ИЗОБРЕТЕНИЕ ПОДВИЖНЫХ ЛИТЕР В КИТАЕ


Первое известие о печатании в Китае подвижными литерами содержится в энциклопедическом сочинении государственного деятеля Шен Куо (XV век). Рассказ его о печатании приводится здесь целиком вследствие интересных технических подробностей.

«В правление Чин Ли (1041—1049) был человек в хлопчатобумажной одежде (то есть из простого народа), Пи Шен, который изобрел печатание подвижными литерами. Его способ <был следующий: он брал вязкую глину и вырезывал на ней письменные знаки, тонкие, как край монеты, и для каждого знака изготовлял отдельную литеру, обжигал ее на огне, чтобы сделать ее твердой. Предварительно он приготовлял железную дощечку и покрывал

Рис. 14. «Алмазная Сутра»

ее смесью сосновой смолы, воска и бумажной золы. Намереваясь печатать, он брал железную рамку и накладывал ее на железную дощечку, затем он помещал в нее литеры, вплотную одна к другой. Когда рамка была заполнена, она образовывала единую печатную доску. Он помещал ее над огнем, чтобы несколько подогреть и размягчить клейкий состав; затем он брал совершенно гладкую доску, накладывал ее на дощечку с набором и нажимал, так что поверхность набора становилась столь ровной, как точильный камень. Если хотели отпечатать только два или три экземпляра, то эта процедура не являлась ни быстрой, ни удобной, но когда печатали десятки, сотни или тысячи экземпляров, дело шло с поразительной быстротой. Пи Шен всегда пользовался одновременно двумя дощечками; одной он печатал, а на другой производился набор литер; когда заканчивалось печатание с одной дощечки, то вторая была уже подготовлена. Он пользовался ими по очереди, и печатание шло с большой быстротой. Для каждого письменного знака он имел по нескольку литер; для таких распространенных знаков, как «ши» или «йе» и тому подобных, он имел более чем по 20 литер, чтобы располагать запасом при их повторении на одной и той же странице. Когда литеры не были в употреблении, он раскладывал их с бумажными ярлыками, по одному ярлыку на каждую литеру, и так хранил их в деревянных ящиках. Если попадались редко встречающиеся знаки, которые не были заготовлены, он тут же вырезывал их и обжигал на горящей соломе; в мгновение это было готово ...

По окончании печатания литеры на железной дощечке опять держались над огнем, чтобы размягчить клейкую массу; затем он делал удар рукой, так что литеры выпадали сами собой, и вовсе не были подмочены или запачканы клеем. Когда Пи Шен умер, его литеры перешли в собственность моих приближенных; до сего времени они сохраняются здесь как драгоценное достояние».

В другом источнике имеется указание, что Пи Шен был кузнецом. Во всяком случае, из приведенного отрывка ясно, что это был подлинный изобретатель, вышедший из народа. Особенно поражает то обстоятельство, что Пи Шен, не получивший специального литературного образования, раскладывал по кассам и держал в порядке несколько тысяч литер, из которых каждая литера соответствовала отдельному слову. Рассказ об изобретении Пи Шена вряд ли может быть подвергнут сомнению, хотя он и не подкрепляется памятниками печати: до сих пор не установлено, какие книги или листы он напечатал.



История письменности и книги, Кацпржак Е. И.