ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС В КНИГОПЕЧАТАНИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА


ГЛАВА ДЕСЯТАЯ

КНИГА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ ПРИ КАПИТАЛИЗМЕ

§ 38. ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС В КНИГОПЕЧАТАНИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА

Девятнадцатый век во всех странах был веком укрепления буржуазного строя на базе капиталистического производства. В первую половину XIX века появляется ряд новых изобретений и усовершенствований во всех областях техники. Этот период называют эпохой промышленного переворота. Технический прогресс происходит и в области техники книгопечатания, причем он проявляется в одинаковой степени по двум основным линиям книго-производства: в собственно книгопечатной и в графических

искусствах.

В производстве бумаги также произошли значительные изменения, способствовавшие увеличению бумажной продукции и удешевлению книги. В конце XVIII века французский рабочий Луи Робер изобрел производство бумаги машинным способом.

В 1811 году Кениг и Бауэр изобрели так называемую скоропечатную машину. В этой машине набор, а позднее стереотип помещался на плоской поверхности (талере), а бумага — на соприкасающемся с набором цилиндре. Печатание на таких машинах производилось с большой быстротой: можно было получить 1500 оттисков в час.

Как уже указывалось, основной принцип техники книгопечатания, изобретенной Гутенбергом, состоял в том, что наборную форму составляли из отдельных литер. В XIX веке обнаружилась обратная тенденция в принципе техники книгопечатания — отдельные литеры пытаются слить в целую полосу с той разницей, что эту полосу (форму) не гравировали, а отливали из того же металла, из какого отливали и отдельные литеры. Этот новый способ техники книгопечатания получил название стереотипии.

Впервые пытались стереотипировать наборную форму в начале XVIII века, но в то время стереотипирование не нашло применения, так как не было потребности в ускорении полиграфического процесса. В конце XVIII века парижская фирма Дидо

возобновила эти опыты и стала выпускать стереотипные издания в широких размерах.

В 1829 году парижский наборщик Жену изобрел новый способ стереотипирования, который заключается в следующем. Размягченную бумажную массу накладывают на наборную форму и получают матрицу; после того как бумажная матрица высохнет, в нее наливают расплавленный металл и получают стереотип — металлическую пластину, точно воспроизводящую типографский набор. Стереотипная печатная форма дает возможность быстро отлить несколько других печатных форм и печатать на нескольких машинах или даже в нескольких типографиях; стереотипия позволяет давать неограниченно большие тиражи. Для книг, имеющих большие тиражи и требующих повторных изданий, для газет и многих других видов произведений печати стереотипия является незаменимой, так как дает возможность в течение длительного срока сохранять матрицы. Стереотипия в силу больших преимуществ нашла повсеместное распространение.

Важнейшим изобретением в технике книгопечатания был новый способ печати — так называемая плоская печать (литография1), — одинаково пригодный как для размножения текстов, так и для воспроизведения иллюстраций. Изобретателем литографии был немец Алоизий Зенефельдер (1771—1834); первые его опыты относятся к 1796 году. Сущность литографского способа печати состоит в следующем: на отполированную поверхность зернистого камня наносят жирным карандашом рисунок, травят камень кислотами и покрывают печатной краской. Предварительно камень смачивают водой, чтобы краска не пристала к влажным, свободным от рисунка местам. Таким образом, печатание производят с плоской поверхности камня, обработанного химическим путем. Литография — более дешевый способ, чем печатание подвижными литерами. Посредством литографии можно воспроизвести и текст и рисунок любой сложности. Поэтому к литографскому способу печати часто прибегают в тех случаях, когда набор слишком сложен и требует большого количества разнообразных знаков. Вследствие этого литография широко применялась для печатания нот, а также для печатания текстов на восточных языках.

Следующим важным изобретением, способствовавшим удешевлению и ускорению техники воспроизведения иллюстрации, было изобретение торцовой гравюры, сделанное английским художником Томасом Бьюиком (1753—1828) в конце XVIII века. До изобретения Бьюика иллюстрации воспроизводили при помощи обрезной гравюры, для чего дерево распиливали по длине ствола и на этом срезе ножом наносили рисунок. Способом обрезной гравюры в XV и XVI веках были созданы замечатель

1 Литография — от греческих слов литое — камень, графо — пишу.

ные иллюстрации, но он был все же ограничен в своих возможностях: им нельзя было передавать тона и полутона. Бьюик стал наносить рисунки на поперечном распиле дерева (торце), который был гораздо тверже и давал возможность применять штихель и другие стальные инструменты, какими пользуются для гравирования медных досок. При таком способе гравирования становится

возможной передача тонов, переходов от света к тени, поэтому торцовая гравюра получила также название тоновой. На рис. 36 дана страница из книги Томаса Бьюика «История птиц Британии»; иллюстрация сделана с торцовой гравюры.

С начала XIX века литография и тоновая гравюра почти совсем вытеснили старые способы воспроизведения иллюстраций.

В 30-х и 40-х годах XIX века для дорогих изданий стали применять гравюру на стали. Этот способ особенно широко использовался в Англии для особого типа изданий, так называемых подарочных. При этом способе рисунки гравировали на мягкой стали, после чего сталь подвергали закалке. Преимущество этого способа состояло в том, что со стальной доски можно сделать значительно большее количество отпечатков, чем с медной. Но зато изобразительные возможности при отделке стали значительно меньше, чем в медной гравюре: сталь дает сухой и холодноватый оттенок. Этот способ вскоре вышел из употребления.



История письменности и книги, Кацпржак Е. И.