КНИГА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В XVI ВЕКЕ


ГЛАВА СЕДЬМАЯ

КНИГА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В XVI ВЕКЕ

§ 27. ОБЩИЙ ХАРАКТЕР КНИЖНОГО ДЕЛА

В первой половине XVI века Возрождение достигает наивысшей точки в своем развитии. Одновременно в недрах католической церкви возникает новое течение, известное под названием Реформации; зачинателем его был Мартин Лютер. Очень скоро Реформация разрывает рамки церковности и перерастает в революционное движение — крестьянскую войну. Весь XVI век наполнен не прекращающейся ожесточенной борьбой различных общественных и церковных группировок. С одной стороны, идет борьба между гуманистами-просветителями и церковниками-об-скурантами; с другой стороны, идет еще более непримиримая борьба между римской церковью и вновь возникшей протестантской церковью.

В это время появились замечательные сочинения, направленные против церковной ограниченности и невежества ее служителей. Особенную известность получили такие произведения, как «Похвала глупости» Эразма Роттердамского, коллективная сатира «Письма темных людей», высмеивающая невежество служителей католической церкви, памфлеты Ульриха фон Гуттена, призывающие к раскрепощению мысли.

Просветительные тенденции эпохи Возрождения привели к сильному развитию светской науки — гуманистической философии и экспериментального естествознания. Среди великих ученых этого времени необходимо отметить Николая Коперника и Джордано Бруно, в области медицины — анатома Андрея Везалия, создателя хирургии Амбруаза Паре.

Чувствуя свое господство поколебленным, католическая церковь усиливает инквизицию, беспощадно преследуя инакомыслящих независимо от того, выступали ли в качестве инакомыслящих сектанты, представители точных наук или философы. В Нидерландах ведется длительная война с целью уничтожить протестантизм; во Франции производится организованный погром и истребление протестантов католиками в ночь на 24 августа 1572 года, вошедшую в историю под именем Варфоломеевской ночи. В середине XVI века был основан орден иезуитов, главной задачей которого является воинствующая поддержка папской власти.

В первой половине XVI века книгопечатание сделалось общераспространенным и общедоступным, и все течения мысли, общественные и политические движения находили отражение в потоке выходящих книг. Но и церковная цензура книг в этом столетии приобрела гораздо более универсальный и несравненно более суровый характер, чем в предыдущем веке. В XV веке цензура существовала далеко не повсеместно и ограничивалась предварительным одобрением намеченных к изданию книг со стороны специально назначенных коллегий при университетах или архиепископиях. В XVI веке цензура, действуя рука об руку с инквизицией, превратилась в грозный трибунал, уничтожавший неугодные книги на костре рукой палача, а иногда вместе с книгами сжигавший и их авторов. Так погибли известный писатель-гуманист и издатель Этьенн Доле, врач, открывший систему кровообращения, Мигель Сервето, великий ученый-философ Джордано Бруно.

В 1559 году был издан папский 1пс1ех НЬгогиш ргоЫЬИогит— указатель запрещенных книг, периодически переиздававшийся в дополненном виде вплоть до нашего времени. Кроме церковной цензуры в XVI веке возникает и светская. В некоторых городах издаются указы, запрещающие печатать книги, в которых могут содержаться высказывания против короля, церкви и городских властей. Попытки некоторых издателей выпускать запрещенные книги без указания места печатания и имени издателя или печатника быстро пресекаются властями.

Во Франции объявляется закон, по которому имя печатника так же, как место и год печатания, должны обязательно проставляться на каждой книге; этот закон проводится и в других странах.

В технической и художественной эволюции книгопечатания решающее значение имел XVI век. От прежде единого книго-производства начали отделяться смежные отрасли. Так, например, из типографского производства стало выделяться словолитное дело, приобретая характер самостоятельной отрасли.

Теперь не было необходимости при организации типографии рисовать и отливать шрифты — их можно было купить.

Отпала также необходимость иметь типографию для того, чтобы заниматься производством книг: существовало достаточное число типографий, готовых за деньги выполнить любой заказ. Процесс отделения издательского дела от типографского наметился еще в XV веке, а в XVI веке многие издательства не имели типографий.

Позднее от книгопроизводства отделилось книгораспростране-ние, и продажа книг превратилась в самостоятельную отрасль торговли. Все перечисленные процессы приводили в конечном счете к одному результату — к демократизации и популяризации книги. Книга становилась дешевой, легко доступной каждому умеющему читать, а не только ученым по профессии.

В XV веке начинается укрупнение книгопроизводства, а в начале XVI века возникают крупнейшие издательские и типографские предприятия, постепенно поглотившие мелкие типографии. Развитие книжной торговли делает ненужным существование сотен мелких типографий в городах и монастырях. Крупные издательские фирмы существуют долгие годы, переходя по наследству от отца к сыну; приобретают известность большие семьи печатников, где дети с самого раннего возраста воспитываются в обстановке производства книги и впитывают культуру издательского дела. Такими крупными издателями были уже известная нам семья Мануциев в Венеции, семья Джунта во Флоренции; наибольшую славу приобрела семья Этьеннов в Париже.

В области книжного оформления XVI век дал много замечательного. Возникла теория рисования шрифта, в разработке которой принимали участие крупные художники.

В 1509 году итальянец Лука Пачиоли выпустил трактат «Божественная пропорция», уделив в нем большое внимание вопросу рисования шрифтов. Великий немецкий художник Альбрехт Дюрер в сочинении «Наука измерения», вышедшем в 1525 году, значительную часть книги посвящает также построению шрифта (рис. 25). В 1529 году французский художник и печатник Жоффруа Тори написал трактат о типографском искусстве, и в частности о построении шрифтов, назвав его «Цветущий луг».

Во всех странах Западной Европы в XVI веке достигло высшего расцвета искусство иллюстрации. В течение первой половины века безраздельно господствовала гравюра на дереве; во второй половине XVI века начинает распространяться гравюра на меди, более дорогая по стоимости, потому что она требует печатания иллюстраций отдельно от текста, но зато и более богатая по изобразительным возможностям.

Гравюра на меди — способ глубокой печати, при котором линии рисунка углубляются в металле. Это углубление линий в плоскости медной доски можно произвести либо механическим способом, то есть процарапыванием посредством острого стального орудия, либо химическим, то есть протравливанием медной доски азотной кислотой1, либо, наконец, сочетанием обоих методов. Существует большое количество различных способов обработки медной доски, и каждый из них дает совершенно особый художественный результат. Когда применяют травление, то медную доску покрывают лаком, поверхность его коптят (чтобы лучше видеть штрихи, проведенные иглой по лаку), и рисунок процарапывают на лаке линиями и точками разной глубины и толщины. Затем к доске приделывают бортики из воска и заливают ее кислотой; кислота разъедает медь в тех местах, где поверхность доски не защищена лаком. Когда травление закончено, восковые бортики

1 Этот способ получил название офорт — от французского названия азотной кислоты.

тлеЬ Ь> .Гд[|о сг|ИкЬ 1л$ Ьт диргаГмт $т] «п вт ебсгеп Шпт опии МсгЬс* иче (1с Го: (1м Г аИсш Ьст Г ситец$113(л# оЬтмтт стес?алОотЬт . д.Ь.лЬсга11((еидсцеп Реп» .6. |г1пгср^ |п ли# 1Пс го.^апмсГ} *аиЬ Реи Ь:стсп о:с|1псЬ ли# Рст ссГРси N1 рЬ'си)! Рсг ли(г*ф1 Ькго гпР 1чс итсЫш].с.('.ЬсгдЬ дцрче $и'СгеЬ/.Р.л!Го Рл&$ ич(еЬсп Рст.Р.сл епРс Рс* иисе »Ре$ ;шр Кч1чт 1ег ЫсрЬ тР м$ ишсгсс? 1лрЫсрЬсп аЬсгодт йстДГФяОД' т С1И к'ямзли^.<533вг’м ^писЫ(1аи(усп|]т.

С {^\ Хб.т.тлф игшсНстге!)# т (ст (Устги]. а. Ь. с. Р. егрИсЬ >сцф Г'се ЬирдЬт (сЬпиЖп - 1 ш/гсфгт (1пф ЬтРсг.д.с.смЦкмоЦ гчч^Рсгктз.л.Ь.&дтлсЬтлеЬРтлпРсгт (^1^6 Ркмсп Щ ери иЬсп Ш гсп Рсг (сш}.а.Ь. (а: Рсг (пЧт.Ь. р. л!(о Рл* (Ь оЬт шР мРси м Рсг (хепиьз лп гигсп. флтлф (Ы иоффси Рт иг'спеп эй^т Рее ЦЪЬт ли('Рсг 1ии.с. Р. ши о, нет ушшш. с. т Рсг тик поп стдпРсг, опР гср# ст Ь:стсН $шз ли# Рст |с:Рсгт бЬсгсп сс? Ре* Шиш йьзео тРт т Рт рипас. с. 0лтлф Зсиф Рю Рйппт }тз пои Рст.с.пчРсг пЬсг#ф Ьф т Рл* (с:Рсг сс* Рей Ь.чтт аи(тсф1си $и$ей пи Рее тпсгси оЬегси ей Рсг $и$ Ре# Ьи|1а6с (сЫгсп# пи ли# лЬег ли# пчиРиз ^с& »|кос!>сп пиРсп Ри иосл ли('гссЬгси Низ (ф1Гнфли|гЬсРсп (степ ли# иче Ри ш Реп (гсРсгт Ьи|?л Ьс ЬегиЫ Ь||1.ЭДегеб лиф (о тли 1ч(с ЬирлЬт тиРег (сРсгси (сЬ:с|№ Рд» шли |1е т аист ии (14 тлфт, лЬег отЬ Осике ачИсп 5и тОстс^ст 1|1 Р1(с* ри|1лЬ Ре*

плфинс<4’|1«аирзсг1(|сп.

Рис. 25. Страница из книги А. Дюрера «Искусство измерения»

(Нюрнберг, 1525)

удаляют, остатки лака смывают, и на доске остается протравленный рисунок; обычно художник дополнительно подправляет его штихелем или иглой. Чтобы отпечатать гравюру с готовой медной доски, надо покрыть ее краской таким образом, чтобы она заполнила углубленные линии, затем стереть лишнюю краску с поверхности доски. Печатают с медной доски на особом станке, применяя сильное давление, необходимое для того, чтобы краска из углублений в доске перешла на бумагу.

Важным элементом украшения книги в XV веке становится типографская марка; первоначально ее помещали в конце книги при колофоне, позднее в связи с возникновением самостоятельного титульного листа в начале книги марку стали помещать на титульном листе, здесь она являлась составной частью его композиции. Очень часто типографскую марку отпечатывали и в конце текста. Многие издательские марки, исключительно красивые по рисунку, украшали титульный лист. Во многих случаях марка заменяла имя типографщика; каждый издатель имел деревянные или металлические клише, предназначенные для марок разных размеров соответственно формату книг, большей частью они были разными по рисунку, но имели одно и то же графическое содержание.

Содержание книг в XVI веке становится бесконечно разнообразным и постепенно охватывает все отрасли знания. Из авторов XVI века двое, вне всякого сравнения превосходят прочих огромным количеством изданий и влиянием на современников: светский писатель гуманист-филолог Эразм Роттердамский и церковный реформатор Мартин Лютер. Специальные типографии были заняты размножением их сочинений.

Наряду с научной и церковной литературой в невероятно» большом количестве (особенно в Германии) выпускаются летучие брошюры и листовки на злобу дня, политические и религиозные памфлеты. Главная масса немецких брошюр посвящена реформации; с ними тесно связаны брошюры, касающиеся крестьянской войны. В этих брошюрах производилась защита прав крестьян, восставших против притеснений со стороны помещиков и духовенства. В сотнях брошюр нашел отражение турецкий вопрос; в это время он приобрел чрезвычайную остроту вследствие вторжения турок на территорию Венгрии и Австрии.



История письменности и книги, Кацпржак Е. И.