ЕДИНАЯ ГЛУБОКОВОДНАЯ СИСТЕМА

ЕДИНАЯ ГЛУБОКОВОДНАЯ

«Единая глубоководная система соединит основные внутренние водные пути Европейской части СССР».
(Из Программы КПСС)

Советский Союз имеет самую развитую речную сеть в мире. В нашей стране, занимающей одну шестую часть суши земного шара, больше 150 тысяч рек, среди них крупнейшие в мире — Обь, Енисей, Лена, Амур. По территории нашей Родины текут самые большие реки Европы: Волга, Днепр, Печора. Общая протяженность рек — 3 миллиона километров!
Наши реки многоводны, текут большею частью по равнинам, чрезвычайно извилисты и принимают множество притоков. Гряды водоразделов, больших и малых, легли между великими реками.
Издавна человек стремился исправить природу — соединить реки, — ведь это водные пути, укрепляющие связи между землями дальними и ближними, удобные и надежные торговые дороги. Сначала реки сближались волоками,  а затем начались попытки сооружения первых искусственных водных путей — каналов. Вспомним далекое прошлое нашей родины...

ДРЕВНИЕ РУССКИЕ ВОДНЫЕ ПУТИ

В глубокой древности между Волгой и Варяжским (Балтийским) морем через великий Новгород пролегал оживленный торговый путь, называемый Волжским.

Этот древнейший из речных путей шел с верховьев Волги, через короткие волоки на реку Мету, на озеро Ильмень, по реке Волхову, на озеро Незо (Ладожское), по реке Неве — и к Варяжскому морю. С X века большое значение получил Днепровско-Ильменский путь — от Варяжского моря на озеро Ильмень, по реке Ловати, по притокам Западной Двины, по Днепру и до Русского (Черного) моря. Издревле этот путь назывался «из Варяг в Греки и из Грек по Днепру».
На утлых судах, по отмелям и перекатам, через пороги и стремнины, преодолевая волоки, шли наши отважные предки — новгородцы, суздальцы, киевляне и многие другие...
Если мы посмотрим на современную карту Калининской области, то увидим, что почти на границе с Новгородской областью есть небольшое озеро Стерж. Это озеро первое принимает в свои воды великую русскую реку Волгу. У самого истока Волги, при впадении ее в озеро, — руины старинного погоста-городка и остатки канавы древней работы. На насыпи близ городка в прежние времена стоял большой каменный крест с надписью:
«6641 (1133 год) месяца июля 11 (или 14) почах рыти реку сию яз Иванко Павловиц и крест сь поставих».
Иван Павлович, бывший в то время новгородским посадником, прорыл канал у истока Волги, чтобы связать ее с реками Полой и Ловатью. Найден каменный крест на берегу искусственного пролива, соединявшего озера Лопастицы и Витбин. Здесь проходила ветвь вели-?
кого водного пути от Западной Двины к притокам реки Полы.
В конце XVIII века при земляных работах на озере Селигер обнаружили следы старинного канала: в летописях XII— XIII веков встречаются упоминания о прорытом водном пути к притокам Лова- ти через озеро Селигер.
Начиная с XII века шведы и немцы все время тревожили новгородцев и стремились захватить водные дороги русских, ведущие в Балтийское море. И новгородцы усиленно укрепляли свои опорные пункты выхода на Балтийское побережье: в устье Невы построили крепость Орешек,  у входа в Ладогу — Ладожскую крепость, и на реке Вуоксе — крепость Корелу.  Новгородцы понимали, что важно не только сомкнуть прибалтийские водные пути с Волгой, но и надежно охранить их от врагов.
«Реки созданы для того, чтобы питать ими каналы», — эти слова приписывают Петру I. Действительно, почти четверть века его не оставляли мысли о необходимости сооружения искусственных водных путей — каналов. Петр понимал, как важны в России, огромной и отсталой, такие хорошие и надежные дороги, как водные. Этого требовала все возрастающая торговля, внешняя и внутренняя, в этом нуждались хозяйство и промышленность страны.
В 1703 году одновременно с основанием Петербурга начали сооружение Вышневолоцкого канала для связи Балтики с Волгой. Новой столице нужны были корабельный лес, металл, хлеб. Хотя работу по постройке канала вели опытные мастера, специально выписанные из Голландии, канал имел большие недостатки. Первую попытку провести суда из Казани с корабельным лесом предприняли в 1709 году. Но из-за мелководья и Боровицких порогов (на Мете) суда зазимовали и пришли в Петербург только в следующем году. Пришлось привлечь новых иноземных специалистов, но и это не помогло. За десять лет своего существования канал пришел в полную негодность. И вот в 1719 году талантливый самоучка из крестьян — Михаил Сердюков предложил Петру блестящий проект переустройства Вышневолоцкой системы. Проект приняли. Сердюков соединил реки Шлину и Цну каналом, построил плотины и создал на водоразделе большое Заводское водохранилище для питания мелководных участков Тверды и Меты.
Многие плотины и шлюзы были сооружены так прочно, что простояли без ремонта более ста лет. Сердюков уничтожил взрывным способом коварные Боровицкие пороги, мешавшие судоходству. К середине 1722 года работы по созданию, по существу вновь, Вышневолоцкого канала успешно закончились. Это стало его «вторым рождением».
Новый водный путь, по которому ежегодно провозили до 200 тысяч тонн грузов, надежно проработал многие годы. Сам Михаил Иванович Сердюков в течение 30 лет бессменно руководил Вышневолоцким каналом и заслужил у потомков почетное имя первого русского гидротехника.
По Вышневолоцкой системе ежегодно проходило по 4000 судов, но все они потом продавались в Петербурге на слом, так как движение по каналу было односторонним. Это резко увеличивало стоимость провоза грузов. Вскоре появились проекты новых каналов, Тихвинской и Мариинской систем. По старой водно-волоковой дороге соорудили Тихвинский канал. Он явился кратчайшим путем между Мологой и Ладожским озером. Почти одновременно выдвигался проект устройства канала через реки Вытегру — Ковжу — Белое озеро — Шексну. Так наметились вехи будущей Мариинской системы, построенной в 1810 году. Но плавание речных судов по бурным озерам Онежскому и Белому было вначале очень опасным. Пришлось построить обходные каналы — Онежский и Белозерский. После этого Мариинский канал
завоевал в Волго-Балтийской системе ведущее место, сохранив его на долгие годы.
Еще при Петре (в 1697 году) начались работы по постройке канала между Доном и Волгой. Работы прекратились из-за войны со Швецией. Через несколько лет Петр все же осуществил свою мысль, соединив Волгу с верховьями Дона по реке Оке и Упе. Построили Ивановский канал, по которому прошло до 300 судов. Но и этот канал был также оставлен.
Мечта Петра «сопречь моря Балтийское, Белое, Черное и Каспийское» в те далекие времена оказалась дерзкой и невыполнимой. На смену пришли мечты, еще более смелые и грандиозные, мечты, ставшие былью в наши великие, прекрасные дни...?

БЕЛОМОРСКО-БАЛТИЙСКИЙ КАНАЛ

Для того чтобы попасть из Ленинграда в Архангельск, раньше надо было обогнуть весь Скандинавский полуостров. Построенный в 1933 году Беломорско-Балтийский канал сократил это расстояние более чем в четыре раза и соединил кратчайшим путем природные богатства Карелии с центральными районами страны. Канал был сооружен в рекордно короткие сроки — 1 год 8 месяцев. По своей длине — 227 километров — Беломорканал превосходит три наиболее крупных канала мира — Кильский, Суэцкий и Панамский.
Эта водная дорога начинается от старинного города Повенец, лежащего на берегу Онежского озера, идет по «повенчанской лестнице», состоящей из семи шлюзов. За «лестницей» на высоте 102 метра над уровнем моря канал пересекает несколько озер. От восьмого шлюза начинается спуск к Белому морю и канал подходит к порту Беломорск. Длина Беломорско-Онежского перешейка, по которому проходит канал, около 40 километров. Почти весь канал построен из местных материалов — дерева и камня. Большинство сооружений покоится на скалистом основании, а некоторые полностью вырублены в скале. Чтобы проложить канал в гранитных скалах, пришлось произвести свыше трех миллионов взрывов и вынуть пять миллионов тонн гранита.
Беломорско-Балтийский канал является важным звеном в общей водной системе страны, так как через Мариинский канал связывает Белое море с Волгой.

БОЛЬШАЯ ВОЛГА

Вернемся снова на Волгу. Выше озера Стерж, на пологих холмах Валдая, у деревни Волговерховье, в небольшом лесу, посередине болотца, стоит маленький деревянный домик со шпилем на крыше. К домику ведут мостки. Там тихо и пусто.
В деревянном полу сделан вырез, и сквозь него виден родник прозрачной и чистой воды. Этот маленький, робкий ручеек и есть исток Волги! Потом ручеек постепенно ширится, принимая в себя воды Селижаровки — своего первого притока, а затем и других рек. У Волги — триста притоков! Но не только естественные природные притоки делают Волгу могучей и полноводной.
Советские люди одели свою любимую реку великолепным нарядом из огромных искусственных морей и озер. Широкие голубые ленты — каналы — протянулись от Волги к другим рекам.

КАНАЛ ИМЕНИ МОСКВЫ

В 1937 году был сооружен канал имени Москвы, соединивший реку Москву с Волгой. Длина канала—128 километров. Он начинается на правом берегу Волги у поселка Иваньково, выше устья реки Дубны. Там создано замечательное Иваньковское водохранилище, называемое Московским морем. Да и как иначе назвать огромный водоем, если длина его 120 километров, ширина около 10 километров, а глубина доходит до 19 метров!
Канал на своем пути пересекает гряду Северо-Русской возвышенности. Средняя часть его на 38 метров выше уровня Большой Волги и на 36 метров выше уровня Москвы-реки. Следовательно, вода через водораздел не могла идти самотеком, ее надо было заставить двигаться. Для этого устроены мощные насосные станции и система шлюзов, при помощи которых суда поднимаются наверх и спускаются вниз.
По этому каналу уже перевезено почти 200 миллионов пассажиров и прошло почти полтора миллиона судов и плотов с Волги, Дона, Камы, с берегов Балтики, Белого и Каспийского морей. В Москву доставляют хлеб, рыбу и соль, лес и строительные материалы, а из Москвы везут станки, автомобили, ткани и многое другое.
Значение канала имени Москвы очень велико. Создан глубоководный судоходный путь, связавший Москву с Волгой и Волго-Балтийской системой. Обеспечено полное и бесперебойное снабжение водой населения столицы и промышленных предприятий.

ВОЛГО-ДОНСКОЙ КАНАЛ ИМЕНИ В. И. ЛЕНИНА

Создание Волго-Донского канала имени В. И. Ленина завершило соединение внутренними водными путями всех морей Европейской части СССР — Балтийского, Белого, Каспийского, Азовского и Черного. Москва стала портом пяти морей!
Волга и Дон... Несут свои воды в южные моря, постепенно сближаются, но остаются разделенные узким перешейком и снова расходятся. В древности по перешейку волоком перевозили грузы и суда. Этот перешеек начал соединять каналом и Петр I. Следы его работ — остатки старинного рва — сохранились до наших дней.
14 мая 1918 года под председательством В. И. Ленина Совет Народных Комиссаров принял решение немедленно приступить к проектированию и сооружению Волго-Донского канала: «...прорытие Волго-Донского канала даст мощный толчок к облегчению вывоза продуктов района и подвоза к нему необходимых материалов, например лесных». Начались изыскания, но строить помешала сначала гражданская, а потом Великая Отечественная война. К строительству канала смогли приступить только в 1948 году, а в июле 1952 года по каналу прошли первые суда!
У Волго-Донского канала выгодное географическое расположение. На западе и юго-западе — крупнейший в стране угольный бассейн — Донбасс, потребитель лесоматериалов и нефти. С верховьев Волги, Камы и Вятки идет в Донбасс северный лес и «черное золото» — поволжская и уральская нефть. А обратно идут суда, наполненные донецким углем и южной рудой.
Волго-Донской канал берет свое начало в устье реки Сарпы, в двадцати километрах от Волгограда. Девять ступеней шлюзов круто поднимают суда на высоту 88 метров. Канал идет 21 километр по долинам реки Сарпы и балки Солянки к водораздельному, наиболее высокому участку. Этот высокий водораздел между Волгой и Доном длиной 26 километров проходит в глубокой выемке. От него начинается спуск к Дону, но уже менее крутой, с падением в 44 метра. Донской склон проходит три водохранилища и подходит к Цимлянскому морю.
Об этом море хочется рассказать подробнее. Глубина его в некоторых местах достигает 28 метров, длина — 260 километров, а наибольшая ширина — 38 километров. Здесь сооружены:  мощная
гидроэлектростанция, огромная плотина высотой в 43 метра и длиной более 12 километров с напором в 26 метров, и многое другое...
Земли, по которым проходит новый канал, издавна относились к самым засушливым и неурожайным. Подсчитано, что за 50 лет в засушливых районах Ростовской и Волгоградской областей было 18 неурожайных лет. А по количеству осадков только один год выдался по-настоящему обильный. Злые засухи и суховеи властвовали сотни лет на этих землях... Но вот разлилось чудесное Цимлянское море. Пошла от него вода по сети оросительных каналов Ростовской, Волгоградской и Каменской областей. И совсем иным стал облик этого края. Земля дает щедрые урожаи. Зазеленели молодые сады, рощи и леса.
Цимлянская плотина является сооружением, какого нет нигде в мире. Она — земляная и соединяет бетонные постройки с правым и левым берегами Дона. Стоит плотина на мелком песке и слабом илистом грунте. Во время огромных весенних паводков плотина пропускает до 22 тысяч кубических метров воды в секунду. Вода сбрасывается через водосливные отверстия в плотине. Мощный поток (примерно в 2,5 миллиона лошадиных сил) мог бы размыть скалу, а не только песок. Но советские инженеры нашли оригинальный способ «укротить» необузданный бурный поток воды при помощи специальных устройств:   гасите
лей, рассекателей, ковшей — и добились уменьшения скорости течения. Теперь прежняя огромная скорость течения потока— 26 метров в секунду — уменьшена в... 15 раз и стала безвредной даже для песка!
Весной 1961 года произошло большое событие: первые сооружения нового Волго-Балтийского пути вступили в строй. Крупногабаритные, выполненные по последнему слову техники, шлюзы Вытегор- ский и Белоусовский уже приняли волжские суда. Дело в том, что часть Мариинского канала настолько устарела, что не могла пропускать озерные и речные суда.
И вот намечен новый путь... Кроме указанных шлюзов, построили еще семь. Все они заменят на участке от Череповца до Онежского озера 39 ветхих старых шлюзов Мариинской системы, которые честно прослужили 150 лет! Интересно; что строители канала решили один из старых шлюзов сохранить как редкость в память славного прошлого Мариинской системы.
Взамен узких обходных каналов Белозерского и Онежского будут проложены глубоководные трассы прямо по озерам. В 1964 году, после окончания всех работ по созданию Волго-Балта, пойдут по нему большие волжские суда с грузами на Ленинград, Беломорск, порты Прибалтики.

БОЛЬШОЙ ДНЕПР

Днепрогэс имени В. И. Ленина... Кого не охватывает волнение при этих словах? Первая мощная гидроэлектростанция на одной из самых древних русских рек, течение которой тридцать лет назад сковали огромной плотиной. По Днепру открылся сквозной путь от истоков до Черного моря!
Но бурные потоки днепровской воды в половодье уходили бесцельно в море. А южноукраинские степи и северная часть Крыма страдают от засух и суховеев. Местная речная сеть в этих районах не может дать драгоценную влагу для орошения полей и садов. У Днепра неравномерный сток: он богат водой весной, а летом резко мелеет. Чтобы уменьшить бесполезный сброс воды и увеличить выработку электроэнергии, решено было создать на Днепре несколько мощных гидроузлов. Второй после Днепрогэса имени В. И. Ленина днепровский гигант — Кременчугская ГЭС — вступила в строй в 1962 году. Ее огромная плотина длиной в 13 километров и высотой в 25 метров и колоссальное водохранилище позволяет теперь регулировать сток Днепра. Уже не будет бесполезно уходить днепровская вода: водохранилище во время паводков станет накапливать излишки воды, а затем по-хозяйски расходовать ее для нужд электростанции, судоходства и орошения.
Когда тридцать лет назад вводилась в действие первая на Днепре гидроэлектростанция имени В. И. Ленина, строители рапортовали стране: «Днепр работает на социализм». Теперь строители Кременчугской ГЭС с гордостью сказали: «Могучий Днепр работает на коммунизм!»
В настоящее время строятся еще две
другие гидроэлектростанции Большого Днепра — Днепродзержинская и Киевская. Затем будет сооружена Каневская, расположенная между Кременчугской и Киевской гидростанциями. С пуском Каневской ГЭС завершится создание сплошной глубоководной магистрали от Киева до Черного моря, протяженностью около 900 километров. По этому водному пути пойдут крупные многотоннажные суда с железной рудой, углем, хлебом, лесом и другими важными грузами. После окончания реконструкции среднего и нижнего участков Днепра можно будет осуществить проекты комплексного использования верхнего Днепра, Днестра и Южного Буга.

ЗАГЛЯНЕМ В БУДУЩЕЕ

Величественные задачи поставил XXII съезд Коммунистической партии Советского Союза в области создания новых глубоководных путей и орошения миллионов гектаров засушливых земель.
Единый глубоководный транспортный путь пройдет в самых населенных и промышленных районах страны. Волга и Днепр будут связаны через Волго-Донской канал, Азовское море и канал Днепр-Азовское море. Будет построен и Камско-Вычегодско-Печорский водный путь. Сток вод Печоры и Вычегды решено перебросить через Волгу и Каму в Каспийское море.
В будущем намечено создание глубоководного Днепро-Бугского пути, который соединит Днепр с рекой Вислой, а южные моря — с Балтикой по Днепру, Припяти и Неману. В течение столетий умы русских людей занимал вопрос: как соединить Черное море с Балтийским, чтобы избежать длительного кружного плавания через Северное море, Гибралтарский пролив, Средиземное море и Босфор? И только в наши дни возможно осуществление искусственного водного пути, который сократит это расстояние более чем в два раза. Трасса Днепро-Неманско- го канала пойдет по Украине, Белоруссии и Литве и решит задачи судоходства, гидроэнергетики и осушения заболоченных земель. Длина всего водного пути от порта Херсон до порта Клайпеда — около 2500 километров.
Орошение засушливых и пустынных земель. .. У нас насчитывается 9 миллионов гектаров орошаемых земель. Ставится задача довести их площади до 28 миллионов гектаров, то есть увеличить более чем в три раза. Самая большая река Средней             Азии — Аму-Дарья — успешно
используется для орошения. Через пустыню Кара-Кумы уже прошли воды Аму-Дарьи свыше 400 километров и двигаются по направлению к Каспийскому морю. Настанет день, когда 1000-километровый Каракумский канал соединит воды Аму-Дарьи и Каспия. Канал идет через бесплодные черные пески пустыни и буквально «на ходу» превращает ее в цветущий край. Достаточно сказать, что только вдоль берегов канала, не считая оазисов, будет посажено 80 миллионов деревьев. Канал не только оросительный, но местами и судоходный, так как имеет ширину до 14 метров и глубину свыше 5 метров. Пески Кара-Кумов — одной из величайших пустынь мира — с каждым днем меняют свой облик...
Самые смелые, дерзновенные мечты не кажутся нам фантастичными при таком грандиозном гидротехническом строительстве в нашей стране. Советскому человеку все по плечу — и избавиться от влияния стихии, и стать подлинным властелином природы!

П. Доильницин, Е. Мелентьева