СКАЛА МАТЕРИ

СКАЛА МАТЕРИ

Знаменитый немецкий ученый Александр Гумбольдт, столетие со дня смерти которого в 1959 году было отмечено во всем мире, в 1799—1804 годах путешествовал по Южной Америке. В своем многотомном труде «Путешествие в равноденственные области Нового Света» он немало рассказывает о жалкой участи индейцев, коренных жителей Южной Америки. В отрывке, который мы печатаем, Гумбольдт повествует о трагической судьбе индианки с берегов Ориноко.
* * *
«Наше внимание привлек гранитный холм, возвышающийся на западном берегу Ориноко, около устья Гуаракави. «Скала индианки гуаибо» или «Скала матери» — так называют ее. Мы попросили рассказать о происхождении столь странного названия. Миссионер Сеа не мог удовлетворить наше любопытство. Но несколько недель спустя другой миссионер рассказал нам о событии, которое вызвало у нас самые тягостные чувства. Мы, европейцы, испытали двойное унижение, когда узнали, что в названии скалы запечатлено воспоминание о нравственном падении человеческого рода, о контрасте между добродетелью дикаря и варварством цивилизованных людей.
... Однажды миссионер из Сан-Фернандо привел своих индейцев на берега реки Гуавьяре. Это был обычный вооруженный набег, запрещенный и религией, и испанскими законами. В одной из индейских хижин они застали женщину племени гуаибо с тремя маленькими детьми. Отец ушел на рыбную ловлю, и их некому было защитить. Мать вместе с детьми попыталась бежать. Но индейцы из миссии, пришедшие охотиться на людей, схватили ее, связали и привели на берег реки. Вместе с ней привели и детей. Если бы мать сопротивлялась слишком яростно, индейцы убили бы ее. Ведь тем, кто отправляется завоевывать рабов, дозволено все.
Пленников доставили в деревню. Мать была в страшном отчаянии. Трое детей были с ней. Но тех, которые ушли вместе с отцом на рыбную ловлю, она, вероятно, больше никогда не увидит. Мать несколько раз пыталась, захватив детей, бежать из деревни. Но индейцы ее ловили. За один из побегов ее беспощадно избили плетьми. А миссионер принял жестокое решение разлучить детей с матерью.
Ее повезли вверх по реке Атабапо. Она, связанная, сидела на носу лодки. Пленной индианке ничего не сказали об ожидавшей ее участи, но по положению солнца она поняла, что все больше и больше
удаляется от родной хижины. Тогда она незаметно освободила руки и бросилась в воду. Она поплыла к левому берегу Атабапо.
Течение отнесло ее к каменистому выступу, который до сих пор носит ее имя. Там она вылезла на берег и углубилась в лес. Президент миссии приказал индейцам пристать к берегу и идти по следам индианки.
К вечеру ее привели и положили на скалу («Скалу матери»). Ее били ремнями из кожи, которые служат в здешних краях бичами. Затем крепкими лианами несчастной женщине связали руки за спиной и отвели в миссию Явита.
Был период дождей. Ночь выдалась очень темная. От миссии Явита до миссии Сан-Фернандо на расстоянии 25 лье тянулись непроходимые леса. Никогда еще человек не пытался пройти из одной
деревни в другую сухим путем, никогда не уходил от деревни дальше чем на несколько лье. Сообщение между миссиями поддерживалось только по рекам. Но ведь мать разлучили с детьми. И она хотела во что бы то ни стало освободить их и привести к отцу на берега Гуавьяре.
Женщину стерегли не особенно строго. Под покровом ночи она перегрызла зубами веревку на руках и исчезла.
На четвертый день ее увидели в миссии Сан-Фернандо. Она бродила вокруг хижины, где были заперты ее дети.
— Самый крепкий индеец, — добавил миссионер, рассказавший нам эту печальную историю, — не отважился бы на то, что совершила эта женщина.
Она прошла по лесам в то время года, когда небо постоянно покрыто облаками, когда солнце за целый день появляется всего на несколько минут. Разливы рек вынуждали ее идти вдали от берегов. Она пробиралась сквозь колючие лианы, переплывала стремительные ручьи. У несчастной женщины спросили, чем она питалась эти четыре дня. Она ответила, что, измученная усталостью, она не могла раздобыть другой пищи, кроме больших черных муравьев, которые длинными вереницами поднимаются на деревья, чтобы подвесить к ним свои смолистые гнезда.
Мы попросили миссионера сказать нам, довелось ли женщине гуаибо мирно насладиться счастьем от соединения со своими детьми, раскаялись ли, наконец, в излишней жестокости по отношению к ней. Миссионер ничего не ответил на наш вопрос.
Но позднее мы узнали, что индианку, не дав ей даже времени залечить раны, снова разлучили с детьми и отправили в одну из миссий на Верхнем Ориноко. Там: она умерла, отказавшись от всякой пищи, как это делают дикари, когда их постигает большое горе.
Таковы воспоминания, связанные со «Скалой матери». Я вовсе не склонен в рассказах о моих путешествиях останавливаться на описании несчастий отдельных лиц. Эти несчастья обычны там, где существуют хозяева и рабы, где цивилизованные европейцы живут рядом с дикарями, где священники обладают всей полнотой власти над невежественными и беззащитными людьми. Если же я более подробно остановился на «Скале индианки гуаибо», то лишь для того, чтобы привести трогательный пример материнской любви у народа, на который так долго возводили клевету. Я сделал это еще и потому, что мне показалось полезным предать гласности факт, доказывающий, как необходим контроль законодателя над деятельностью миссионеров».
В. Ровинский (перевод)

ВОДОПАД, НИЗВЕРГАЮЩИЙСЯ ПРОТИВ ТЕЧЕНИЯ РЕКИ

«Водопад, низвергающийся против течения реки?! Какое нелепое утверждение!» — с возмущением подумали вы. Но это не оговорка. Такой водопад действительно существует на реке Сен- Джон, которая впадает в залив Фанди. Этот залив знаменит тем, что здесь наблюдаются самые высокие приливы моря. В бухте Ноэль они достигают 17 метров, а у устья реки Сен-Джон — 6—7 метров. Река Сен-Джон течет по скалистому ущелью, которое вблизи от залива резко суживается. Когда приливное течение распространяется вверх по реке, то вода, подходящая к наиболее узкой части ущелья, не успевает проходить через него, уровень ее поднимается и вода низвергается по другую сторону ущелья, образуя водопад против течения реки. Когда начинается отлив, вода, скопившаяся в широкой части русла реки, не успевает проходить обратно в залив, и водопад образуется уже в противоположном направлении, то есть вниз по течению реки.
В какой части света находится залив Фанди и этот своеобразный водопад?
Ответ на стр. 332.

ДОЛГОЛЕТИЕ В ПРИРОДЕ

Полагают, что старейшим из ныне существующих деревьев является гигантский кипарис, который растет на кладбище в деревне Санта-Мариа- де-Туле близ г. Оахака (южная Мексика). У этого удивительного мощного дерева диаметр ствола достигает 16 метров, — 28 человек, взявшись за руки, с трудом могут обхватить его. Однако по высоте (45 метров) он уступает калифорнийским секвойям. История кипариса из Санта-Мариа-де- Туле затерялась в дебрях мексиканской истории, но нет сомнения в том, что этому дереву не менее 5 тысяч лет.

АФРИКА В МАРКАХ

АФРИКА И ФИЛАТЕЛИЯ

 
Почтовые марки Африки привлекают огромный интерес коллекционеров.
Эти миниатюрные красочные плакатики рассказывают нам о государственном строе страны, о том, как живут и трудятся там люди, об их культуре, быте, науке и искусстве, а также о растительном и животном мире этой части света.
Перед нами несколько африканских марок.
Взгляните на великолепные пейзажи Африки — страны несметных богатств и резких контрастов. Они поражают своей удивительной красотой и разнообразием. Здесь и густые тропические джунгли с гигантскими пальмами, и бескрайние просторы знойной пустыни. Здесь и складчатые горы, и низменные равнины, вытянувшиеся вдоль побережья Атлантического океана и Средиземного моря.
А вот марки, на которых изображены некоторые представители богатейшей фауны Африканского континента.
Собирая марки, коллекционеры обязательно столкнутся с историей и с общественным устройством стран Африки. Надписи на многих африканских марках рассказывают нам, что это колонии ряда европейских государств.
Долгие годы колонизаторы Европы опустошали Африку. Монополисты Франции, Англии, Германии, Испании и других государств жестоко эксплуатировали население, хищнически истребляли природные богатства Африки.
Взгляните на марку Мадагаскара: четыре туземца согнулись под тяжестью носилок, на которых восседает представитель европейской «цивилизации».
Систематическое ограбление колоний и порабощение африканских народов вызвали массовую борьбу против эксплуататоров. На Африканском континенте никогда не прекращалась борьба против колониализма.
Гигантских размеров достигло национально-освободительное движение в Африке после второй мировой войны. Народы большинства африканских стран уже изгнали колонизаторов со своей земли и борются за полное освобождение и экономическую независимость.
Вот перед нами старая марка британского Золотого Берега с портретом английской королевы. После освобождения страны и создания республики Гана на старых марках сделали надпечатку: «Гана. Независимость. 6-е марта 1957 г.» Этот миниатюрный документ рассказал нам, что в Африке образовалось новое независимое государство.
А вот и новые марки независимой Ганы. На них изображены национальный флаг страны, показано местонахождение государства на Африканском континенте и портрет президента республики Кваме Нкрума. На марках надпись: «Гана. День основателей. 21 сентября 1960 г.»
Самая богатая страна Африки — Конго. До недавнего времени это была бельгийская колония. Колонизаторы долгие годы хозяйничали в Конго; они зверски эксплуатировали конголезцев. Под влиянием больших политических изменений, происходивших в мире, в Конго развивалось и крепло национально-освободительное движение.
Перед нами марка республики Конго, где на фоне карты страны написано: «Независимость. 30 июня 1960 г.»
Рядом советская марка с портретом видного политического деятеля Конго, страстного патриота родины, героя конголезского народа премьер-министра Пат- риса Лумумбы, зверски убитого колонизаторами.
Всмотритесь внимательно в некоторые марки нашей коллекции, и вы убедитесь, что надписи на них, указывающие на их колониальную принадлежность, давно устарели.
И августа 1959 года бывшая французская колония Чад была провозглашена свободной республикой. 27 апреля 1960 года в число независимых государств вошла республика Того. 3 августа 1960 года была образована республика Нигер. В июле 1960 года на Мадагаскаре была создана Мальгашская республика. Красочная марка с бабочкой — вестник новой, свободной республики Мальгаш.
В этих, как и во многих других африканских странах, навсегда ликвидирован колониализм.
Африканский континент преображается, меняются сюжеты на почтовых марках, которые разносят по всему миру правду о великой национально-освободительной борьбе против колониализма.
Народы Африки борются, живут и трудятся на благо процветания своей родины. Вот на марках Либерии мы видим группу студентов во время занятий. На другой марке изображен простой труженик одного из промышленных предприятий страны.
А вот перед нами почтальон с пачкой писем на марке испанской Сахары. В этой стране еще господствуют испанские колонизаторы, но народы Африки не бросают борьбы; они уверены, что настал последний час колониализма.
С горячим сочувствием и неослабным вниманием следят за героической национально-освободительной борьбой африканского континента народы Советского Союза, стран народной демократии и всего прогрессивного человечества. Ежегодно 15 апреля в СССР отмечается День Свободы Африки. В 1961 году были выпущены две марки, на которых мы видим символическое изображение Африки, разрывающей цепи колониализма, и эмблему солидарности народов в борьбе с колониализмом. На одной из марок призыв: «Свободу народам Африки!» В этот день, а также 24 апреля 1961 года, когда отмечался международный день солидарности молодежи против колониализма, на письма ставили специальные художественные штемпеля, посвященные этим событиям.
В честь недели солидарности с народами Африки выпустили марку в Чехословакии с символическим изображением Африканского континента. На чехословацкой марке, в ознаменование 2-го съезда международного союза студентов в Праге, изображена мать с ребенком на фоне эпизода борьбы колониальных народов за свое освобождение.
4—16 декабря 1961 года в Москве проходил V Всемирный конгресс Профсоюзов, в котором принимали участие представители стран Африки. На советской марке в честь этого события мы видим негра, разрывающего цепи рабства. На марке лозунг: «Долой колониализм!»
Советский Союз — надежный и верный друг африканских народов — укрепляет научное и культурное сотрудничество с ними.
Решением правительства СССР в Москве 17 ноября 1960 года учрежден Университет Дружбы народов. Позднее, для увековечения памяти героя конголезского народа, Университету Дружбы было присвоено имя Патриса Лумумбы. Это отражено на марке с надпечаткой, выпущенной в 1961 году.
Перед нами марки в честь 10-летия Всемирной Федерации демократической молодежи и Международного дня защиты детей, на которых изображены братская дружба и солидарность всех народов мира во имя великой цели — Мира, Труда, Свободы, Равенства и Счастья.
К. Фрейдлип

ОБЕЗЬЯНА-НОСАЧ

Существует особый вид курносых обезьян, с притупленным носом. Такая порода встречается в Тибете и Центральном Китае. Предполагают, что отсюда пошел род обезьян с карикатурным длинным носом, похожим на хобот, живущих на острове Борнео.
Обезьяна-носач имеет особые мускулы, которые позволяют ей двигать своим носом, вытягивать или укорачивать его.
Жители острова Борнео говорят, что при встрече с людьми обезьяна якобы закрывает свой неуклюжий нос руками, как бы стесняясь показать его.