ТИПОГРАФИЯ ФУСТА И ШЕФФЕРА


Иоганн Фуст, будучи по наклонностям финансовым дельцом и торговцем, не мог руководить процессом типографского производства. После того как Фуст стал собственником части оборудования и шрифтов из типографии Гутенберга, он стал искать человека, на которого он мог бы положиться и которому можно было бы поручить руководство типографией. Такого человека Фуст нашел в лице Петера Шеффера.

Петер Шеффер (1420/30—1502/03) происходил из прирейн-ского города Гернсхейма. В конце 40-х годов XV века Шеффер жил в Париже и состоял переписчиком книг при университете. Занимаясь переписыванием, рубрицированием и иллюминированием рукописей, Шеффер, несомненно, находился в общении с парижскими мастерами письма и миниатюры и развил свой художественный вкус. Это пригодилось ему впоследствии, когда он начал оформлять и украшать печатные издания.

Затем Шеффер оказался в Майнце и поступил учеником в типографию Гутенберга. В книгопечатании Шеффер сделал поразительные успехи. Если Гутенберг был прекрасным техником, то Шеффер был гениальным оформителем. Он быстро освоил технику книгопечатания и впоследствии внес в нее существенные улучшения. После разделения типографии Шеффер перешел на работу к Фусту, а после смерти Фуста стал ее главным владельцем. Умело руководимая Шеффером и ранее процветавшая фирма была первым рационально организованным типографским предприятием. Это помогло ей просуществовать непрерывно многие десятки лет, не испытав финансового краха, что часто случалось со множеством печатников того времени.

В типографии Гутенберга Петер Шеффер проработал около 5 лет, в сообществе с Фустом — 11 лет и в качестве самостоятельного хозяина — 36 лет; всего он потрудился в типографском деле около 52 лет. За это время Шеффер оформил и выпустил приблизительно 285 книг и однолисток; среди его изданий преобладают книги большого формата и большого объема. Будучи высокосовершенными по рисункам шрифтов и печати, они оказали сильнейшее влияние на современную книжную продукцию

г

I

:

I

Рис. 18. Страница из «Псалтири» печати И. Фуста и П. Шеффера (Майнц, 1457)

и сделались образцами, которым подражали многие печатники. Среди сотен книг, напечатанных Шеффером, имеется много шедевров оформления, но ни одно из них не может соперничать с тем чудесным произведением, которое было первой его работой и которое единогласно признается одной из прекраснейших книг всех времен. Речь идет о так называемой «Майнцской Псалтири». «Майнцская Псалтирь» представляет собой памятник исключительной важности для истории книгопечатания. Она является первой книгой, имеющей полные выходные данные, то есть наименование типографии и дату выхода книги в свет. В выходных данных сказано: «Настоящий кодекс псалмов, украшенный красивыми заглавными буквами и в достаточной мере разделенный рубриками, представлен так помощью искусного изобретения печати и изготовления литер, без какого-либо писания пером, и к прославлению бога трудолюбно закончен Иоганном Фустом, гражданином майнцским, и Петером Шеффером из Герн-схейма, в лето Господне 1457, накануне Успения» (то есть 14 августа).

Не напрасно в этих выходных данных на первом месте упомянуты инициалы: их красивый рисунок производит сильнейшее впечатление и на читателей наших дней; общее число их в «Псалтири» доходит до трехсот. На рис. 18 показана страница из «Псалтири» с инициалами, отпечатанными двумя красками: красной и синей.

Среди книг, напечатанных Шеффером, преобладали объемистые трактаты богословского и юридического содержания на латинском языке. Особую группу среди изданий Шеффера составляют книги богослужебные, в частности служебники, требовавшие от печатника огромного искусства и крупных денежных затрат; обычно они печатались по специальному заказу епархий.



История письменности и книги, Кацпржак Е. И.