ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА


Во второй половине XIX века, после революции 1848 года, во всех странах Европы широко развивается газетное и журнальное дело. Книгоиздательства выпускают большое количество высокотиражных изданий. Капиталистическая система производства книги и конкуренция заставляют искать способы ускорить процесс печатания, в особенности газет.

Настоятельно вставал вопрос о замене ручного набора машинным. Изобретатели дают несколько конструкций наборных и словолитных машин. Первая попытка создать автоматическую наборную машину принадлежит русскому изобретателю П. П. Княгининскому и относится к 1870 году. Изобретение Кня-гининского не нашло применения в производстве (см. стр. 286). В 1886 году американский немец Отмар Мергенталер создал строкоотливную наборную машину, называемую

линотипом. Работают на этой машине так же, как на пишущей машинке. При ударе на клавиш из запасного магазина выскакивает металлическая матрица и становится на специальную линейку, на которой собирается целая строка матриц. После окончания набора строка заливается расплавленным металлом, и получается цельнометаллическая строка, с которой можно производить печатание.

Для того чтобы ускорить процесс печатания, плоскопечатные машины, имеющие небольшую производительность — 1500— 1800 оттисков в час, заменяются ротационными печатными машинами, обладающими огромной скоростью печатания (до 100 тысяч оттисков в час). В ротационных печатных машинах печатание производится на двух соприкасающихся друг с другом цилиндрах: на одном из них помещена печатная форма (стереотип), а на другом — бумага. На ротационных машинах можно печатать одновременно на обеих сторонах листа, а при наличии в машине нескольких цилиндров производительность увеличивается в несколько раз.

Крупные усовершенствования вносятся в репродукционную технику. Полный переворот в технике воспроизведения иллюстраций произошел после изобретения фотографии в 1840 году и так называемых фотомеханических процессов воспроизведения рисунков. Через некоторое время после изобретения фотографии пытались иллюстрировать книги фотографическими отпечатками, но этот способ был скоро оставлен, так как он был дорог и малопрактичен вследствие выцветания отпечатков.

В 1867 году был изобретен фотомеханический процесс изготовления клише — цинкография. При этом способе рисунок, полученный на фотографическом негативе, переводят световым способом на цинковую пластинку. Линии, составляющие рисунок, покрывают защитным слоем лака, после чего пластинку протравливают кислотами. Таким образом получают клише, предназначенное для высокой печати. Это клише точно соответствует гравюре на дереве, но изготовлено оно не рукой художника, а механическим и химическим путем.

В 1882 году был изобретен способ сетчатой цинкографии, или автотипии, соответствующий тоновой гравюре на дереве. Этот способ состоит в том, что объект фотографируют через мелкую сетку (растр); затем изображение переводят на цинк; полоски, составляющие сетку, подвергают травлению, в результате которого остается изображение, состоящее из рельефных точек, более или менее крупных, местами настолько крупных, что эти точки сливаются и образуют темные пятна.

Вслед за этими двумя способами воспроизведения иллюстраций фотомеханические процессы возникают в большом числе один за другим. Сначала была изобретена автотипия-дуплекс, в которой черный отпечаток сочетается с цветным фоном, затем цветная цинкография, осуществляемая путем последова

тельного отпечатывания на одном и том же поле бумаги трех (красного, желтого и синего) или более сетчатых клише. Новую эру открыла фотомеханическая углубленная гравюра (гелиогравюра, меццо-тинто).

К фотомеханическим процессам относится и фототипия, пользующаяся желатиновым клише. В конце XIX века был изобретен также способ перевода фотографии на камень — фотолитография. В те же годы большое распространение получает наиболее дешевый способ производства цветной иллюстрации — цветная литография, или хромолитография. Этот способ широко применялся для воспроизведения обложек дешевых книг, выполняя роль рекламы: яркая, бросающаяся в глаза обложка книги привлекает покупателя. Хромолитография применялась главным образом для оформления детских книг и так называемых книг «для народа». Во Франции, в небольшом городке Эпиналь, все население занималось полукустарным производством детской и популярной книги, оформленной цветной литографией. Издания эти так и называются «Эпиналь». Наряду с книгой в Эпинале производились картинки, религиозные изображения, иллюстрации к народным песням, сказкам и легендам.

Во второй половине XIX века, особенно после франко-прусской войны 1870—1871 годов, в литературе и искусстве господствует буржуазный вкус, выражающийся в ложнореалистическом направлении. Влияние этого направления на книгу сказалось в резком падении качества оформления. Частные издатели в Германии, особенно во Франции, выпускают издания с кричащей внешностью, расточительно применяют на переплете золото, печатают на плотной, но ломкой и скоро темнеющей бумаге, используют бездарные иллюстрации, иногда снятые фотографическим путем прямо с натуры.

В это же время получили большое распространение так называемые библиофильские издания. Часть тиража этих изданий выходила в особом оформлении; печатали книги на дорогих сортах бумаги. Чтобы повысить цену некоторых экземпляров, их нумеровали. Эти книги, приводившие к еще большему падению художественного вкуса, были рассчитаны на богатого, но малокультурного покупателя.



История письменности и книги, Кацпржак Е. И.