются большие гроздья желтовато-зеленых бананов. Одна такая гроздь весит не меньше шести— восьми килограммов.

Но все эти великолепные деревья и растения являются лишь обрамлением главного — рисовых полей, залитых водой. Они простираются до самых гор, через весь остров. Там, где равнина сменяется холмами, рисовые поля поднимаются вверх террасами.

Но вот перед нами появилась какая-то невиданная еще роща. Ее серовато-зеленоватые деревья расположены строго по линейке. В роще много света, она вся просматривается. У некоторых деревьев к стволам подвешены банки. Видно, за каждым деревом организован самый тщательный уход. Это, оказывается, каучуковая плантация. Здесь растет дерево гевея, дающее каучуковый сок.
Невдалеке от каучуковой плантации раскинулись чайные плантации.
...Мы приехали в город Богор. Наше внимание привлекло здесь невысокое белое здание с колоннадой за красивой чугунной оградой. Это президентский дворец; перед ним красивый пруд и два величественных дерева — варингин, которые изображены на гербе республики. В прошлом здесь была резиденция голландских генерал-губернаторов.

Дворец вплотную примыкает к Ботаническому саду. Здесь растет свыше пятидесяти видов пальм. Наша обычная трава — папоротник — в этом саду вырастает в могучее дерево, достигающее пятнадцати метров в высоту. Цветет виктория-регия, растет хлебное дерево и многие тысячи деревьев, растений, цветов, которые можно видеть только в этом уголке земного шара.

.. .За Богором все ощутительнее становится подъем в горы. Едем в тумане облаков, идет дождь. Местность начинает меняться. Исчезают поля, селения. Извиваясь все больше и больше, дорога уходит в горы. К ней вплотную подступают джунгли.
В этих районах Явы уже в течение нескольких лет действовали банды мятежников. Империалисты не примирились с потерей такой богатой страны, как Индонезия. Их агентура организует всевозможные заговоры и провокации против молодой республики. Мятежные банды наносили большой ущерб строительству новой республики. Они нападали на деревни и города, сжигали школы, угоняли скот, грабили население. Трудящимся Индонезии все время приходилось с оружием в руках отстаивать свою свободу и независимость.

Но постепенно самые глухие места остаются позади. Мы вновь мчимся прямой дорогой — аллеей. Близко Бандунг— город, отвоевавший себе место на Яве у джунглей. Вот появляются первые одноэтажные домишки, и мы въезжаем на улицы этого исторического города.

Бандунг приобрел всемирную известность в 1955 году. Тогда здесь состоялась конференция стран Азии и Африки. С того времени понятие «дух Бандунга» стало олицетворением дружественных отношений между странами Азии и Африки, их сплоченности в борьбе против колониализма, за национальную независимость.
Место, где расположен Бандунг, одно из лучших мест в Индонезии. Город находится на высоте около шестисот метров над уровнем моря. Здесь сравнительно прохладный климат, прекрасные пейзажи, много удобных отелей. Вокруг тянутся горные цепи, которые способствуют ровной, приятной погоде.

Здесь и был созван Всеиндонезийский конгресс сторонников мира. Со всех концов страны, с многочисленных островов Индонезии, с Явы, Калимантана, Бали, Суматры на конгресс съехалось свыше шестисот тридцати делегатов: бизнесмены, учителя, общественные деятели, профессора, студенты, служители культа.
Весь простой народ Индонезии приветствовал борцов за мир. Особенно мне запомнилась делегация крестьян. Их было человек двенадцать. Они принесли конгрессу в подарок плоды своих садов и огородов: прекрасные розовые гладиолусы, хриз.антемы, бананы.
Молодой крестьянин поднялся на трибуну и на своем родном, сунданезском языке приветствовал конгресс песней.
Крестьянин пел: «Мы спустились с далеких, высоких гор. Мы пришли посмотреть, как люди в городе проводят свой конгресс за мир. Мы желаем мира и принесли конгрессу самые лучшие пожелания. Пусть ему сопутствует успех. Мы принесли цветы и фрукты из своих садов. Это наш подарок делегатам. Примите его».

На следующий день после закрытия конгресса его участники снова собрались все вместе, но на этот раз не в зале, а на городской окраине, на лугу. Пришло много жителей Бандунга. Здесь были установлены макеты атомных и водородных бомб. Они производили неприятное впечатление. Но, когда мы их сожгли, все собравшиеся хлопали в ладоши или, крепко держась за руки, кружились.

Мы много ходили по Бандунгу, видели прекрасные проспекты, аллеи, виллы местной буржуазии; с удовольствием выкупались в роскошном бассейне Коранг Сетра; на главной торговой улице Брага осмотрели дорогие магазины, торгующие товарами американских и английских фирм. Это парадное лицо города.

Но в Бандунге есть еще очень много бедных, неблагоустроенных жилищ; далеко не все улицы и переулки смогут похвастаться чистотой. Не у всех есть постоянная крыша. Не все могут приобрести хорошую одежду. Правда, правительство принимает меры, чтобы облегчить жизнь народа. Построены новые здания для университета, хорошие общежития, открыто много новых школ, театров, кино. Повсюду строятся новые жилые здания, ведется промышленное строительство.

До революции в Индонезии на сто человек было семь грамотных. Теперь на сто человек — шестьдесят грамотных.
Первый министр республики Джуанда сказал мне, что в 1965 году неграмотность будет ликвидирована. «Страна,— сказал он, — переживает сейчас в области культуры подлинное возрождение».

И это верно. Несколько раз мы побывали на концертах. Нас пленили индонезийские танцы, оркестр гамеланг, оркестр анклунгистов. Интересно, что каждый остров или даже определенная часть острова славится своими особыми танцами.
... Из Бандунга мы выехали в Джокьякарту. Наш путь лежал через Западную и Центральную части острова.
На Западной Яве много воды. Поэтому дома стоят на сваях. Они строятся из бамбука, очень легкие и простые. Окон в них нет. Да они и не нужны: вся жизнь проходит на улице, под навесом дома, в поле. Здесь очень много солнца, и люди заботятся не о том, чтобы оно заливало их скромные жилища, а о прохладе. На западе проживает одна из самых больших народностей страны — сунданцы, или сунданезцы.
В центральной части острова сразу же замечается некоторое различие в быте людей: хижины стоят здесь прямо на земле. Люди одеты похуже, чем в Западной Яве. Проживают здесь по преимуществу яванцы.

На одной остановке стояла прямо перед нашим вагоном небольшая хижина с обычным навесом и широкой дверью, через которую видно все внутреннее убранство. Нас удивило в этой хижине нечто необычное: на стене висели портреты Маркса и Энгельса.
Мы, конечно, сразу же обратились с этим вопросом к индонезийским друзьям.
Оказывается, это было отделение профсоюза железнодорожников. А вообще Маркс, Энгельс и Ленин на Яве столь же близки трудовому люду, как и в других странах мира.
Незаметно спустилась ночь. Переход от дневного света к ночной темноте в тропиках происходит очень быстро. Зажглись звезды. Но мы не видим на небе Большой Медведицы, зато очень ярко сияет Южный Крест.

Наконец и Джокьякарта или Джокия, как любовно называют этот город индонезийцы. Здесь мы посетили кратон (дворец) — резиденцию султанов Джокьякарты. Нынешний султан — Хаменгку Бувоно IX — оказывал активную помощь республике в годы войны за независимость. Этим он завоевал уважение у своих сограждан. Теперь султанаты в Индонезии ликвидированы. Султан — рядовой гражданин республики. Но, учитывая его популярность и прогрессивную деятельность, правительство назначило его губернатором особого округа Джокьякарты и присвоило почетное звание «Махапутра Индонезии» — Великий сын Индонезии.

Кратон представляет собой комплекс невысоких зданий, отделенных друг от друга большими дворами. Здесь нас встретил гид и страж дворца, типичный представитель старого мира. На нем на-
дета юбка, черная кофта, на голове повязка; на спине за поясом заткнут кинжал. В довершение, гид был босой и казался каким-то сказочным героем. Он восторженно и с большим энтузиазмом начал свой рассказ о том, как в далекую старину творили суд и расправу над народом, где восседали султаны, что собой представлял суд того времени, и многое другое.

Не могу не признаться, что рассказ стража был несколько длинноват, а его пафос и напыщенность мешали воспринимать то, что мы наблюдали. Поэтому я отошел немного в сторону и с удовольствием смотрел на огромную аудиторию студентов, внимательно слушавших профессора. Следует пояснить, что значительную часть своей резиденции нынешний султан передал университету Гаджа Мада. До революции в стране было всего шестьдесят инженеров-индонезийцев и двенадцать агрономов. Сейчас только университет Гаджа Мада выпустил свыше тысячи четырехсот инженеров, учителей, врачей, агрономов. Это имеет очень большое значение для страны.

Под конец мы посетили внутренние дворы дворца, где проживает султан. Вход сюда охраняет босой страж, вооруженный очень длинной пикой.
После осмотра дворца султанов мы побывали в древнеяванском храме — Боробудур. Это грандиозное сооружение VIII века, утратив свое прежнее, религиозное значение, было взято в плен джунглями, затерялось, заросло кустами и мхами и на столетия было забыто.

Только в начале XIX века его вновь открыли и вернули к жизни как памятник величия древней индонезийской культуры.
Храм имеет вид четырехугольника с двадцатиугольными выступами. Общая окружность его — около пятисот метров. Высота — 35 метров. Наверху находится ступа со скульптурой Будды.
К храму ведут четверо ворот: восточные, западные, южные и северные. На главном каменном основании расположены постепенно уменьшающиеся кверху террасы.

Мы входим, как и положено, по движению солнца, в восточные ворота. Над ними высечена в камне маска чудовища
Кали. На нижней галерее храма расположены сотни барельефов, посвященные жизни человека от рождения до смерти. По ним можно установить одежду и предметы обихода людей, живших двенадцать веков назад. Здесь же в большом количестве изображены птицы, разные животные, цветы, деревья, корабли на море, хижины и прочее. В верхнем ярусе террас — многочисленные скульптуры Будды. Семьдесят два изображения Будды создали древние мастера.

С вершины храма открывается чудесная природа. Видны далекие горы, долины, поля, рощи и реки. Здесь можно часами любоваться. Но солнце склонялось к закату. Пришло время расставаться с Боробудуром. Впереди нас ждал Магеланг.

В Магеланг приехали, когда над городом стояла ночь. Жители города уже давно ждали нас. Они хотели повидать и послушать людей дружественной им страны, приехавших к ним в гости за многие тысячи километров. Здесь были мужчины, женщины, дети, старики и молодежь.
С необыкновенным интересом слушали они наши речи, мощными аплодисментами встречали каждого выступавшего.
С особым восторгом приветствовали они небольшую модель советского спутника, которую мы подарили им.
После митинга нам пришлось пожать сотни рук. Этими рукопожатиями мы как бы еще больше укрепляли дружбу наших великих народов.
Под глубоким впечатлением этой демонстрации дружбы мы возвратились в Джокию.
... Наше пребывание на Яве подходило к концу. Мы вернулись в Джакарту, а оттуда, ранним февральским утром, тепло провожаемые индонезийскими друзьями, поднялись на самолете и взяли курс на север.
Г. Ефимов
ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ НАРОДОВ Индонезии

1)            Если ветер не дует, то и дерево не качается.
2)            Каким бы острым ни был кинжал, человеческий язык острее.
3)            Очень ловко белка прыгает, а все-таки иной раз срывается.
4)            И высокая гора рухнет, если ее подкапывать каждый день.
5)            Тигренку не стать козленком.
6)            Пусть на чужбине идет золотой дождь, а у нас каменный, все равно на родине лучше.
7)            Алмаз сохраняет свой блеск и в мусорной яме.
8)            Ворону хоть в розовой воде купай, белыми ее перья все равно не станут.
9)            Поступай днем так, чтобы ночью твой сон был спокоен, а в молодости так, чтобы старость твоя была спокойна.
10)         Мутная вода течет не из чистого озера.
И) С виду тигр, а в душе мышонок.

Индии

1)            У кого есть друзья, тот никогда не бывает бедным.
2)            Мудрые ничего не делают, не подумав.
3)            Всего вернее на свете — слово честного человека.
4)            В пути ли, дома ли плох тот товарищ, который всю работу на другого валит.
5)            Если в сердце воина нет мужества, не помогут ему ни сила его, ни оружие.
6)            Не порывай грубо нить дружбы, ибо если придется опять ее связывать, то останется узел.

Вьетнама

1)            Неторопливый слон раньше достигнет цели, чем резвый жеребец.
2)            От прямого дерева — прямая тень.
3)            На соседа смотришь во все глаза, а на себя, — опустив веки.