ОБЩИЙ ХАРАКТЕР КНИГОПЕЧАТАНИЯ


§ 31. ОБЩИЙ ХАРАКТЕР КНИГОПЕЧАТАНИЯ

С конца XVI века мировое первенство по книжной продукции переходит к Голландии. После окончания борьбы за независимость быстро возрастает экономическое значение Голландии, расширяются ее торговые связи и промышленность. Голландия была первой из европейских стран, в которой феодальный строй сменился буржуазным.

Рост материального благополучия крупной и мелкой буржуазии вызвал повышенный спрос на книгу. В Голландии издавалось множество сочинений как по гуманитарным наукам, так и по математике, астрономии, географии, кораблестроению, технике, медицине и т. д. Росту книжного производства и книжной торговли способствовала такая широкая свобода печати, какой не существовало ни в какой другой стране того времени. Под свободой печати для того исторического периода следует понимать свободу высказывания против феодальных порядков и католической церкви. Голландия сделалась убежищем для всех преследуемых за религиозные убеждения и постепенно стала центром зарубежной печати для Франции, где цензура, так же как в Англии и Испании, была чрезвычайно сурова.

В XVII веке возникли новые типы печатных произведений, имевшие большое общественное и культурное значение, — газеты. Они начинают выходить регулярно сначала в Германии, а затем и в других странах. Уже в XVI веке выпускались листки, посвященные каким-либо значительным событиям. Эти листки подготовляли почву для выпуска газет. Первой постоянной газетой была «Франкфуртская газета», начавшая выходить в 1637 году.

В XVII веке, чрезвычайно насыщенном крупными историческими событиями, как Тридцатилетняя война, буржуазная английская революция, большого развития достигла политическая книга и политическая брошюра. Политическая книга приняла разнообразные формы от политических выступлений, в которых

РАШоСешпАя, & лЬ гаЫтя ЛиЯогмтяпи.

Рис. 28. Юст Липсий «О библиотеках», печать типографии Плантенов

(Антверпен, 1607)

отразилась борьба классов, до памфлетов, имевших кратковременное значение. Большое количество памфлетов выходило в Германии в период Тридцатилетней войны. Во Франции во время правления кардинала Мазарини политическая брошюра издавалась в невероятно больших количествах названий. Брошюры, направленные против Мазарини и его борьбы с аристократической оппозицией, так называемой «фрондой», выходили чуть ли не ежедневно, обычно без указания места печатания. Тем же оружием пользовался и Мазарини, будучи сам автором многих памфлетов. Вся эта обширная политическая литература получила название «Ма-заринад».

В Англии, в период буржуазной революции, политическая книга получила широкое развитие. Замечательным историческим памятником середины XVII века является знаменитая речь одного из деятелей революции, известного поэта Джона Мильтона, произнесенная им в парламенте в 1644 году. Эта речь получила название «Ареопагитика, или речь о свободе печати» и содержала горячий призыв к уничтожению цензуры.

Производство книги в XVII веке в количественном отношении сильно возрастает, но зато происходит общее снижение качества изданий, которое начинается в перврй половине XVII века и достигает самой низкой точки во второй его половине. И печать и бумага становятся значительно хуже.

Эта эпоха дала немало замечательных по оформлению произведений.

В области книжной иллюстрации гравюра на меди почти целиком вытесняет гравюру на дереве. В XVII веке, когда происходил усиленный захват колоний и развитие торгового мореплавания, выпускались огромные географические атласы и многотомные серии географического содержания с большим числом иллюстраций на меди. Лучшие атласы и карты издавались фирмой Блей в Амстердаме. К этому же времени относится собрание «Топографий», то есть описаний отдельных стран с гравюрами Маттеуса Мериана и его сыновей; это собрание состояло из 31 тома форматом т 1оНо, печаталось оно во Франкфурте с 1642 по 1688 год.

§ 32. ФИРМА ЭЛЬЗЕВИРОВ

Центральное место в книжном деле XVII века занимала голландская фирма Эльзевиров (1592—1712). Занять это место фирме Эльзевиров удалось не только благодаря высокому качеству изданий, но и вследствие новых введенных ею методов книжной торговли. Фирма Эльзевиров настойчиво стремилась вынести книжную торговлю за пределы своей страны, сделать ее международной. В Германии, Франции, Англии, Италии, Дании — всюду открывали Эльзевиры филиалы или агентства. Главным центром издательской деятельности Эльзевиров в первой половине XVII века был университетский город Лейден; во второй

половине XVII века лейденская типография приходит в упадок, но зато период расцвета переживает типография в Амстердаме. Существовали также филиалы в Гааге и в Утрехте, но большого значения они не имели.

Эльзевиры напечатали в общей сложности около 2200 книг и 2500—3000 университетских диссертаций. Несмотря на то что сами Эльзевиры не были учеными, им удалось собрать в своих изданиях сочинения знаменитых ученых и писателей своего времени по всем отраслям знаний.

Замечательных успехов Эльзевиры достигли в оформлении книг. Часто титульный лист гравирован на меди; заставки, концовки и инициалы отличаются тонкостью рисунка, которая очень хорошо вяжется с тонкостью шрифта. Они сумели также соединить литературные достоинства и изящную внешность книг со значительным снижением их стоимости; отсюда небывалый коммерческий успех их изданий. Удешевление книги было достигнуто благодаря повышению тиража, уменьшению формата и соответствующему уменьшению шрифта, но без ущерба для удобочитаемости. Этот замечательный шрифт, несравненный по красоте и четкости, создал амстердамский словолитчик Христоффель ван Дик; в позднейшие эпохи этот шрифт много раз был предметом подражания. Уменьшение формата с успехом применялось еще итальянскими и французскими печатниками первой половины XVI века, но они остановились на малой восьмушке; Эльзевиры же пошли дальше: они ввели узкий формат в двенадцатую долю листа (12,5Х7>5 см), а иногда и еще меньше.

Эльзевиры оставили такой глубокий след в истории издательского дела, что их имя сделалось нарицательным в следующих значениях: эльзевирами называют изданные ими книги; эльзевиром называют созданный ими рисунок шрифта; наконец, эльзе-вирным форматом называют размер их изданий.

Эльзевиры употребляли несколько разных издательских марок: отшельник под деревом, глобус, орел; одну из этих марок можно видеть на рис. 29 — это богиня Минерва под деревом, марка, помещавшаяся на амстердамских изданиях.

§ 33. КОРОЛЕВСКАЯ ТИПОГРАФИЯ В ПАРИЖЕ

В 1640 году, когда отмечался двухсотлетний юбилей изобретения книгопечатания, король Людовик XIII по совету Ришелье основал в Париже королевскую типографию. Это полиграфическое предприятие, при Наполеонах именовавшееся императорской, а при республике — национальной типографией, существует до настоящего времени и в течение трехсот лет хранит традиции строгой, правильной и роскошной печати. При основании типографии сделали все для того, чтобы поднять издания на самый высокий уровень. Во главе типографии был поставлен выдающийся печатник Себастьян Крамуази; не жалели средств

г

К Е N А Т I

Б Е 5-С АЕ.ТЕ5

Р К IN СIРI А

РН1Ь050РН1А.

Ципс Летит Ьас ЕАт геев-&тиу & тепАм ехрнг^ш.

АМ8ТЕ10ЯАМ1,

Арис! ЬисЗоуюит & Оаше1ет Е1геушо$,

Аппо с1э 1эс ьуь

Снт ГгIVИщи,

Рис. 29. Рене Декарт «Основания философии». Издание Эльзевиров (Амстердам, 1656)

для снабжения ее разнообразными шрифтами самых лучших рисунков. Помимо красивых латинских прямых и курсивных шрифтов и знаменитого греческого, отлитого при Франциске I для Робера Этьенна, королевская типография располагала замечательным комплектом восточных шрифтов. При Людовике XIV типографию снова расширили и пополнили новым шрифтом «королевским латинским». По замыслу Ришелье и согласно желанию королей, издания королевской типографии должны были затмить все книги, выходившие в других местах. Это в значительной мере определяло и роскошную внешность ее изданий: большие форматы, великолепные гравюры, роскошные переплеты из красного сафьяна с королевскими лилиями на крышках.

§ 34. НАЧАЛО КНИГОПЕЧАТАНИЯ В СЕВЕРНОЙ АМЕРИКЕ

Книгопечатание в Северной Америке, бывшей в то время колонией Англии, началось только в XVII веке. Первая типография открылась в городе Кембридже (штат Массачузетс) в 1639 году. Первым печатником был слесарь Стифен Дэй, сделавшийся основателем книгопечатания в Америке вследствие следующих случайных обстоятельств. Один английский проповедник закупил в Англии типографские материалы и отправился с ними в североамериканские колонии, но умер на корабле во время пути. Вдова умершего поручила оборудовать привезенными материалами типографию Стифену Дэю, что он и сделал. Первые книги, вышедшие из его типографии, были «Клятва гражданина» (1639) и «Книга псалмов» (1640). В 1675 году открылась типография в Бостоне, развившая большую деятельность. До конца XVII века в Северной Америке, главным образом в Кембридже и Бостоне, было напечатано приблизительно 900 книг.



История письменности и книги, Кацпржак Е. И.