ХРИСТОФОР ПЛАНТЕН


В середине XVI века в Антверпен, богатейший город южных Нидерландов, переселился француз Христофор Плантен (1514— 1589), бежавший из Франции от религиозных преследований. Не имея средств, Плантен взялся за переплетное ремесло. После несчастного случая Плантен лишился руки и не мог продолжать работать. Он решил заняться типографским делом. В 1555 году он закончил устройство типографии и приступил к изданию книг. Плантен прилагал все усилия к тому, чтобы его издания были во всех отношениях выдающимися: шрифты заказывал лучшим словолитчикам в Париже, в качестве иллюстраторов и рисовальщиков

украшений приглашал известных художников, держал опытных корректоров, подобно Альду Мануцию и Роберу Этьенну находился в постоянной связи с крупнейшими учеными.

Жизнь и деятельность Христофора Плантена была наполнена такими событиями, которые могли бы заставить менее энергичного человека отказаться от издания книг. В самом начале своей деятельности он был обвинен в том, что в его типографии были отпечатаны брошюры гугенотов. Плантену пришлось бежать и скрываться в течение года. Возвратившись в Антверпен, Плантен узнал, что его типография сгорела. Он принялся энергично за ее восстановление и вновь начал работу. Через несколько лет испанские солдаты, находившиеся в Антверпене, подняли восстание и разрушили город. Типография Плантена была уничтожена, и третий раз он с прежней энергией восстановил ее. К концу жизни Плантен переехал в крупный голландский город Лейден и стал там типографом Лейденского университета.

Плантен напечатал более тысячи книг, среди которых есть издания очень большого объема. Содержание книг самое разнообразное: тексты классических писателей, сочинения по филологии, истории, математике, географии, мореплаванию, литургические и богословские книги. Самой замечательной книгой, изданной Плантеном, считается «Библия», напечатанная на нескольких языках: еврейском, халдейском, греческом и латинском. Над сложнейшим набором и печатанием книги трудилось 40 рабочих; издание состоит из восьми фолиантов, печаталось оно с 1568 до 1572 года. Когда «Библия» была напечатана, начались длительные затруднения с цензурой и инквизицией, которые намеревались запретить выпуск в свет этого научного издания, занеся его в папский 1пс1ех. Только в 1580 году удалось окончательно преодолеть все затруднения и угрозы, а Плантен за этот труд получил титул «королевского печатника» испанского короля.

В оформление изданий Плантен внес много нового. Его типография располагала огромным количеством шрифтов: латинскими шрифтами прекрасных рисунков, изящными курсивами, греческими и восточными шрифтами — еврейским и сирийским. Красивое оформление полос и применение виньеток свидетельствуют о большом вкусе издателя; титульные листы заключены в рамки, которые рисовали лучшие художники.

Главная заслуга Плантена в книжном искусстве состояла в том, что он начал широко применять гравюру на меди в качестве способа воспроизведения иллюстраций и книжных украшений, и чем далее, тем в более широких размерах. Впоследствии гравюра на меди почти вовсе вытеснила гравюру на дереве. Марка Плантена, изображающая руку, которая держит циркуль, с девизом «Трудом и постоянством» применялась более чем в ста вариантах.

После смерти Плантена издательское дело продолжали его наследники. В первой половине XVII века типография пережила

РКАЫС15С1

УАЬЕЗП

С^ГЬЬОЯР^ М К.ЕС15 Раса*

\гЫгст отпет секЬпогст ^ СаШз

поГсез,аЬаппоСЬпШ м. ю. хш.

иГдие ас! аппит хпеипгет

АЬЬО

ЛУКЕ

А О А

«<

И

•4 О

ои 8

Б V N I А N М О

М. Г). XXXIX.

гшйефо ай йссеппшт "

Рис. 27. Одно из изданий Э. Доле (Лион, 1539)

новый расцвет, после которого наступил упадок; фактически типография просуществовала до 1865 года. Благодаря заботливости владельцев типографии сохранилось все оборудование наборной и печатни, корректорской и словолитни XVI—XVII веков, а также все деловые бумаги, письма и конторские книги за 300 лет. В 1875 году дом Плантена приобрел город Антверпен и превратил его в музей.

На рис. 28 дано изображение титульного листа одного из изданий наследников Плантена с его типографской маркой.



История письменности и книги, Кацпржак Е. И.