ПЕРВЫЕ ПЕЧАТНИКИ


ГЛАВА ПЯТАЯ

НАЧАЛО КНИГОПЕЧАТАНИЯ В ЕВРОПЕ.

ПЕРВЫЕ ПЕЧАТНИКИ

§ 19. КСИЛОГРАФИЧЕСКИЕ КНИГИ В ЕВРОПЕ

Как полагают, ксилография появилась в Западной Европе около 1400 года — в последнем десятилетии XIV века или в первом десятилетии XV века. Возникла ли ксилография самостоятельно или проникла с Востока, каковы были пути этого проникновения, остается неизвестным и составляет предмет постоянных споров между учеными. Древнейшие европейские гравюры на дереве, имеющие дату, относятся к 1418 и 1423 годам; некоторые недатированные листы следует отнести и к более раннему времени. Ксилографическим способом печатали народные картинки (почти исключительно религиозного содержания), а также игральные карты, производство которых было сильно развито в первой половине XV века. Не исключена возможность, что именно игральные карты, как изобретение восточного характера, и были первыми гравюрами на дереве в Европе.

Вслед за производством ксилографическим способом картин на отдельных листах в Европе стали печатать ксилографией книги небольшого объема. Почти во всех ксилографических книгах изобразительная сторона преобладает над текстовой. Значительная часть известных нам ксилографических книг — это гравюрные сюиты, в которых текст либо отсутствует, либо представляет собой распространенные подписи под изображениями; поэтому такие издания нельзя отнести к разряду иллюстрированных книг в собственном смысле слова. Это лубочная литература, предназначенная для малообразованных и для начинающих учиться. В основном эти книги приобретали для украшения жилищ.

Техника печатания и брошировки имела свои особенности. На деревянной доске гравировали (выпуклой обрезной гравюрой) две смежные страницы листа (полосы) — лицевую и оборотную; полученный с этой доски отпечаток сгибали пополам по-линии, разделяющей полосы, печатным текстом наружу, чистой стороной внутрь. Когда все листы книги (каждый из двух страниц) были отпечатаны, корешок прошивали через свободные края бумаги, а не по сгибу; у внешнего края книги, противоположного корешку, приходились все сгибы, которые не подлежат разрезке. Таким образом, каждый «лист» книги состоял из двух листов бумаги; заглянув через верхний или через нижний обрез жнипг внутрь каждого книжного листа, можно увидеть, что там бумага осталась чистой.

Позднее ксилографические книги стали печатать на типографском станке на обеих сторонах бумаги.

Рисунки в ксилографической книге носили примитивный характер, иногда они раскрашивались от руки. Печатная краска была обычно буровато-серого оттенка. Во многих книгах вместо связного текста имеются только краткие изречения, или цитаты из «Библии», помещались они либо на самом рисунке, либо под рисунком. В некоторых случаях нескольким рисункам предшествовало предисловие на одной-двух страницах. В тех книгах, которые имеют самостоятельный текст, он обычно помещался на правой странице разворота, а на левой — относящаяся к нему иллюстрация. Некоторые ксилографические книги (учебники латинской грамматики) состоят из одного текста без иллюстраций.

Ксилографические книги существовали в Европе очень недолго, всего каких-нибудь 50 лет (середина XV века) и на сравнительно небольшой территории (среднее и нижнее течение Рейна, то есть западная Германия и Нидерланды; одна книга напечатана в Италии). Как правило, в ксилографических книгах не имеется выходных сведений и поэтому определить место и время их изготовления бывает чрезвычайно трудно.

В результате собирательской и исследовательской работы, продолжавшейся в течение двухсот лет, стали известными 35 сочинений, размноженных в XV веке гравюрой на дереве. Те из сочинений, которые были особенно популярны, сохранились в различных изданиях и на разных языках. Почти все ксилографические книги религиозного содержания; десяток книг имеет светское содержание с религиозным уклоном.

Самая распространенная и одна из наиболее замечательных ксилографических книг — «Библия бедных». Эта книга была предназначена для бедных проповедников, малоимущих священников и монахов, которые не имелц возможности приобрести дорогостоящую полную «Библию».

Среди других ксилографических книг по художественным достоинствам рисунков следует отметить такие книги, как «Песнь песней», «Антихрист и пятнадцать знамений» и «Наука смерти, или искусство благочестиво умирать». К числу светских книг относится несколько календарей, «Планетник», «Хиромантия», «Пляска мертвых», «Басня о больном льве», «Искусство борьбы». На рис. 15 представлена страница из ксилографической книги «Песнь песней». Текст помещен на «ленточках», введенных в композицию рисунка.

§ 20. ИЗОБРЕТЕНИЕ КНИГОПЕЧАТАНИЯ

Введению книгопечатания в Западной Европе придавали огромное значение К. Маркс и Ф. Энгельс.

Ф. Энгельс, перечисляя в «Диалектике природы» основные факторы, вызвавшие расцвет науки в XV—XVI веках, вместе с развитием промышленности, усилением связи между народами Западной и Центральной Европы и великими географическими

Рис. 15. Страница из ксилографической книги XV века «Песнь песней»

открытиями, называет также и печатный станок. К последним словам Ф. Энгельс делает примечание: «До сих пор хвастались лишь тем, что производство обязано науке, но наука бесконечно большим обязана производству»1. К. Маркс считал, что книгопечатание является необходимой предпосылкой буржуазного развития2.

Как уже указывалось, все растущее повышение спроса на книгу со стороны образованных кругов буржуазии было причиной настойчивых исканий в области техники размножения текстов в течение всей первой половины XV века. Различные способы такого размножения не развивались оторванно друг от друга; наоборот, более чем вероятно, что одна техника порождала другую. Изобретение типографской техники, искусно сочетавшее различные стороны нескольких давно известных процессов размножения текстов, явилось венцом исканий в области печатания книг.

Изобретателем книгопечатания подвижными литерами был Иоганн Генсфлейш, называемый Гутенбергом по имени наследственного подворья его отца. Сущность этого изобретения состояла в следующем: 1) Гутенберг изобрел способ изготовления печатной формы путем набора текста отдельными литыми литерами. 2) Он изобрел также ручной словолитный прибор, с помощью которого он отливал (отдельные) металлические литеры. 3) Гутенберг изобрел, наконец, печатный станок (пресс), на котором производилось оттискивание на бумагу текста с набора, составленного из отдельных литер.

Изготовление литер производилось так: сначала букву гравировали (в зеркально обращенном виде) на твердой металлической (стальной) палочке, называемой пунсоном. С пунсона рисунок буквы (в прямом виде) вдавливали в пластинку или в брусок из мягкого металла (меди), называемую матрицей. Матрицу вставляли в дно словолитного инструмента, наливали в него расплавленный металл, после охлаждения металла металлическую литеру вынимали, на очке ее буква была в зеркальном виде. Только после того как с литеры, намазанной краской, делали оттиск на бумаге, буква на нем получалась в прямом виде. Очень вероятно, что техника Гутенберга отличалась от современной, но чем именно, определить невозможно.



История письменности и книги, Кацпржак Е. И.