ЧТО ТАКОЕ НЕВЕСОМОСТЬ И ОТЧЕГО ОНА ВОЗНИКАЕТ

ЧТО ТАКОЕ НЕВЕСОМОСТЬ И ОТЧЕГО ОНА ВОЗНИКАЕТ

 
Прошло уже не так мало времени после замечательных, волнующих дней, когда в космосе, вокруг Земли, носились два космических брата, два славных героя - космонавта — Андриян Григорьевич Николаев и Павел Романович Попович. Уже начался новый учебный год в школе, а все кажется, что это было совсем, совсем недавно, прямо-таки вчера. И пройдут еще дни, еще много, много дней, а нам все будет казаться, будто групповой полет космических кораблей «Восток-3» и «Восток-4» только-только кончился...
Это и не удивительно, — ведь каждый из нас принимал полет наших дорогих летчиков-космонавтов близко-близко к сердцу, волновался за них. Все думалось: как это им удастся спуститься обратно на Землю? Обойдется ли все благополучно?
Правда, мы знали, что этот полет тщательно продуман и подготовлен нашими замечательными учеными и инженерами, конструкторами и рабочими. Мы знали, что уже два раза, когда в космос летали Юрий Алексеевич Гагарин и Герман Степанович Титов, все произошло в полном соответствии с расчетами. Но ведь два космических корабля летали вокруг Земли одновременно — впервые. И впервые люди оставались в космосе так долго: трое и даже четверо суток.
И мы все целыми днями не отходили от радиоприемников, ловя каждое новое известие о ходе полета. Особенное же волнение нас, конечно, охватывало всякий раз, когда благодаря советскому чуду техники — космическому телевидению— нам удавалось видеть своими глазами уже хорошо нам знакомые лица космонавтов. Но вот радио принесло известие о том, что космические корабли один за другим, точно самолеты из одной эскадрильи, идут на посадку, сели в заранее назначенном месте в районе города Караганды, и с души свалился камень, и состояние ожидания и тревоги сразу уступило место большой радости и гордости. Вот они какие, наши замечательные бесстрашные богатыри космонавты, вот какие у нас замечательные ученые, строители космических кораблей! Всюду, куда ни поглядишь, были радостные улыбки у взрослых и у детей, все поздравляли друг друга.
Много приветственных слов героям- космонавтам сказали не только советские люди, но и зарубежные друзья. Все ученые единодушно высказали мнение, что совместный полет в космос товарищей Николаева и Поповича представляет собой великое научное достижение и открывает широкую дорогу для дальних полетов человека в космос, в том числе на Луну и на планеты: Венеру, Марс и другие.
Много трудностей и опасностей пришлось преодолеть героям-космонавтам во время полета. Никогда до сих пор человек не находился в том особенном, совсем не привычном для людей, состоянии н е- весомости, в котором он оказывается в космосе. До сих пор только один Герман Степанович Титов, наш второй космонавт, испытал на себе невесомость в течение 25 часов, то есть немногим более суток. А ведь для полета, скажем, на Луну и обратно, даже без посадки, только чтобы обогнуть ее и сфотографировать ее не видимую с Земли сторону, нужно 5—6 суток! А если предпринять путешествие в сторону Венеры или Марса, то потребуются долгие месяцы и даже годы, чтобы полететь туда, там выждать подходящий момент для обратного путешествия (чтобы не разминуться с Землей) и потом вернуться обратно. И все это время, если корабль не совершит посадки на незнакомую планету, космонавт будет находиться в состоянии невесомости. Как он будет себя чувствовать? Сохранит ли он в полной мере здоровье, способность быстро и правильно принимать решения, управлять сложными и разнообразными приборами?
Эти вопросы должны быть решены до того, как будет отдан сигнал к дальним космическим полетам. И полет космонавтов, товарищей Николаева и Поповича дал вполне обнадеживающий ответ: да, теперь уже ясно, что здоровый человеческий организм, прошедший специальную тренировку, без всякого труда переносит невесомость в 4—5 и больше суток. А судя по своему самочувствию, космонавты Николаев и Попович заверяют, что они могли бы вполне побыть в космосе еще по крайней мере столько же времени, сколько они уже пролетели.
Что же такое невесомость, отчего она возникает в космосе и почему мы не встречаемся с ней на земле, в нашей повседневной жизни? Впрочем, насчет последнего дело обстоит не совсем так. Невесомость на земле каждый из нас испытывает по многу раз, но не обращает на нее внимания, так как на земле она продолжается очень недолго. Каждый из вас, ребята, тоже испытывает невесомость, сам об этом не подозревая; происходит это, когда вы качаетесь на качелях.
Для того, чтобы нагляднее пояснить, в чем тут дело, представим себе, что к нашим ногам, вернее к нашим подошвам, приделаны пружинные весы со стрелками, которые нередко используются для взвешивания людей. Их устройство совсем простое. Внутри круглой металлической коробки спрятана хорошая, крепкая стальная пружина. Когда мы становимся на верхнюю крышку ногами, пружина сжимается под нашей тяжестью, и тогда небольшая стрелка показывает наш вес, который давит на пружину. Если бы вдруг оказалось, что под нами пружина вовсе не сжимается, то это была бы невесомость. То есть это все равно, как если бы мы не имели вовсе никакого веса.
Представим себе, что, стоя на таких пружинных подставках, мы встали на доску хороших больших качелей и начали раскачиваться. Мы сейчас же заметим, что при каждом взмахе качелей, когда конец доски достигает наивысшей точки, сила, с которой наши ноги опираются о доску, значительно ослабевает, и чем больше мы раскачиваемся, тем меньший и меньший вес показывает стрелка пружинных весов. Сперва было 40 кгу затем стало 30 кгу потом всего 10 кг. Правда, вес меняется только на один момент: два раза при каждом взмахе качелей, — один раз при отклонении их вправо, другой раз — при отклонении влево.
Зато при достижении нами наинизшей точки наш вес на одно мгновение становится больше, чем обычно. Вместо 40 кг он поднимается до 50 и 60 кг. Космонавты знакомы и с таким явлением, как увеличение веса. Они его называют «перегрузкой». На качелях перегрузки бывают небольшие и вес увеличивается не так значительно. А у космонавтов перегрузки бывают такие, что вес увеличивается иногда в 10 и больше раз. Человек начинает весить Уг тонны и больше.
Но для космонавтов перегрузка, так же, как и на Земле, может продолжаться лишь недолго. Кроме того, к перегрузке можно приучать свой организм на Земле, где ее сравнительно несложно создавать в лабораториях. Для этого устраивают так называемые центрифуги. Это нечто вроде каруселей, но только с очень мощным двигателем, который заставляет центрифугу вращаться с огромной скоростью. Космонавт сидит на конце вращающегося коромысла лицом к центру, привязанный ремнями к креслу. Он почти не чувствует скорости движения, но зато огромная сила придавливает его к сидению. Это — центробежная сила, всегда возникающая при вращательном движении. (Помните, как вас прижимало к сидению, когда автобус или трамвай круто заворачивал?) Она-то и создает перегрузку.
А вот создавать длительную невесомость на Земле очень сложно. На несколько минут ее можно создать, пользуясь высотным скоростным самолетом. Легко сообразить, что при «болтанке» на самолете тоже возникает по временам кратковременная невесомость, как и на качелях или при корабельной качке на море. Чтобы продлить невесомость, разгоняют самолет под крутым углом вверх и затем выключают двигатель. При этом как сам самолет, так и все, что внутри него находится, в том числе и летчики, получают совершенно одинаковую скорость. При таких условиях, если бы на ногах у летчика имелись наши пружинные сапоги, то их стрелка показала бы почти нуль, так как тело летчика летит по инерции вместе с самолетом и нет никакой причины, чтобы его прижимало к полу или к любой из стенок. Пилот только должен следить, чтобы крылья самолета не несли подъемной нагрузки.
Действие длительной невесомости несколько похоже на действие морской или воздушной качки. Не все люди одинаково переносят качку. Бывалому же моряку она неприятностей не доставляет. А как в космосе? Сможет тренированный космонавт легко переносить «космическую качку»? Это помог выяснить полет А. Г. Николаева и П. Р. Поповича. Они помогли убрать с дороги к дальним полетам в космос еще одно, казалось бы грозное, препятствие — влияние на человека невесомости.
Они показали, что советские люди могут летать вместе, эскадрильей космических кораблей, когда один в любую минуту готов прийти на помощь другому, как только в этом появится надобность.
Уже преодолено много, казалось бы больших, препятствий к межпланетным перелетам. Так оказалась преувеличенной опасность столкновения кораблей с мелкими камнями — метеоритами, носящимися между планетами. Оказалось возможным создать удобную для жизни и работы обстановку внутри кораблей. Скоро будут устранены и последние, оставшиеся еще трудности (действие особых, так называемых корпускулярных лучей), и тогда советские корабли, ведомые богатырями летчиками-космонавтами неудержимо устремятся к Луне и планетам, помогая человеку открывать одну за другой новые великие тайны природы для построения светлого, мирного и счастливого будущего.
Профессор К. Ф. Огородников
ИЗ ИСТОРИИ ГЕОГРАФИИ?
М. В. ЛОМОНОСОВ И ГЕОГРАФИЯ

 
Прошло 250 лет со дня рождения великого русского ученого и просветителя — Михаила Васильевича Ломоносова. Он является творцом целого ряда наук, совершенно различных по своему характеру. В физике, химии, астрономии, географии, метеорологии, горном деле, металлургии, истории, литературе он оставил капитальные научные труды и совершил выдающиеся научные открытия. Недаром Пушкин называл Ломоносова «нашим первым университетом».
М. В. Ломоносов родился 19 ноября 1711 года в деревне Мишанинской на Курострове, близ Холмогор, в семье помора. Его детские и юношеские годы проходили среди суровой природы севера, в тяжелом и полном опасностей труде по промыслу рыбы в Белом море и Ледовитом океане. С ранних лет он был окружен предприимчивыми и свободолюбивыми людьми, жившими в краю, почти не затронутом крепостным правом. Все это помогло развитию у юноши твердого характера и упорства в достижении намеченных целей, благодаря которым он преодолел невероятные трудности на пути от простого крестьянина помора до ученого с мировым именем, гения мировой культуры.
В декабре 1730 года, девятнадцатилетним юношей, Ломоносов пешком уходит в Москву учиться. С большим трудом в январе 1731 года ему удалось поступить в Московскую славяно-греко-латинскую академию при Заиконоспасском монастыре. Начались годы упорного и крайне напряженного учения.
В начале 1736 года Ломоносов, как один из лучших учеников академии, был откомандирован в университет при Петербургской академии наук, где в продолжение восьми месяцев изучал физику. Осенью 1736 года он был отправлен в Германию для продолжения образования. В течение трех лет Ломоносов обучался в Марбургском университете, а затем в городе Фрейберге, в Горной академии. Через пять лет, уже сложившимся ученым, Ломоносов возвращается в Петербург. С этих пор вся его научная деятельность протекала в учреждениях Российской Академии наук.
Ломоносов прожил бурную, полную трудов, тревог и лишений жизнь. Тернистым был его путь к высотам науки. Выходец из простой крестьянской семьи, он благодаря своему таланту и воле сделался крупнейшим ученым-академиком. В условиях полного бесправия и рабского положения крестьян в России он всему миру показал, на какие подвиги способен русский человек.
* * *
Среди многих наук, которыми занимался Ломоносов, география постоянно привлекала его интерес и внимание. В 1742 году он читал в Академическом университете курс лекций по физической географии. С этих пор различными вопросами географической науки он занимался в течение всей своей научной деятельности, а последние годы жизни, заведуя Г еографическим департаментом Академии наук, уделял географии основное внимание. В списке опубликованных трудов Ломоносова 22 работы посвящены географической науке.
Значение трудов Ломоносова в области географических знаний можно понять, лишь приняв во внимание, на каком уровне находилась тогда географическая наука в Западной Европе. Это была эпоха,—пишет профессор Д. Н. Анучин,— когда ни физической географии, ни геологии еще не существовало, когда метеорология только что начиналась, когда были сделаны первые шаги на пути исследования земного магнетизма и электричества, когда еще не приступили к ознакомлению с высокими горами и снежными их вершинами, а равно и к изучению морских глубин и даже вообще морей, когда многие громадные области земной поверхности — Австралия, большая часть Африки, значительная часть Азии, Северной Америки и почти все полярные страны — были совершенно не известны.
Если мы, приняв во внимание тогдашнее состояние географических знаний, обратимся теперь к трудам Ломоносова, то нас не может не поразить широта его знаний, смелость планов и оригинальность научных идей.
Ломоносов прекрасно понимал, что дальнейшее хозяйственное развитие России невозможно без географического изучения территории страны и ее природных богатств. Поэтому создание географических карт и географического описания всей страны он считал делом огромной важности.
В то время, когда жил и трудился Ломоносов, картография в России уже достигла больших успехов. Иваном Кирилловым был выпущен «Атлас Всероссийской империи», в котором большинство карт имело градусную сеть. В это же время Академия наук работала над созданием другого атласа России. Для его создания в 1739 году при Академии наук был основан Географический департамент. В 1745 году академический «Атлас Российский» был выпущен в свет. Работа над его составлением продолжалась восемнадцать лет. Этот атлас составил эпоху в мировой картографии. Математик Эйлер, руководивший работой по составлению атласа, писал, что «География российская приведена гораздо в исправнейшее состояние, нежели география немецкой земли» и что «кроме Франции, почти ни одной земли нет, которая бы лучше карты имела».
Однако академический атлас имел существенные недостатки, но Географический департамент ничего не предпринимал для его исправления. Поэтому в 1758 году Ломоносов взял на себя руководство делами департамента. К этому времени* он был уже ученым с мировым именем.
Прежде всего нужно было создать кадры русских картографов и географов, организовать экспедиции для астрономических наблюдений и сбора материалов к географическому описанию страны.
Ломоносов разослал в различные края России анкеты, состоящие из тридцати вопросов. Кроме экономических данных, в них запрашивались сведения о строении берегов речных долин, о гидрологии рек, о том, есть ли крупные возвышенности, «каких где больше зверей и птиц водится» и т. п. Но из-за сопротивления «неприятелей наук российских», как называл Ломоносов кучку иностранных авантюристов, подвизавшихся в Академии наук, дело создания атласа двигалось медленно, а экспедиции было велено приостановить. Только 27 лет спустя после смерти Ломоносова, то есть в 1792 году, Академия наук издала новый, более подробный атлас России. Ломоносову также не удалось создать географическое описание
России, но он собрал для этого труда огромный фактический материал.
* * *
Труды Ломоносова по картографии являются только частью его географических трудов.
Он изучал атмосферное электричество и в связи с этим решил ряд метеорологических проблем большого научного значения.
В 1753 году Ломоносов опубликовал свое замечательное «Слово о явлениях воздушных, от электрической силы происходящих». Появлению этой работы предшествовало трагическое событие. Во время опытов с атмосферным электричеством был убит ударом молнии друг Ломоносова — академик Рихман. Сам Ломоносов остался жив вследствие счастливой случайности.
В «Слове о явлениях воздушных» Ломоносов подробно пишет об электрической природе грозы, а затем переходит к устройству громоотводов.
Церковники хором стали кричать о греховности громоотводов, «препятствующих божьему гневу». Но Ломоносов возражал им, ссылаясь на то, что люди защищаются от эпидемий,наводнений, бурь и это не считается греховным.
Далее Ломоносов рассматривает зарницы и северные сияния и также объясняет их происхождение атмосферным электричеством.
На основе известных в то время фактов — понижение температуры воздуха на больших высотах, — он пришел к выводу о существовании вертикальных токов воздуха в атмосфере. Это было крупнейшее открытие, имеющее большое научное и практическое значение.
Вертикальные перемещения воздуха — по мнению Ломоносова — вызывают внезапные морозы после оттепелей, так как холодный воздух из верхних слоев атмосферы опускается в нижние. Причиной оттепелей служат влажные ветры, дующие с океанов. Это доказывается сравнением климата центральных областей Сибири с климатом Камчатки и других
стран, расположенных вблизи открытых и свободных от льда морей.
На Камчатке сильные морозы бывают редко, тогда как Средняя Сибирь всю зиму терпит жестокий холод и «землю в глубине около двух или трех футов во все лето мерзлую имеет». Эти соображения Ломоносова свидетельствуют, что он вплотную подошел к установлению классических понятий морского и континентального типов климата.
Существование восходящих и нисходящих потоков воздуха полностью подтвердилось и сейчас используется на практике. Правильными были высказывания Ломоносова о роли вертикальных потоков воздуха при образовании грозовых туч. Гениальная догадка Ломоносова об электрической природе северных сияний и об их большой высоте (до 420 верст) опередила научную мысль на полтора столетия. В наше время доказано, что полярные сияния представляют собою электрическое свечение верхних, очень разреженных слоев земной атмосферы.
Из своих занятий по метеорологии Ломоносов пришел к правильному заключению, что предсказание погоды возможно, но для этого нужно учредить много метеорологических станций, снабдив их
самопишущими приборами. По его инициативе появляются первые метеорологические станции в России, на которых ведутся инструментальные наблюдения.
Для этой цели он в 1748 году изобрел самопишущий анемометр для определения силы и направления ветра. В начале 1754 года Ломоносов сообщил Академии наук о сконструированной им летающей машине, которую назвал аэродромной. К этой машине он хотел привешивать термометры и другие приборы для того, чтобы изучать верхние слои атмосферы. На заседании Академии наук он демонстрировал этот прибор, который приводился в движение при помощи часового механизма.
Ломоносов предлагал также создать международную сеть метеорологических станций и организовать систематические наблюдения на кораблях, чтобы приблизиться к решению проблемы предсказания погоды.
Он писал: «Если мы научимся предсказывать погоду, то нам больше нечего будет просить у бога».
Остатки окаменевших тропических растений и «слонов» (это были мамонты, найденные в Сибири) привели Ломоносо
ва к мысли об изменчивости климата. Происходит это, по мнению Ломоносова, от изменения положения оси земного шара по отношению к Солнцу.
«Посему следует, что в северных краях в древние веки великие жары бывали, где слонам родиться и размножаться, и другим животным, также и растениям, около экватора обыкновенным, держаться можно было». Высказывая гипотезы о причинах изменения климата, Ломоносов предвосхитил идеи нашего времени.
Мысль о коренных изменениях климата у Ломоносова связывалась с представлением о гигантских сроках эволюции Земли, что в корне противоречило церковному вероучению о сотворении мира.
В различных местах его произведений мы находим характеристики климата таких мало известных в его время стран, как Сибирь, Тибет, Канада, Перу и другие. Он знал и то, что в южном полушарии зима в общем холоднее, чем в северном. В связи с этим следует упомянуть, что задолго до открытия Антарктиды русскими мореплавателями Ф. Ф. Беллинсгаузеном и М. П. Лазаревым Ломоносов предсказал, что вблизи Южного полюса существует неизвестный материк, покрытый льдом и снегом.
* • * *
Еще в студенческие годы Ломоносов изучал строение земной коры, залегание различных руд и способы их добычи.
В 1757 году в Академии Ломоносов доложил свою работу — «Слово о рождении металлов от трясения земли».
Поводом для этого были грозные явления природы, которые служили темой для бесчисленных проповедей церковников о «божьем гневе». В 1755 году Лиссабонское землетрясение почти полностью разрушило столицу Португалии. В том же году от землетрясения пострадал Иркутск, а в следующем году было сильное землетрясение на Камчатке.
В 1763 году Ломоносов опубликовал другую замечательную геологическую работу— «О слоях земных». Эта работа являлась сводкой теоретических знаний, необходимых для поисков полезных ископаемых. В работе «О слоях земных» он доказывает, что основные крупные формы земной поверхности возникают в результате действия внутренних сил земли и слагаются из тех же материалов, которые находятся внутри земного шара.
В своих геологических трудах Ломоносов защищал идею развития Земли. «Итак, напрасно многие думают, — пишет Ломоносов, — что все как видим, с начала творцом создано... Таковые рассуждения весьма вредны приращению всех наук, следовательно, и натуральному знанию шара земного, а особливо искусству рудного дела, хотя оным умникам и легко быть философами, выучась наизусть три слова: Бог так сотворил».
Какая же сила изменяет поверхность земли, создает новые материки, моря, горы и тому подобное? Это сила подземного огня, — отвечает Ломоносов. Когда земля была покрыта водой, из-под воды выросли гигантские горы и материки. Такая картина их появления доказывается находками окаменевших морских животных в центре материков, в частности в горах.
Ломоносов стремится вычислить глубину очагов землетрясений и отрицает господствовавшую в то время идею, что причиной деятельности вулканов являются подземные пожары, то есть сгорание горных пород, из которых слагаются вулканы.
Ломоносов не признавал теории об огненно-жидком состоянии ядра Земли и утверждал, что Земля всегда была твердым телом от поверхности до центра. Причины вулканических явлений он видел в химических реакциях, которые происходят внутри Земли. Эти его представления совпадают с современными взглядами.
Ломоносова следует считать одним из основоположников науки о рельефе земной поверхности — геоморфологии.
Современный рельеф по Ломоносову создался не сразу. В создании его участвуют как внутренние, так и внешние силы.
Возвышенности, по мнению Ломонос сова, произошли от поднятия участков земной коры из-под уровня моря. Но при поднимании ровного морского дна земная поверхность трескалась. Этот процесс сопровождался крупными землетрясениями и образованием гор.
Вторым способом образования рельефа являются медленные вековые поднятия и опускания суши, то есть «унижения и повышения гор нечувствительные течению времени». Это была гениальная догадка великого русского естествоиспытателя, непонятая современниками и признанная лишь в конце XIX века.
Внешние силы, по мнению Ломоносова, создают лишь мелкие формы — детали строения земной поверхности. Из всех внешних сил Ломоносов считал воду главным фактором в преобразовании форм рельефа.
Ломоносов первый высказал мысль, что у речных долин один берег возвышенный и крутой, другой низменный и пологий. «Когда течение знатных рек рассмотрим, везде почти найдем, что одна сторона у них нагорная, другая луговая, то есть одна состоит из берегов крутых и высоких, другая из низких песчаных и луговых мест, а следовательно, оные реки с одной стороны приглубы, с другой— отмелы». Только в XIX веке на это явление вновь обратил внимание русский академик К. М. Бэр и объяснил его влиянием на речные потоки отклоняющего действия силы вращения Земли. В современной географической науке это явление известно под названием «закон Бэра».
Ломоносов ввел в географическую науку понятия об относительной высоте местности, о средней высоте материков и средней глубине океанов. Эти понятия сохранили свое значение в географии до нашего времени.
Указав на причины, изменяющие поверхность земли, Ломоносов переходит к вопросу о происхождении различных горных пород и минералов; в частности, он говорит об органическом происхождении торфа, каменного угля, нефти. Эта идея также вошла в современную науку.
В конце книги «О слоях земных» Ломоносов говорит о минеральных богатствах России и первый высказывает мысль о наличии россыпного золота и алмазов в недрах нашей страны. Только в начале XIX века они были обнаружены на Урале.
В 1761 году Ломоносов делает попытки организовать поиски полезных ископаемых на территории всей страны. В одной из инструкций по этому вопросу он писал, что «... в России громадное число полезных ископаемых, но для их использования необходимы широкие поиски, направляемые научным представлением о происхождении минералов».
Чтобы открыть новые месторождения, Ломоносов предлагал наблюдать обнажения горных пород на берегах речных долин, собрать с горных заводов образцы минералов, а также использовать крестьянских детей, которые собирают разноцветные камушки на берегах рек.
Ломоносов вынашивал научный замысел о составлении большого труда — «Российской минералогии».
* * *
Выдающиеся научные труды создал Ломоносов о родных северных полярных странах: «Письмо о Северном ходу в Ост- Индию Сибирским океаном», «Рассуждение о большой точности морского пути», «Мысли о происхождении ледяных гор в северных морях», «Краткое описание разных путешествий по северным морям и показание возможного проходу Сибирским океаном в Восточную Индию» и др.
Еще в своей оде в 1752 году Ломоносов писал:
Напрасно строгая природа От нас скрывает место входа С брегов вечерних на восток.
Я вижу умными очами:
Колумб Российский между льдами Спешит и презирает рок.
Ту же мысль он повторяет в первой песне поэмы «Петр Великий»:
Колумбы русские, презрев угрюмый рок, Меж льдами новый путь отворят на восток,
И наша досягнет в Америку держава.
Поэтический образ российского Колумба вдохновлял его на создание замечательных трудов по географии нашего Севера.
Ломоносов считал, что Северный морской путь можно превратить в постоянно действующую морскую дорогу. Эту мысль он обосновал тем, что в области Ледовитого океана не бывает таких стуж, как южнее, в Сибири на суше, а потому далее к северу «открытому морю быть должно, не токмо летом, но иногда и зимою».
После стужи самым важным препятствием для освоения Северного морского пути Ломоносов считал лед. Поэтому он останавливается на происхождении этого льда и доказывает, что лед бывает троякого рода: во-первых, мелкое сало, образующееся в самом море и не опасное для кораблей; во-вторых, плавающие ледяные горы (падуны или айсберги), образующиеся на суше; в-третьих, многолетние льды (стамухи или ледяные поля), которые образуются на сибирских реках и весною и летом выносятся в море.
Разделение льдов на три группы — морские, речные и глетчерные — принципиально не отличается от принятого в настоящее время. Но Ломоносов ошибался, что в образовании ледяного покрова северных морей основную роль играют льды речного (пресноводного) происхождения. В действительности главную роль играют морские льды, то есть образовавшиеся в самом море из морской воды.
Из этих трех видов льда, замечает Ломоносов, поверхностные льды движутся под влиянием господствующих ветров, а ледяные горы, глубоко сидящие в воде, передвигаются морским течением. Ломоносов утверждал, что в Северном Ледовитом океане существует морское течение, идущее с востока на запад, которое выносит льды в Атлантический океан. Это предположение Ломоносова подтвердилось уже в наши времена, экспедициями Нансена, Амундсена, Папанина и других. По мнению Ломоносова, в Северном Ледовитом океане «чистого моря против льдов» должно быть «около десяти раз больше». Теперь мы знаем, что эти расчеты Ломоносова неверны, так как даже летом только одна треть Ледовитого океана свободна от льда.
Интересны также соображения Ломоносова о существовании океана в районе Северного полюса. «И так по всему видно, и на самой высочайшей степени вероятности поставлено, что считая отсюда за полюсом есть великое море», — писал Ломоносов.
Самые авторитетные ученые того времени утверждали, что у полюса находится континент — (Северная Земля).
В конце своего капитального труда — «Краткое описание разных путешествий по северным морям и показание возможного проходу Сибирским океаном в Восточную Индию» — Ломоносов дает детально разработанный проект экспедиции для открытия Северного морского пути. Для осуществления этого проекта правительство 9 мая 1765 года (через месяц после смерти М. В. Ломоносова) отправило в Северный Ледовитый океан экспедицию на трех кораблях под начальством В. Я. Чичагова.
Экспедиция вышла из Архангельска и направилась к западному побережью Шпицбергена. Отсюда по проекту Ломоносова корабли должны были пройти через Северный полюс к Берингову проливу. Экспедиция, как и следовало ожидать, окончилась безрезультатно. Даже при современных атомных ледоколах подобный проект был бы неосуществим.
Цель отыскания Северного морского пути носит у Ломоносова главным образом экономический характер, так как в задание экспедиции, он включал отыскание пути в Индию и изучение недр северных окраин России. «По многим доказательствам заключаю, что и в северных недрах пространно и богато царствует натура, и искать оных сокровищ некому!», «А металлы и минералы — добавляет Ломоносов, — сами на двор не придут. Они требуют глаз и рук в своих поисках».
Ломоносова не останавливала мысль о 
возможных жертвах, ибо если «для приобретения малого лоскута земли, или для одного только честолюбия посылают на смерть многие тысячи народа, целые армии, то здесь ли должно жалеть около ста человек, где приобрести можно целые земли в других частях света для расширения мореплавания, купечества, для государственной и государской пользы, для показания морских российских героев всему свету и для большого просвещения всего человеческого роду...»
* * *
В трудах Ломоносова затронуты и многие другие вопросы физической географии. Он создает теорию приливов и отливов, теорию земного магнетизма, вводит в географическую науку такие термины, как: атмосфера, земная ось, тундра, атмосферное давление, влажность воздуха, вечная мерзлота, погребенный лед, чернозем и многие другие.
Наряду с вопросами физической географии Ломоносов большое внимание уделял экономической географии. Он первый в мировой литературе употребляет в своих работах термины — «экономическая география» и «экономическая карта». В его трудах затронуты все важнейшие вопросы экономической географии: о природных богатствах, о населении, о сельском хозяйстве, о ремеслах и промышленности, о внутренней и внешней торговле и т. п. Важнейшая работа его по экономической географии — это статья: «О размножении и сохранении российского народа». Все помыслы Ломоносова были направлены на то, чтобы превратить Россию из отсталой в могущественную, развитую в экономическом отношении страну.
Науку Ломоносов рассматривал как средство для покорения природы, для подчинения ее человеку. Поэтому его деятельность всегда была тесно связана с наиболее важными экономическими потребностями страны, с ее хозяйственным и культурным развитием.
Ломоносов настойчиво добивался широкого развития образования в России.
Всеми силами отстаивал он права низших сословий на образование. На раздававшиеся возражения — «куда столько ученых девать?» — отвечал: «Для Сибири, горных дел, фабрик, сохранения народа, архитектуры, правосудия, исправления нравов, земледельства, предзнания погод, военного дела, хода севером и сообщения с ориентом».
Н. Г. Чернышевский писал, что Ломоносов «страстно любил науку, но думал и заботился исключительно о том, что нужно было для блага его родины. Он хотел служить не чистой науке, а только отечеству». Ломоносов предлагал создать «Мореплавательную академию», был создателем первых научных лабораторий в стране и основателем Московского государственного университета, которому в 1940 году было присвоено его имя.
Любовь к родному народу соединялась в мировоззрении Ломоносова с проповедью мира между государствами.
В своих трудах Ломоносов неоднократно выступал в защиту мира: «О если бы оные труды, попечения, иждивения и несчетное многолюдство, которые война похищает и истребляет, в пользу мирного ученого мореплавания употреблены были, то бы не токмо неизвестные еще в обитаемом свете земли, не токмо под неприступными полюсами со льдами соединенные берега открыты, но и дна бы морского тайны рачительным человеческим снисканием исследованы были».
Жизнь Михаила Васильевича Ломоносова оборвалась преждевременно, в самом расцвете творческих сил. Он умер 15 апреля 1765 года в возрасте 54 лет. Умирая, он говорил своему другу академику Штелину: «Друг, я вижу, что я должен умереть, и спокойно и равнодушно смотрю на смерть; жалею только о том, что не мог я совершить всего того, что предпринял я для пользы отечества, для приращения наук и для славы Академии».
Через несколько дней после смерти М. В. Ломоносова академик Леклерк в прощальном слове заявил: «Не стало человека, имя которого составит эпоху в
летописях человеческого разума, обширного и блестящего гения, обнимавшего и озарявшего вдруг многие отрасли... Его будут чтить повсюду, где будут люди просвещенные».
Имя Ломоносова присвоено хребту на Новой Земле и недавно открытому советскими полярниками огромному подводному хребту в Северном Ледови
том океане. Даже на обратной, невидимой стороне Луны, которую сфотографировала советская межпланетная автоматическая станция, есть кратер Ломоносова.
Советские ученые, вместе со всем советским народом, хранят и развивают науку, основателем которой в нашей стране был М. В. Ломоносов.
В. Невский

ТАЙНА МОРСКОГО СЛОНА

Высоко над морем, на каменной террасе, занесенной снегом, участники советской антарктической экспедиции обнаружили замороженную тушу огромного водного млекопитающего из отряда ластоногих. Это был морской слон — длинноносый тюлень с хоботообразным выростом на голове.
Видимо, много лет назад животное, выбравшись из воды на каменную площадку, вырезанную прибоем, служившую лежбищем, по какой-то причине не смогло уйти в море и стало вечным пленником холодной террасы. Шли годы. Море отступало все дальше и дальше.
Ученых очень заинтересовало, сколько лет мог пролежать морской слон на морской террасе. Разгадка тайны могла многое прояснить в истории геологических образований в Антарктике. И тогда было принято решение отправить голову ластоногого великана в Ленинград для лабораторных исследований.
Для решения вопроса о возрасте столь редкой находки на антарктическом побережье ученые лаборатории археологической технологии Института археологии Академии наук СССР применили радиоуглеродный метод определения абсолютного возраста углеродсодержащих веществ: древесины, тканей животных, углей, злаков.
Как установлено наукой, в каждом живом организме содержится определенное количество радиоактивного изотопа углерода, получившего название С-14. Он непрерывно распадается и пополняется. Но стоит жизни уйти из организма, как начинается очень медленный процесс распада этого радиоактивного вещества. Этот распад протекает всегда одинаково, скорость никогда не меняется.

Пользуясь новейшими физическими и химическими методами, разработанными под научным руководством члена-корреспондента Академии наук СССР И. Е. Старика, исследователи выяснили, какое количество радиоактивных атомов сохранилось в замороженном организме, а затем, сделав соответствующие вычисления, с достаточной точностью определили возраст морского слона. Оказалось, что найденному на антарктическом побережье животному 1800 лет.
* * *
Когда-то морские слоны жили большими семьями в субантарктических частях Тихого, Индийского и Атлантического океанов. Но в конце XIX столетия в стадах животных, славящихся обилием ценного жира, иностранные промышленники произвели невероятные опустошения. Лишь своевременно принятыми мерами по охране редких животных удалось сохранить часть тюленей- слонов, которые сейчас успешно размножаются в заповеднике у Фолклендских островов.
Ученые ведут наблюдения за морскими слонами. Об этом рассказано в специальном журнале, который издается Службой по охране редких животных на Фолклендских островах.
На нашем снимке показан морской слон Фолклендских островов. В минуты сильного раздражения такой великан, достигающий в длину 6— 7 метров, способен вытягивать свой нос-хобот до 40 сантиметров.
Известно, что среди морских слонов встречаются экземпляры весом по шесть с лишним тонн»