СЛОВОЛИТНОЕ ДЕЛО


§ 36. СЛОВОЛИТНОЕ ДЕЛО

Если в иллюстрационном искусстве XVIII века Франции принадлежит первое место, то в создании шрифтов и словолитном деле состязались все страны Западной Европы, и трудно какой-нибудь из них отдать преимущество. Совместные усилия мастеров XVIII века над усовершенствованием шрифтов имели величайшее значение для эволюции этих шрифтов.

Работа над усовершенствованием шрифтов в XVIII веке в основном шла по двум основным направлениям: во-первых, были созданы новые рисунки наборных типографских шрифтов настолько жизнеспособные, что многие из них продолжают существовать до нашего времени, во-вторых, неизмеримо возрастает умение пользоваться шрифтами для получения хорошо оформленной книжной полосы.

В Голландии в XVII веке стали знаменитыми шрифты Эльзевиров, их постоянно вывозили за границу. В 1703 году в Гаар-леме Исаак Энсхеде основал новую первоклассную словолитню, существующую до настоящего времени. Члены семьи Энсхеде всюду, где только было возможно, скупали старые типографские шрифты и словолитни и составили таким путем единственное собрание шрифтов начиная с XV века.

В Англии первым рисовальщиком шрифтов и словолитчиком был Уильям Кезлон (1692—1766), основавший словолитню в Лондоне в 1720 году. По общему признанию, его шрифты по красоте и разнообразию превосходят голландские. Кезлон создал новые рисунки антиквы, а также готический и арабский шрифты. Словолитни существовали в Англии и до Кезлона, но английские печатники не удовлетворялись шрифтами этих словолитен и предпочитали ввозить их из-за границы, главным образом из Голландии; Кезлон освободил их от этого ввоза. Современником и соперником Кезлона был Джон Баскервилль.

Во Франции замечательным словолитчиком был Пьер Симон Фурнье (1712—1768), человек исключительных способностей. В 1736 году в Париже Фурнье основал словолитню и помимо

шрифтов прославился литыми наборными украшениями. Вместе с тем Фурнье был выдающимся теоретиком и положил начало науке об измерении шрифтов, так называемой типометрии1, которую впоследствии усовершенствовал Франсуа Амбруаз Дидо. Среди его сочинений основное значение имеет «Руководство к типографии». На рис. 32 показаны титульный лист и фронтиспис

Рис. 32. Фронтиспис и титульный лист «Руководства к типографии Фурнье»

(Париж, 1764)

«Руководства к типографии» Фурнье. Рисунок изображает типографию, работу в которой производят амуры. Эта характерная деталь была свойственна стилю рококо.



История письменности и книги, Кацпржак Е. И.