ОФОРМЛЕНИЕ СРЕДНЕВЕКОВЫХ РУКОПИСЕЙ


Каждая средневековая рукописная книга, даже самая простая, является произведением искусства. В противоположность печатным книгам, которые размножаются механически и потому одинаковы во всех экземплярах тиража, рукописная книга, создаваемая ручным путем, всегда единственна, уникальна. Дорогостоящую книгу стремились украсить. С этой целью разрисовывали заглавные буквы; на полях рисовали цветной орнамент или окружали всю страницу изящной рамкой, состоявшей из разнообразных художественных мотивов; текст или отдельные страницы рукописей украшали многоцветными иллюстрациями, называемыми миниатюрами3. Мастера письма и украшения рукописной книги достигли изумительного совершенства. Краски и часто золото, применяемые при украшении книг, отличаются сочностью, яркостью и способностью сохранять свежесть многие сотни лет.

Помещали иллюстрации в разных местах: над текстом, среди текста на оставленном переписчиком чистом месте (случалось, что такую четырехугольную иллюстрацию дополняли сбоку орнаментом, расходившимся по полю вверх и вниз), в центре между двумя столбцами, на нижнем поле, которое было самым широким в рукописных книгах (в этом случае иллюстрацию украшали растительным орнаментом, поднимавшимся на боковые поля и охватывавшим снизу весь текст). Очень часто иллюстрации вписывали в начальные буквы глав текста (инициалы).

Средневековые рукописи не имели отдельных заглавных листов — так называемых титулов. Название сочинения стояло на первой странице книги и обычно в более подробном виде в конце ее, где оно иногда сопровождалось сведениями о времени и месте написания и о самом переписчике.

1 Лигатура — от латинского слова лигарэ — связывать.

2 Аббревиатура — от латинского слова бревис — краткий.

* Миниатюра — от латинского слова миниум — киноварь, сурик.

Чтобы предохранить рукописные книги от порчи и разрушения, их заключали в переплеты. Переплет в собственном смысле слова возникает одновременно с книжным кодексом и является его составной частью. Крышки переплета делали первоначально из дерева, позднее — из картона. Обычно эти крышки обтягивали кожей, пергаменом, реже материей и украшали тем или иным способом. На крышках особенно роскошных книг укрепляли пластинки из резной слоновой кости, серебра или золота, пластинки покрывали чеканными изображениями и драгоценными камнями.

Выдающегося художественного совершенства достигают два способа украшения переплетов рукописных книг: резьба по коже, известная с середины VII века, и «слепое тиснение», производившееся при помощи особых штампов; возникло оно в VIII—IX веках. Позднее применяли тиснение золотом. Иногда на переплете оттискивали название книги, хотя чаще его помещали на полоске пергамена, приклеенной к передней крышке, текст названия книги писали пером; иногда на крышке посредством тиснения воспроизводили имя автора, имя переплетчика, дату переплетения книги. Крышки переплета со стороны бокового обреза обязательно имели застежки или завязки, которые предохраняли листы книги от проникновения пыли и от коробления. В некоторых средневековых библиотеках к переплету приделывали железную цепь, и книгу приковывали к полке шкафа, чтобы книгу нельзя было унести или чтобы не нарушать правильности библиотечной расстановки.

В некоторых случаях ввиду недостатка пергамена старый текст, который считали ненужным, соскабливали ножом и на том же материале писали новый текст, более отвечающий потребностям данного момента. Книги на пергамене, на котором текст был написан поверх другого, соскобленного текста, называются палимпсестами1. Ученые пытались прочитать соскобленный текст, который обычно имеет большую литературную ценность, чем написанное сверх него богословское сочинение. В начале XIX века восстановление старого текста производилось путем обработки пергамена химическими реактивами, но этот способ не давал хороших результатов и портил материал. В наше время первоначально написанный текст восстанавливают с помощью сложного фотографического процесса, который не оказывает вредного воздействия на древние рукописи. Благодаря этому изобретению были прочитаны многие палимпсесты, из них стали известны такие важные произведения античной литературы, как комедии Плавта, трактат Цицерона «Республика» и другие. Латинский палимпсест, представленный на рис. 12, — знаменитый трактат Цицерона «Республика». Рукопись была написана в IV веке, затем уже в VII или VIII веке текст соскоблили и написали новый.

1 Палимпсест — от греческих слов палин — опять, вновь и псао — тереть, скоблить.

*

л

4

Рис. 12. Латинский палимпсест (VII—VIII века)

В средние века в искусстве северной Франции и западной Германии выработался особый стиль, называемый готическим. Этот стиль отражал идеологию господствующего класса периода феодализма, в нем нашло свое выражение стремление средневековой церкви увести человека от реальной жизни к небу, где его ждет награда за перенесенные на земле горести и несправедливости.

Несмотря на классовый характер готики, в ее произведениях отразились и элементы народного творчества, как это бывает в каждом подлинном искусстве; вследствие этого многие произведения готического искусства являются замечательными памятниками творчества народов и до наших дней вызывают чувство восхищения.

В архитектуре для готического стиля были характерны остроконечные формы, стрельчатые линии, уводящие вверх. Готический стиль распространился и на другие виды искусства, проник в быт, отразился на характере обстановки жилищ, костюме. В рукописной книге готический стиль проявился прежде всего в изменении характера шрифтов, а именно: гармонично закругленные формы латинского шрифта сменились в новых рисунках готического шрифта угловатыми, с резко выраженными удлиненными подсечками. В орнаментации книг, в миниатюрах и даже в рисунках переплетов появились в изобилии готические архитектурные мотивы. Однако это влияние готики на книгу не вызывало однообразия в ее оформлении. Наоборот, рукописные книги средних веков по своему внешнему оформлению поражают большим разнообразием. В каждом центре производства книги, в каждой монастырской мастерской создавался свой собственный стиль, свои своеобразные приемы оформления.



История письменности и книги, Кацпржак Е. И.