ИНКУНАБУЛЫ1 И ИХ ОСОБЕННОСТИ


Словом инкунабулы стали пользоваться уже во второй половине XVII столетия для обозначения изданий «колыбельного периода» книгопечатания; впоследствии значение этого слова было окончательно уточнено; им стали называть книги, вышедшие до 31 декабря 1500 года включительно.

Книги XV века обладают особенностями, резко отличающими их от книг нового времени. Прежде всего книги XV века выпускали на особой бумаге, непохожей на бумагу позднейших сортов. Но главное отличие заключается в печати: первопечатники стремились возможно точнее воспроизвести в печатных книгах внешность книг рукописных. Это стремление было естественным, так как на первых порах своего существования книгопечатание являлось ускоренным и усовершенствованным способом размножения рукописей, а потому в печатной книге сохранились все

1 Инкунабулы — от латинского слова инкунабула — в переносном значении — колыбель, происхождение, начало.

особенности рукописных образцов. Возможно также, что в первые годы книгопечатания печатники выдавали покупателям печатную книгу за рукописную, чтобы избежать расспросов о способе ее изготовления, сохранить в тайне технику печатания и этим не снижать цен на книги.

Наиболее бросающееся в глаза отличие книг XV века — отсутствие титульного листа, на котором помещались сведения о месте, времени выхода книги и о имени печатника. Это являлось продолжением рукописной практики.

АфюПИиПпчПеЛог ЦЬеПоГ

5с сир1Г агп&сит потта поЯГе: 1е§е.

Мрегагк^еЫГ со^потта сеисопагЯогПт агГтпиПГтГаа иегЬа шгшп. Сбгдс1иГГииеупЬеут; АтпоМиГ рапагсг^ та^Пгп К-оте 1п1рге(Тегипс саЬа ши[са Пши!. РесгиГсатРгасге Ргапа(со тахипиГатЬо Ншс орт орсасат сопспЬиеге с!отпиш.

Рис. 23. Колофон «Римской истории» Тита Ливия (Рим, 1469)

В тех же случаях, когда выходные сведения указывались в книге, их помещали в конце текста в виде особого, более или менее пространного колофона1. Хотя количество инкунабул, вышедших анонимно или с неполными выходными сведениями, исчисляется тысячами, но преобладали все-таки книги, имеющие колофон, подчас подробный и витиеватый. Так, например, римские печатники Свейнгейм и Паннарц оформляли колофоны в виде стихотворений на латинском языке. На рис. 23 показан колофон из книги Тита Ливия печати Паннарца и Свейнгейма в стихотворной форме. В стихах применен размер античных поэм — элегический дистих. Колофон в «Божественной комедии» Данте, напечатанной в Венеции в 1477 году, представляет собой итальянский сонет. В дате выхода книги указывается обычно не только год, но и день. С 70-х годов XV века появляются самостоятельные титульные листы, помещаемые в начале книги; этот прием начиная с 1500 года быстро распространяется, и к середине XVI века книги без титульного листа выпускаются в Западной Европе как редкие исключения.

Следующее отличие книг XV века — отсутствие абзацев в тексте. С новых строк начинались только более крупные разделы, главы; внутри главы текст шел сплошь. Первое время в тексте

1 Колофон — латинское слово, заимствованное из греческого языка и означающее вершина, завершение, конец.

отсутствовали и заголовки. Чтобы сделать текст расчлененным и удобочитаемым, особый мастер — рубрикатор — производил от руки красной краской (киноварью) разметку красных строк (рубрик) в виде вертикальных или наклонных красных палочек, а также вписывал недостававшие заголовки и выделял некоторые прописные буквы.

Ручным путем воспроизводилась долгое время и орнаментальная часть печатной книги. Понятно, что путем типографского искусства не удавалось придать книге всю роскошную многоцвет-ность рукописной орнаментики. Специалисты высшей квалификации — иллюминаторы — врисовывали от руки инициалы и украшения на полях; украшения всегда были многокрасочные, часто с золотом. Печатник оставлял для первой буквы каждой главы пустые белые квадраты определенного размера. Чтобы оградить иллюминаторов от ошибок, печатники ставили в середине этого квадрата маленькую строчную букву, которую иллюминатор должен был закрасить и покрыть инициалом. Но так как полная разрисовка книг инициалами стоила дорого, то в большинстве дошедших до нашего времени экземпляров эти белые квадраты остались незаполненными, что придает страницам инкунабул странный вид.

Из вышеуказанного видно, что на первых порах механизация печатания была далеко не полной и, чтобы получить окончательное оформление, книга должна была пройти через руки рубрикаторов и иллюминаторов. Сравнительно рано начинаются попытки соединить печатание орнаментики и иллюстраций с печатанием текста. Эти попытки в конце концов приводят к успеху. Первопечатник Бамберга Альбрехт Пфистер первый начал применять в своих изданиях печатную иллюстрацию. Форма для иллюстраций изготовлялась на деревянной доске. Наборный текст располагали таким образом, что на том месте, где должны находиться рисунки, оставляли пустое место. Печатание производилось в два приема — отдельно отпечатывался текст и затем иллюстрации. Это неудобство в печатании иллюстрированных книг скоро было преодолено: в начале 70-х годов XV века появилось много прекрасных изданий, в которых деревянные клише заверстывались посреди набора. В то же время появились гравированные на дереве инициалы, заставки и бордюры. В молитвенниках применялась, как правило, выпуклая гравюра на металле. В XV веке и первой половине XVI века крайне редко встречаются иллюстрации, исполненные углубленной гравюрой на меди, что требовало отдельного печатания текста и иллюстраций. На рис. 24 показано одно из ранних изданий басен Эзопа, иллюстрированное гравюрой на дереве.

Общераспространенный шрифт средневековых рукописей — готический; он сохраняется и в печатных книгах. Разновидностей его в XV веке было множество; характерные, чисто национальные формы возникают в некоторых странах Западной Европы,

например во Франции, Англии и Германии. Шрифты каждого из печатников имеют индивидуальный характер, позднее некоторые рисунки стабилизуются, но двух одинаковых шрифтов у разных печатников нельзя встретить до самого конца XV века. Общим для всех первопечатных шрифтов является то, что их рисунки воспроизводят рукописные шрифты той страны и той эпохи, где происходила отливка печатных шрифтов.

К концу 60-х годов XV века в Италии возник более удобный шрифт — антиква (латинский), прописные буквы которого напоминают формы древнеримского письма, а строчные возникли на основе гуманистического шрифта рукописей, в свою очередь созданные из так называемого «каролингского минускула» VIII века. Замечательные рисунки антиквы дали первопечатники Свейнгейм и Паннарц и особенно Николай Иенсон. Очень скоро антиква появилась и в Германии. Кроме общеевропейских шрифтов (готического и антиквы) в книгах XV века представлены некоторые национальные шрифты: кириллица, глаголица, греческий,

еврейский.

Печатание производилось превосходной краской насыщенного черного цвета. Уже в «Псалтири» Фуста и Шеффера (1457) применена печать двумя красками: текста — черной и красной, а инициалов — красной и синей. Итальянские типографы применяли иногда трехцветную печать для таблиц, а в Венеции был даже опыт печатания золотом.

В оформлении разворота соблюдались определенные композиционные отношения. Поля обычно очень широкие, они служат белой рамкой для двух смежных полос, разделенных сравнительно узким средником у корешка.

Книги самого раннего периода выходили исключительно в листовом формате, то есть печатались на листе бумаги, сложенном вдвое (ш ГоПо)1. Уменьшение формата было важным этапом на пути демократизации книги, но еще долго этот формат оставался преобладающим.

Тираж изданий в первые годы книгопечатания был очень ограниченный — 100—200—300 экземпляров; впоследствии тиражи изданий возрастают, доходя до 1—2 тысяч экземпляров. Драгоценнейшим документом, дающим сведения о тиражах типографии Свейнгейма и Паннарца, является письмо-прошение Иоанна, епископа Алерийского, стоящего во главе этой типографии, папе Сиксту IV. Оно содержит полный список выпущенных ими до того времени изданий с указанием числа экземпляров. Из этого списка видно, что за исключением четырех книг, напечатанных в 300 экземплярах, постоянный тираж изданий — 275 экземпляров.

Можно предполагать, что в XV веке было напечатано от 35 до 40 тысяч изданий; если принять тираж каждого издания

1 I п !оПо (лат.) — в размер листа бумаги, точнее, листа, сложенного вдвое.

|Укти}$ та1о ЪепеГш/кйз рессас (Ъе ^ио зиЫ РаЪи1а* С СШз фривей &еио2агег/рпцт е^1Ша ш ЯаиаЬиз ес аЬ ЪеЫ шпГиегГиуззаиивг еит аЯНзепа Чпипашс 1ирив тадпо рзсшто/яш аЬ Ь° та1с фГи ЬЪегагег/08 ШиЬ Ье ЪшаЬиГ е^ггзЬрпЬо^сваЬзгис згив сс!(о кядсЗ ос рзеГЬгес 1иро теЬгстав ♦ е$и рс 1‘тт!«егргсарис *зиоЪив1ир! еео8 1е5еп8 ехгглЬегес ♦ вз рио сит е!Тее 1ирио говаЬас §2и8 ргопйПа йЫ р:ета геЬЫ □с 1ирио ЭцйГГе Ыа&1Г*0 ф тдгзса еЯ 82и8Шз/яие сари* т сс1итс Ьеио#п& ?зийЬи8 е*сга*й/пес ЬепиЬцв те!8 т а\щ° г^асй^ес тГирсг тегсеЪет ро#ц1зе* ЙЪпцшЪ-теш Ыг ыиЪ? &сгъ тщгйтГС Ьес ГаЫа топес Шеацш тИа ррфлс Ьепе* Фсеге*

/дЬи1аф»Ое диаЬиттЬов

'~1Ь |6$агтяисгаЦт тЬогвтпейагеркпа Д ^|р20 сапе то» «те ГиГарй с&с сапего 1)ес аЫкН1а тапеп^с яи!еГс1<г

Ршс «теп а райи готрйиг Ша чшев Зиаге&^ге&ЫЯ} Гвэ^ига ргесагиг

Рис. 24. Басни Эзопа (Страсбург, 1481)

в среднем по 300 экземпляров, то, следовательно, всего было выпущено от 10 до 12 миллионов экземпляров. Из этого числа сохранилось до нашего времени приблизительно полмиллиона экземпляров, рассеянных по всем странам земного шара и составляющих предмет настойчивых поисков как ученых, так и собирателей книг. Несомненно, что большое количество инкунабулов не дошло до нас ни в одном экземпляре, немалое число дошло только в отрывках. Из числа существующих приблизительно 40 процентов книг сохранилось в одном—двух—трех экземплярах; но встречаются и такие издания, которые известны в десятках и даже в сотнях экземпляров.

В инкунабулах нашли отражение наука и литература Западной Европы в XV веке. По количеству вышедших изданий в XV веке первое место занимают церковно-служебные и богословские сочинения. На втором месте стоят произведения античных писателей. Особенно много их выпущено в Италии на латинском и греческом языках; греческие писатели печатались как в подлинниках, так и в переводах. По количеству изданий первое место занимает Цицерон — любимый автор в эпоху Возрождения. В меньшем количестве печатались сочинения фило-логов-гуманистов XV века и литература о них. Научная литература была представлена в печатной книге по таким отраслям знаний, как право, история, медицина, математика, астрономия, теория музыки. Политическая литература выходила главным образом в виде отдельных речей, сохранившихся в небольшом числе экземпляров.

В связи с вторжением турок в Европу вышло несколько брошюр, однако несравненно больше литературы по этому вопросу вышло в XVI веке.

Выпускалась так называемая народная литература для чтения, рассчитанная на широкое распространение, — басни, легенды из жизни святых, сочинения, предназначенные для театральных представлений, книги по кулинарии, по шахматной игре.

Вследствие ограниченности тиражей, а также потребности в наиболее известных сочинениях было значительное количество повторных изданий.

В содержании издательской продукции разных стран и даже городов можно проследить индивидуальные особенности. Так в Германии до конца XV века преобладала религиозная литература, в Италии — издания древних классиков и сочинения современных авторов, что объясняется передовым мировоззрением образованной части общества. В Риме — церковно-административном центре — печаталось много мелких брошюр, содержавших правительственные речи, стихотворения, описания торжеств.

В первые годы книгопечатания современная литература почти не выпускалась. Но чем более внедрялась в повседневную жизнь

типографская техника, тем большее число сочинений современных авторов получало распространение при помощи печатного станка. В 80-х и 90-х годах XV века ученые и писатели широко используют печать для выпуска своих сочинений.



История письменности и книги, Кацпржак Е. И.