ДРЕВНИЕ ПАМЯТНИКИ ИНДОНЕЗИИ

ДРЕВНИЕ ПАМЯТНИКИ ИНДОНЕЗИИ

Многие народы мира имеют свои архитектурные символы. Парфенон является символом Греции, Колизей — Италии, Эйфелева башня — Франции, Спасская башня Кремля воспринимается как символ нашей страны. Мы их все хорошо себе представляем, и прежде всего потому, что знаем историю и культуру народов, их создавших.
Такой своеобразный символ есть и в Индонезии. 10 лет назад президент Индонезийской республики, выступая на митинге, сказал, что Прамбанан должен стать символом Новой Индонезии и служить вдохновением для ее народа.
Как много в мире далеких от нас стран, богатейшая культура, искусство и, в частности, архитектура которых пока еще мало нам известны! К сожалению, историю и культуру Индонезии мы почти не знаем; архитектурный образ, на который сослался Сукарно, многим остался непонятным. А между тем Прамбанан, Боробудур и другие древние монументы страны достойны стоять среди архитектурных шедевров мира, таких, как пирамиды Хеопса, усыпальница Мавсола в Галикар- нассе, Парфенон и Колизей.
Более 300 лет голландские колонизаторы грабили Индонезию, задерживая культурное развитие страны. Архитектурные памятники этого народа являлись для них экзотическими диковинками — и только. Мало кто делал серьезные попытки раскрыть древнюю историю народа Индонезии. В настоящее время, завоевав независимость, индонезийцы не только восстанавливают свою экономику, но и приступают к изучению своей истории и культуры.
Древние архитектурные памятники встречаются в большом количестве только на острове Ява, в центральной и восточной его частях. Мы расскажем о некоторых, наиболее характерных и самых знаменитых.
Древнейшие из них находятся на холмистом и труднодоступном плато Диенг, со всех сторон окруженном крутыми ущельями. Здесь, часто прямо среди дикого леса, возвышаются серые каменные храмы разной величины. От одних остался лишь фундамент и груды камней, заросших травой и кустарником. Другие представляют собой пустую четырехугольную постройку на высоком фундаменте с пирамидальной каменной крышей; к стене примыкает прямоугольная пристройка — входной вестибюль.
На плато Диенг насчитывается более шестидесяти древних построек. По-видимому, здесь было место поклонения богам. Широкие каменные ступеньки в ущельях облегчали паломникам проход к храмам, а особые водоотводные приспособления из камня осушали эту территорию. Чан- ди Арджуна, центральный храм на плато Диенг, дал название всей группе индуистских храмов, большинство из которых посвящено богу Вишну.
Уже с первых веков нашей эры из Индии в Индонезию стали прибывать переселенцы; слившись с местным населением, они оказали большое влияние на всю его культуру. Таким путем в Индонезию проникает санскритская письменность, календарь и две крупнейшие религии Востока — индуизм и буддизм. Вначале в Индонезии получил распространение индуизм. Самые древние храмы этой религии и были сооружены на плато Диенг.
Несколько позже, когда господствующей религией стал буддизм, началось широкое строительство храмов уже на холмистой равнине Кеду, окруженной высокими вулканами, среди которых много действующих. Обычно над их вершинами вьется легкий дымок, а во время частых извержений оттуда выбрасывается масса пепла. В долине Кеду, на одном из храмов, был найден самый первый в истории Индонезии датированный текст, сообщающий, что король Санджая приказал соорудить храм в 732 году нашей эры. Эта дата позволила ученым установить, что все сооружения в долине появились в VIII—IX столетии.
Более пятидесяти древних построек найдено в долине Кеду, но самым замечательным является знаменитый буддийский памятник, известный под названием Боробудур.
В 1814 году европейцам стало известно, что в долине Кеду находятся таинственные руины. С трудом добравшись до них (удобных дорог в этом районе тогда не было), они увидели высокий холм, на котором среди густого кустарника и деревьев кое-где из земли выступала каменная кладка; особенно странным в этом месте казались искусно выполненные изваяния Будды, видневшиеся среди зелени. Руины сразу же привлекли к себе большое внимание ученых. Начались археологические раскопки. Срубали деревья, убирали землю и щебень, и постепенно начали вырисовываться, хотя и неясно, отдельные части сооружения.
Когда на вершине холма была обнаружена каменная колоколообразная постройка с пробитым отверстием в верхней части, сразу же возникла мысль о сокровищах, быть может, в ней скрытых. Но археологов постигла неудача: постройка оказалась совершенно пустой. Поиски сокровищ продолжались. Предполагая, что это храм, археологи стремились скорей расчистить его от земли и проникнуть внутрь.
Археологические работы растянулись на десятки лет и были закончены только во второй половине XIX столетия. Тогда же стало ясно, что Боробудур не храм и никакого внутреннего помещения не имеет. Он представляет собой гигантскую ступу («ступа» — это архитектурный термин для обозначения буддийского строения в форме холма).
Как же выглядит Боробудур в наши дни, когда он полностью расчищен? Это — сооружение, расположенное на вершине невысокого холма; сам холм служит остовом, который сверху плотно выложен большими плитами вулканического камня темного серебристо-серого цвета. Кладка камня сделана насухо, без цементирующего раствора. Плоскость одной плиты точно пригнана к другой, в отдельных случаях использованы так называемые «замки» — выступ одной плиты вставляли в специальное углубление соседней.
В результате естественный холм превращен в гигантскую девятиярусную пирамиду, имеющую шесть четырехугольных и три круглые террасы, последовательно уменьшающиеся. Сверху сооружение увенчано остроконечной колоколообразной маленькой ступой. С четырех сторон поднимаются вверх ступени каменных лестниц, соединяющие все террасы. В плане Боробудур представляет собой четырехугольник, сторона которого имеет около 120 метров; высота его около 45 метров, что составляет почти половину высоты Исаакиевского собора в Ленинграде, хотя площадь Боробудура значительно превышает площадь собора.
Гордостью Боробудура являются многочисленные скульптуры Будды и знаменитые рельефные композиции. Многие исследователи полагают, что слово «Боробудур» должно быть переведено как «Множество Будд», тем самым связывая название монумента с его бесчисленными скульптурами. Каменные изваяния сидя

щего Будды помещены по углам террас и в особых нишах, которых насчитывается 436 (теперь они заполнены не все). На трех верхних круглых террасах расположено 72 каменных ажурных колокола, под каждым из которых также помещена скульптура Будды.
Стены квадратных террас покрыты многофигурными рельефными композициями. Если их расположить по одной линии, то она протянется на пять с лишним километров.
На нижних террасах рельефы удивительно ярко и выразительно рисуют сценки из повседневной жизни — охоту на зверей, ссоры, танцы, изображают средства передвижения, жилища, одежду. Они служат наглядной иллюстрацией основного положения буддизма о том, что добрые и злые дела человека всегда имеют свои последствия, благие или дурные. Рельефы верхних террас рассказывают о жизни Будды.
В Боробудуре с изумительным мастерством архитектура и скульптура слиты в единую стройную композицию. Автор ее (а может быть, и авторы) был не
сомненно гениальным мастером. История не сохранила нам его имени, а народные предания строителем Боробудура называют легендарного Гунадхарму; легенда рассказывает, что после смерти он якобы превратился в гору Минорех и издали взирает на свое гениальное творение. Силуэт ее в долине Кеду действительно напоминает профиль человека.
Наряду с Боробудуром, самым значительным памятником древней культуры Индонезии является храмовый ансамбль Лоро Джонгранг. Он был сооружен в IX веке в долине Прамбанан, восточнее Кеду, куда была перенесена столица могущественного государства Шривиджайя.
Лоро Джонгранг на местном языке означает «стройная женщина»; это имя первоначально относилось к каменной женской скульптуре в северной части храма Шивы, а сейчас — ко всему ан
самблю. По странной случайности, это скульптура, уцелев от разрушений, стоит на своем месте вот уже одиннадцать столетий. В начале XVIII века среди заросших руин впервые ее увидели европейцы.
Местные предания окружили этот образ таинственным ореолом. К Лоро Джонгранг, дочери короля, говорит легенда, посватался могучий великан Бандинг Бандовосо. Не смея прямо отказать, она предложила ему невыполнимую задачу: за одну ночь построить храм с тысячей статуй. Проснувшись под утро, принцесса, к своему ужасу, обнаружила, что работа почти закончена. Лоро Джонг- ранг пошла на хитрость. Созвав служа
нок, она приказала им толочь рис в ступах. Этот шум разбудил петухов, и они запели. Бандинг создал уже 999 статуй, когда услышал пение петухов — предвестников скорого утра. В большой печали он бросил работу. Позже, обнаружив обман принцессы, он, в порыве гнева, превратил ее в каменную скульптуру и поставил в храм, вместо одной, недостающей до 1000.
Постепенно руины были расчищены, и перед взором современников предстал грандиозный архитектурный комплекс, соперничающий с Боробудуром. Он занимает площадь в два раза большую, чем Боробудур, и состоит из трех больших храмов, посвященных Брахме, Шиве и Вишну, и пяти небольших святилищ. Храмы расположены на насыпной террасе, которая окружена 156 часовнями.
Гордостью всего индонезийского народа является его центральный храм, храм Шивы, сохранившийся значительно лучше других храмов. Это самое высокое сооружение в Индонезии. Его остроконечная вершина устремляется в небо на высоту почти 48 метров. На высоком квадратном основании круто вздымается вверх тремя уступами усеченная пирамида. Лестницы с изогнутыми боковыми стенами ведут к главному входу и к боковым отделениям храма. Храм Шивы и весь ансамбль богато украшен резным орнаментом и рельефами, иллюстрирующими индийский эпос Рамайяну и легенду о Кришне. Все рельефы, орнамент и скульптуры выполнены, так же, как и в Боробудуре, с исключительным мастерством и выразительностью. И это не случайно. Их делали талантливые индонезийские камнетесы и резчики, которые из поколения в поколение передавали свое замечательное мастерство.
Период грандиозного строительства в долине Прамбанан был трагически прерван в самом начале X века. Население ее, все поголовно, покинуло родные места и ушло в Восточную Яву. Одни исследователи объясняют эти события мощными землетрясениями, а другие — эпидемией чумы. Некогда цветущая долина опустела, многие храмы оказались так и недостроенными. Многочисленные сооружения, центральное место среди которых занимает ансамбль Лоро Джонгранг, известны под общим названием храмы Прамбанан.
Новый экономический и культурный расцвет Явы начался в XI столетии. В Восточной Яве складываются крупные феодальные государства. Появляются новые архитектурные комплексы, такие, как Сангасари, Панатаран, Панагаран. Но даже если бы больше никаких выдающихся сооружений на Яве не было, то только Боробудур и Прамбанан — гордость индонезийского народа — явились бы его достойным вкладом в сокровищницу человеческой культуры.
Раскопки на Яве, проводившиеся европейцами, нанесли памятникам больше повреждений, чем если бы они оставались закрытыми землей. После своего открытия каждый памятник подвергался разграблению; увозилось все интересное и доступное по размерам. С Боробудура вывезены целые рельефы, скульптурные детали. Тяжелые скульптуры Будд увезти было трудно. Тогда стали от них откалывать головы: по весу они были вполне доступны для переноски! В Европе за эти «редкости» можно было получить немалые деньги. Этим «доходным» делом занимались сами археологи, многочисленные туристы и голландские чиновники. Нередко камнем из древних уникальных святилищ в Индонезии мостили дороги, из них строили опоры мостов и дамб.

Только после изгнания голландских колонизаторов из Индонезии древние сокровища стали достоянием народа. Индонезийцы почитают свое культурное наследие и внимательно его изучают. Все древние памятники взяты под государственную охрану и реставрируются. Окончание всех реставрационных работ и официальное открытие в 1953 году памятников Прамбанана, этого образного символа Новой Индонезии, вылилось в мощное всенародное торжество.
Р. Ксенофонтова