РАСПРОСТРАНЕНИЕ КНИГОПЕЧАТАНИЯ В ГЕРМАНИИ


ГЛАВА ШЕСТАЯ

РАСПРОСТРАНЕНИЕ КНИГОПЕЧАТАНИЯ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ

§ 23. РАСПРОСТРАНЕНИЕ КНИГОПЕЧАТАНИЯ В ГЕРМАНИИ

Книгопечатание распространилось с поразительной для того времени быстротой по странам Западной и Восточной Европы, а в дальнейшем и по всему миру. За первые 25 лет после изобретения Гутенберга книгопечатание возникло в семи городах Германии, затем оно проникло в Италию, Голландию, Чехословакию, Швейцарию и во Францию.

Страсбург был первым городом, где появилось книгопечатание после Майнца. Первым печатником в Страсбурге был Иоганн Ментелин (1410—1478), основавший типографию в 1458 году.

Тот факт, что Ментелин быстро усвоил типографское дело, заставляет предполагать, что он знал его еще ранее, в период пребывания Гутенберга в Страсбурге. Ментелин состоял в цехе живописцев, его специальностью было украшение рукописей цветным орнаментом и инициалами. Затем он получил должность нотариуса и занимал ее около 20 лет, одновременно начав и книгоиздательское дело.

Первые издания типографии Ментелина — две библии (латинская и немецкая), за ними последовали многие издания, предназначенные для церквей, затем объемистые богословские сочинения, большое церковно-юридическое руководство и произведения античных писателей — Аристотеля, Вергилия, Теренция, а также некоторое количество небольших по объему немецких книг, рассчитанных на средние слои горожан.

В 60-х годах Ментелин являлся самым крупным типографом-издателем в Европе, сумевшим подобно своему майнцскому конкуренту Шефферу придать книжному делу правильную коммерческую организацию. Издательское дело приносило Ментелину большие прибыли и неуклонно разрасталось. Типография Ментелина была хорошо оборудована, печатание шло на нескольких станках. Многие книги Ментелина искусно украшены цветным орнаментом, который был сделан либо им самим, либо под его ближайшим наблюдением. Всего Ментелин выпустил 41 издание.

Бамберг — второй город после Майнца, в котором возникла типография. Печатник Бамберга Альбрехт Пфистер начал издавать книги с 1460 года, получив неизвестно каким путем первый шрифт Гутенберга — В36. Пфистер имел церковное образование, был одно время секретарем при бамбергском соборе. С 1460 года он оставил службу и занялся печатанием книг.

Пфистер начал печатать книги на немецком языке, они в основном предназначались для чтения, как, например, «Драгоценный камень», собрание басен Эзопа и других баснописцев, «Четыре истории, заимствованные из Библии», новое издание «Библии бедных», «Богемский землепашец, или Разговор вдовца со смертью», диалог, который иногда ставился на сцене и считается первым печатным драматическим произведением, несколько изданий латинской грамматики Доната.

Издания Пфистера имели широкое распространение, они принесли ему известность; сами же книги вследствие своего светского назначения были «зачитаны» и сохранились в незначительном количестве экземпляров.

Альбрехт Пфистер был создателем печатной иллюстрации в книге; до него иллюстрации рисовались от руки. В начале 60-х годов XV века Пфистер выпустил несколько иллюстрированных книг народно-лубочного характера, иллюстрации в них были отпечатаны с деревянных досок. По технике выполнения гравюры в книгах Пфистера были ближе всего к ранним ксилографическим

Феггаегавтижй

^3$бя»ппа оииле ретМипа ас ртяблЛса агсёташ ЬГсга арий ЬЛкЧов'хрс Нчпй (Тга. Сит • Яаи-еиспв т«горо110 Ье^еришсГе (р1Ьив аЫаЬе сбйпи серел шлпйе рокмси виал. Ь« т:Ьв р;Г то ГйЬ оотсто «геистёГш Гшт^ий роЙтойй шЦив сеГагсй хтшегГаз «ритсса? Ьс1иш'оу -г Ьебиоу.ста ОООгЪепо АжиоГиЫсш.Сш ?Ги1стзие!Ь:ё скксцш ш ел \':Ьеслтггй готапор ,р тЬийв Го1исо» йхв рГветш.Зпйс поте агрегате ■вшпр&.фЦ тГсб &1 ипрегц Г«1тапогк <Ь(йёр|1иетйг. всЬ!1а ро Леа с^геЛив а ГшмпЬла ргппо |1кгйоз иимАЛё Рисе .свЫс олт репс допашл риалам. лс сипел з с1шиаЬ*7 аЯпв оиеоееиггеЬлпсГиЬисгйв.Зпстаикилйёт гертсоАапе.сшП^зГтийив иг еГиЯё геггергспсерв сисл ЪаГЛел ей ехегаго пыдпо осот. цмё вт!л а! 01 егреЛпстс сот» 7 Ги$лго Гио со пито ГиЫи$«иг. 5 кхо Шо е^геЯпв «Ы1л Гида гЪепо лгдепПпа сишагс гл ил (ШТ! гласил гогткшогиз пиКив сеГяг репй*егри^плге рогшОоЬГейк егриспаииср енгиёйо типи а1* гп мисгГга 1осГв ог ашшв •ДостслаЬ* Гак Ытси1ыге т»л иЬсгл 7рвгепк Гппчжиз рЬеге^.е&сёв АтиГГипс пе ерГша таг* ге$с 1р<о гшё« гфлгегсС: огеойет сажав по атс;епппа Геб .дхег оипй р1ога1иагё:яаав и» тиго о*Гссеглг •ЗсгаГригй оослгеГ свпйе вттосоегешгиссатеиста 1игоЖп:Ь|5аптгФа1оп:та1Ъссп:1и11;опё:Ьиг бип<Ы 71ш>с1тй сГш’слсса тилкав оЛпи Геей. аЬ^иаграсй гсйго (тапссп; ври б Ьс1иепоо сот»

то рост Гипг.те* осЬссоппЫш ЬвЬиегаг. ^и» тибе сшеевш еаргагоетг. -^агег 5? Гапае опЦепе опт осЪюсЛп!7ошпсХеОисвгй ЬпЬии.цигЬоЬепЬпгб г о1исбЛпик.роЙей аИчтт*(шив 7 Гиоейег» сев биЬетогйг.'Ьтбё р готаяов илрвгогев (п ЦЬспвсё ос те Гтрсгц сейи. в Ошо \-его пысето 4 а Гвпсго ресго арГо ай гЪеплплзпииагсо ейеиеЬагСо 7 улСспо пиТГио Гии. ГгйёолЬойогат •сеерйсцт арий сов рои оЫш ЬлсЫо рст гстйг.зс есейлт ей Глпсш реггит апп^ижвррсИвы тгит. ВДж КесгсЬвр:пеглтетслс 7аи»йосЬлпииё.ктпр1йршвбпЛш.7ситтрикЬстгСпш Г|пди1лпрЛап-по сбйтоай. Г^Ьагшё $з р титл оррик: раф Алсшплз о.'Ьев огГреИаш ей Гимшл ссчоМм. ея от' глзсоИеди.цш^1бП11Пт13 ряшЦтб Ы>ештл^Агаш асгетриЫиаейсГшЪив р т(л1ГиибшёдиЬег лат.СрсГсэрлй фЮфпоЬНет ЬиЬясш 7 риплрез ргеГиегйг. йЫис/ айгр:егеггЪетя Ьесе.'Ьв тП близ оиоЬиз Аиицо пашблЬсйЪив ^иоз г Ьеиив гири.

1шш!

Рис. 19. Разворот из «Хроники» X. Шеделя

*5еггает птпсч

Зго1ш

сх1

УчгсЬим ЗгЬЦг г<^в Ьияогит.

еЛЛоот йяЬ'а агМЛус ртк'ит сЛ:аи п1ю (готе рор<л шп Iя ясИю Гиревой о (к т*к г..п, аиИпй.Т4гэ Ыаочпа оюг: Тлйи Риапгг вгЫЧ Ьопоал т*1йй&яг тмюз* (дао: г свяшЬа

и: ев ЬаЬстлт-г Ггилг 1Я стегяш сгаЬсгл чтонЪ?: оЫ Го» О&сот «у* потт)§6Лаа. СсГие гифГГаш ЬотеЛаогтога <тп ормшги с т&ЙоГиЯЫй.ТЙф рой ссшШа рЬА' Ь;^IпоГ(5ос^сЬмп^:^еГарт, а!го т крона Ьатг/ов сЯси (*п&пе< жяЬиа рйито «ОяЬЬов ор1лс* тсапЬ’пяп гмхйшг. ■л>ис<ЦикЦ'Ш« песте ГслЫг ти&ачрюоаЯр Готтй ари4 еомЫйпоро1йп гпагснтй: сзг шит Яг «4<те ахЬгк йгш^ио игтоа б«г те Ьш» л рядам ххегет^Хмсго НТе. & шм и1 юпрад «гт«идогшюп:Оаплпл;йг тлла т сстегао .ршлс ав *1 СыпиЬш гЪамлгф Г«ав рвгОсЛг гедавпа гее рвЫисл. Ю.*Г^ рапы циоф тЬёлог вбивали ~ «(сот* «с51П4 с4и«пГ|йт «Ликмишр $аЧте рлгв; ЧивтЬетбилЛопвзагтотЛмсар» бкшмосвкгиш: Гит алий*. ропш- (летит е<1 шипе ГсчигпяЬов &с (топай рвпвоф Гтвпов Гивкаа.риошда опций .рийкшй по! 1а роАтойит р готзпор итцгёпо сЯ г«р*я. к*шЬ|гёвЬ<гсИЗД

печати А. Кобергёра (Нюрнберг, МУЗ)

книгам, они исполнены очерком и рассчитаны на раскраску. Часто отпечатки с одной и той же печатной доски повторялись в книге по нескольку раз.

Вслед за Бамбергом открылись типографии в Кельне (1465), Эльтвиле (1467), Аугсбурге (1468) и в Нюрнберге (1470). Крупнейшая типография XV века — печатня Антона Ко-бергера (1473—1513) в Нюрнберге была большим предприятием, в котором на 24 печатных станках работало более 100 подмастерьев. У него, как и у Шеффера и Ментелина, преобладали издания большого формата и большого объема; много раз он печатал Библию.

В конце XV века Кобергер выпустил несколько изданий, принадлежащих к числу знаменитейших иллюстрированных книг. Особенно широко известна «Всемирная хроника» Хартмана Ше-деля, вышедшая одновременно в двух изданиях — на латинском и на немецком языках. В этом огромном фолианте более 2 тысяч иллюстраций художников Михаэля Вольгемута и Вильгельма Плей-денвурфа. Особенную ценность представляют в нем виды городов; иногда они помещались на развороте книги. Предполагают, что тираж этой книги был очень большим, так как даже в настоящее время она известна во многих сотнях, а может быть, в тысяче экземпляров. На рис. 19 дан разворот из «Всемирной хроники» Шеделя с изображением города Страсбурга (в латинской форме «Аргентина»). В 1498 году Кобергер напечатал одну из библейских книг «Апокалипсис» с иллюстрациями Альбрехта Дюрера. Эти иллюстрации открыли новую эпоху в иллюстрировании книг, оказав большое влияние за пределами Германии. Несмотря на прекрасное оборудование и большие размеры типографии Ко-бергера, она не могла справиться с печатанием всех изданий, и потому Кобергер часто отдавал заказы другим печатникам, даже за границу. Так же широко была поставлена у него и торговля книгами через отделения и агентов, находившихся в различных городах.



История письменности и книги, Кацпржак Е. И.