ОСОБЕННОСТИ РУКОПИСНОЙ КНИГИ В СРЕДНИЕ ВЕКА


ГЛАВА ТРЕТЬЯ

ОСОБЕННОСТИ РУКОПИСНОЙ КНИГИ В СРЕДНИЕ ВЕКА

§ 11. ХАРАКТЕР СРЕДНЕВЕКОВОЙ КУЛЬТУРЫ

С конца V века в истории Западной Европы началась новая эпоха — эпоха средневековья. На смену рабовладельческой общественно-экономической формации пришел феодальный строй.

1 Кодекс — латинское слово, означающее дерево, пень, бревно, в переносном значении — книга, сделанная из деревянных дощечек, а затем вообще книга.

В жизни народов наступили новые отношения как в области экономики и политики, так и в области культуры.

На развалинах завоеванной северными народами западной Римской империи возникли германские королевства. Германские завоеватели подвергли сильнейшему разорению Римскую империю, но уничтожение древней науки и искусства происходило медленно вследствие величайшей жизненности и устойчивости ее памятников. Больше того, в эту эпоху постоянно появлялись новые продолжатели античной культуры; подвергнув разрушению одни области римской культуры, германские завоеватели не только не разрушили другие ее области, но сами восприняли их, сделав необходимыми частями своего быта, а следовательно, неотъемлемыми элементами средневековой культуры. Так германцы восприняли право и религию. Почти незатронутой завоевателями осталась христианская римская церковь, возглавляемая папой; она продолжала оказывать сильнейшее влияние на все народы в течение целого тысячелетия. В то время как в светских кругах грамотность, наука и искусство стремительно падали, церковь ценила и сохраняла грамотность и книгу, видя в них орудие своего господства. Церковь на протяжении веков оставалась единственным местом, где переписывались и хранились книги. Естественно, что книги, которые выходили из церковных кругов, по своему содержанию были преимущественно религиозного характера.

Производство книги сосредоточивалось в монастырях, где монахи переписывали главным образом богослужебные и богословские книги на латинском языке. Наряду с ними в монастырях переписывали произведения римских классиков, современные исторические сочинения и хроники, а также редкие научные сочинения.

В то же время церковь непрестанно уничтожала всякую научную мысль, возникавшую вне ее влияния. Преследовались все области науки, если они хоть в малейшей степени выходили за рамки религиозных представлений; в этих условиях не могли развиваться точные науки, основанные на изучении законов природы и жизни. Церковь прилагала все усилия к ограничению образования и сохранению его в узких кругах церковников; с этой целью упорно отстаивалась традиция, требовавшая, чтобы всякое научное и литературное произведение было написано только на латинском языке. Язык средневековых книг отличался от классической латыни как словарным составом, так и некоторыми грамматическими формами. Образовалась так называемая средневековая латынь — международный язык науки, литературы, дипломатии и религии. Наука, ограниченная религиозными догматами, получила название схоластики1, то есть оторванных от жизни, бесплодных умствований.

1 Схоластика — от греческого слова схоле — школа.

Упадок культуры, последовавший за вторжением германских завоевателей, сменился в IX—X веках новым подъемом просвещения, центром которого были придворные круги французских королей и германских императоров. Этот подъем культуры, известный под названием «каролингского Ренессанса» (от имени династии Каролингов), характерен расцветом рукописной книги. Некоторые рукописи того времени не имеют себе равных по красоте внешнего оформления. В эту эпоху был выработан новый рисунок латинского шрифта, красивый, удобный и простой, получивший название «каролингского минускула»1. Через несколько веков каролингский минускул послужил образцом для создания так называемого «гуманистического минускула», рисунок которого в свою очередь лег в основу первого печатного шрифта — «антиквы».

§ 12. книгопроизводство В МОНАСТЫРЯХ

В средние века производство книг находилось в руках монастырей, где устраивались специальные мастерские — скрип-тории2, в которых тексты книг переписывались монахами. В некоторых случаях это переписывание исполнялось по особому обету, в других случаях это была обычная работа грамотных монахов. Работа в скрипториях считалась в монастырях богоугодным и почетным занятием. Искусство рукописной книги в средние века достигло высокого совершенства. Многие средневековые рукописи имеют большое значение как произведения искусства письма и иллюстрирования.

Вплоть до XII века рукописи писали исключительно на пергамене; после появления бумаги стали употреблять этот новый, значительно более дешевый материал, что способствовало удешевлению книг и увеличению их производства. Однако в течение трех-четырех веков бумага не вытеснила пергамена; многие книги, особенно церковно-служебные, оформлявшиеся с особой роскошью, продолжали писать на пергамене. На бумаге писали только те книги, которые предназначались для широкого распространения и не для длительного хранения. В большинстве рукописных книг текст располагался в два столбца. Столбцы обычно обрамлялись тонкими линейками, проведенными бледной краской ■— розовой, голубой, серой; линейки для строк либо прочерчивались острым инструментом, либо проводились той же бледной краской. Этим приемом обрамления текста полосе придавалась особая композиционная стройность, вместе с тем две смежные страницы разворота связывались в единое целое. Большое значение придавалось постановке полосы текста на странице; ширина полей подчинялась строгим требованиям композиции всего

1 Минускулы — от латинского слова минускулус — очень маленький, крошечный; так называли строчные буквы шрифта.

2Скрипторий — от латинского слова скриптор — писец, писарь, переписчик.

разворота. В выборе рисунка шрифта переписчики рукописей были свободны, и тут проявлялся их личный вкус и талант. Шрифты рукописных книг поражают разнообразием и выдержанностью рисунков в определенном стиле. Одни шрифты, особенно в церковных книгах, выдерживались в строгом стиле, другие шрифты, предназначенные для литературных произведений, отличались часто большой изысканностью, украшались добавочными росчерками, усиками и т. п. Чтобы ускорить процесс письма, а также сэкономить дорогостоящий материал, при переписывании производили слияние двух или трех смежных букв (эти связанные между собой буквы называются лигатурами1) и условное сокращение слов, наиболее часто употребляемых, так называемых аббревиатур2.



История письменности и книги, Кацпржак Е. И.